МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО, ДОРОЖНОГО И КОММУНАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
руководящий нормативный документ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СРЕДСТВ ШУМОЗАЩИТЫ И МЕТОДЫ ИХ РАСЧЕТА
РД 22-4-78
МОСКВА
РАЗРАБОТАН Ленинградским институтом инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ)
Проректор института по научной работе Филиппов М. М.
Заведующий кафедрой «Охрана труда» Маслов Н. Н.
Руководитель отраслевой научно-исследовательской лаборатории по борьбе с производственным шумом Иванов Н. И.
Старший инженер Курцев Г. М.
Горьковским инженерно-строительным институтом им. Чкалова
Проректор института по научной работе Шибанов В. Н.
Заведующий кафедрой «Архитектура» Седов М. С.
Доцент Бобылев В. Н.
Всесоюзным научно-исследовательским институтом строительного и дорожного машиностроения (ВНИИСтройдормаш)
Начальник КБ института Вогау А. Б.
Заведующий отделом эргономики Нифонтов А. О.
Заведующий лабораторией безопасности конструкций машин Турбанов И. М.
СОГЛАСОВАН головным отделом стандартизации
Заведующий отделом Сорокин А. Н.
УТВЕРЖДЕН директором ВНИИстройдормаш Бауманом В. А. 28 сентября 1978 г.
рд 22-4-78 Сто. II
Схема 12. Двигатель отделен от кабины танбуром. Шум выхлопа проникает в кабину через все ее поверхности ограждения, за исключением пола и задней стенки. Шум двигателя проникает в кабину через заднюю стенку, при этом происходит дополнительное затухание звуковой энергии за счет прохождения звука через тамбур.
Схема 13 к Шум выхлопа выведен под пол дизельного помещения. Основная доля шума выхлопа проникает в кабину через пол кабины*
3.1.1.5. При более сложных случаях нухно придерхиваться следующих правил:
если дополнительный источник шума (коробка передач, гидронасос, редуктор и др.) располохен снаружи кабины и примыкает к какому-либо элементу ограждения кабины, то следует считать, что звуковая энергия этого источника проникает через соответствующий элемент ограждения кабины;
если на машине имеется рабочий орган активного действия, излучающий при работе шум, то расчет доли шума от этого источника производится так хе, как и для двигателя, располагаемого без капота;
если источник шума располагается вместе с двигателем и их акустическая активность сравнима, то, наряду с составляющей воздушного шума двигателя внутреннего сгорания, аналогичным путем подсчитывается и доля шума этого источника.
3.1.2. Выполнение расчетов воздушного звука.
3.1.2.1* Расчеты воздушного звука выполняются при следующих предположениях;
источники звука являются источниками сферических звуковых волн звуковое поле в кабине принято диффузным; источники звука некогерентнн;
корпус двигателя, редуктор, рабочие органы вибрационного действия являются ненаправленными источниками звука;
Стр. 12 РЛ 22-4-78
выхлоп двигателя обладает направленность, в зависимости от направления среза выхлопной трубы по отношению к рабочему песту (черт.1).
3.1.2,2. Расчеты выполняются в октавных полосах со среднегеометрическими значениями частот 63, 125, 250, 500, 1000, 2000,
4000 и 8000 Гц.
3.1*2.3. Расчет огидэемой шумности на рабочем месте машин, инеюших схему типа I при действии двух источников корпуса двигателя и выхлопа, определяется по следующим формулам:
0>
^щНг+ПН-х-р,X, дБ, (3)
. pat. е рО& N.
где 1-*^ f t " соответственно доли шума выхлопа и двигатели на рабочем месте;
- спектр звуковой мощности выхлопа (выбирается в зависимости от типа двигателя по экспериментальным данным, приведенным в табл. 2 или по техническому паспорту двигателя), дБ;
- расстояние от среза выхлопной трубы до рабочего места, м;
- расстояние, на котором измеряется шум выхло-
па {%0 = 0,25 м);
- показатель направленности (см.черт.1);
- числовой коэффициент (при52г-^ » X =• 5 дБ;
при X = 8 дБ; при £? ,
Х= 11 дБ);
Таблица 2 |
ГГ |
Яаименова- |
-ч
CD
М
1 |
работы |
Уровни звуковой мощности в дБ в |
октавных полосах |
со |
Уровень |
пп |
ни© источ- |
|
об/мин |
ср^днвгбомэтричв сними |
част отами |
в Гц |
|
|
звука. |
|
ника |
Л «ъ ■ |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
ДВА |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
^8 |
|
а) Корпус двигателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Iх |
Д-21 |
20 |
1600 |
97,7 |
96,9 |
97,1 |
95,5 |
100,9 |
99,7 |
97 |
96,6 |
104,5 |
2х |
Д-21А |
25 |
1800 |
96,6 |
95,6 |
95,6 |
98,1 |
101,9 |
100,7 |
99,2 |
08,1 |
107,1 |
3х |
Д-144 |
60 |
200 |
106,2 |
97,1 |
99,1 |
102,5 |
107,2 |
106,2 |
100 |
96,2 |
111,1 |
4х |
Д-0ОН |
60 |
1800 |
106 |
101,2 |
98,2 |
99,5 |
103,4 |
99,8 |
91,9 |
85,7 |
106,5 |
5х |
Д-240 |
75 |
2200 |
107,6 |
98,4 |
100,2 |
103,2 |
106,6 |
104,3 |
95,6 |
89,1 |
110,3 |
6х |
Д-240Т |
100 |
2200 |
98,8 |
97,9 |
97,6 |
103,6 |
105,2 |
103,9 |
98,2 |
92,4 |
110 |
7х |
Д-66Н |
60 |
1750 |
103,4 |
97,6 |
105,6 |
105,9 |
107,7 |
105 |
99,1 |
95,2 |
111,4 |
8х |
Д-80ТК |
во |
1800 |
100,6 |
94,5 |
101,6 |
99,7 |
102,9 |
98,3 |
95,3 |
94 |
107,1 |
9х |
А-41Т |
110 |
1750 |
105,5 |
97,7 |
99,2 |
101,2 |
103,8 |
103,3 |
100 |
97,1 |
108,9 |
10х |
А-01М |
130 |
1700 |
109,5 |
101,1 |
100,5 |
102,4 |
103,7 |
101,8 |
97,1 |
89,8 |
108,1 |
11х |
А-01Т |
160 |
1700 |
108,8 100 |
98,4 |
102,3 |
104,5 |
103,6 |
99,9 |
96,6 |
109,2 |
12х |
Д-160 |
160 |
1250 |
109,3 |
102,1 |
104,2 |
108,9 |
108,2 |
108,2 |
101 |
96,7 |
113,1 |
13х |
Д-180 |
180 |
НОС |
121,9 |
111,1 |
109,3 |
108,8 |
108,6 |
106,1 |
99,6 |
94,9 |
112,9 |
|
РД 22-4-78 Стр. ТЗ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14х |
СНД-14Н |
80 |
1800 |
105,2 |
96,6 |
103 |
104,5 |
103,3 |
101,7 |
95,8 |
89,3 |
108,3 |
сл
X |
СМД-17К/18И 100 |
1900 |
101,6 |
101,3 |
102,5 |
107,5 |
103,9 |
102,5 |
97,8 |
92,1 |
109 |
16х |
СМД-19/20 |
125 |
1900 |
109,4 |
108,9 |
110,2 |
105,5 |
105,6 |
105,6 |
102,1 |
101,2 |
112 |
17х |
СМД-60 |
150 |
2000 |
94,5 |
97,3 |
104,7 |
103,4 |
106,1 |
102,7 |
98,4 |
95,6 |
109,7 |
18х |
СМД-62 |
165 |
2100 |
98,4 |
105,5 |
105,1 |
106,7 |
103,9 |
100,2 |
87 |
87 |
110,-9 |
19х |
СМД-64 |
150 |
1900 |
98,1 |
102,4 |
102,4 |
103,3 |
104,6 |
101,1 |
97,1 |
94,8 |
108,8 |
20х |
СМД-80 |
200 |
2000 |
96,6 |
101,4 |
107,7 |
108,3 |
110,5 |
108,1 |
104,8 |
102,5 |
114,5 |
21х |
Д-181Т |
150 |
2100 |
105,7 |
110,6 |
108,3 |
108,9 |
111,3 |
108,4 |
106,3 |
104,4 |
116,2 |
22х |
ЯМЗ-240Б |
285 |
1900 |
95,6 |
102 |
111,3 |
113,7 |
112,2 |
108 |
102,8 |
96,9 |
117,1 |
23хх |
Д-З'Л! |
40 |
1600 |
105 |
103 |
102 |
103 |
104 |
102 |
97 |
91 |
108 |
24хх |
Д-48 |
48 |
1600 |
111 |
107 |
105 |
101 |
98 |
99 |
95 |
91 |
104,5 |
25 хх |
Д-60 |
55 |
1700 |
103 |
107 |
109 |
105 |
106 |
105 |
101 |
97 |
110,5 |
26хх Д-60 |
60 |
1800 |
105 |
100 |
ЮЗ |
106 |
107 |
106 |
101 |
97 |
П1 |
27хх |
СМД-14 |
75 |
1750 |
105 |
106 |
107 |
108 |
109 |
1'08 |
103 |
97 |
113 |
28хх |
А-41 |
90 |
1750 |
97 |
95 |
96 |
100 |
104 |
104 |
102 |
95 |
108,5 |
29хх |
Д-108 |
108 |
1070 |
112 |
111 |
110 |
109 |
109 |
108 |
103 |
97 |
113,5 |
30^ |
Д-37И |
50 |
1800 |
100 |
101 |
102 |
102 |
105 |
104 |
102 |
95 |
109,5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
31й |
АМ-01 |
110 |
1600 |
113 |
110 |
32хх |
2Д-2Д125 |
300 |
1500 |
106 |
108 |
|
б) Выхлоп двигателя |
с глушителем |
|
33х |
Д-21А |
24 |
1800 |
121 |
122,5 |
34х |
д-еон |
60 |
1800 |
125 |
124 |
35х |
Д-И4 |
60 |
2100 |
126 |
114 |
36х |
Д-65Н |
64 |
1750 |
125,5 |
122,5 |
СО |
Д-240 |
75 |
2200 |
126 |
121 |
38х |
СМД-14Н |
80 |
1800 |
120,5 |
117 |
39х |
Д-160 ВТЗ |
90 |
2200 |
109 |
123,5 |
40х |
А-01М |
130 |
1700 |
126,5 |
121 |
41х |
Д-160Б |
140 |
1070 |
124,5 |
115,5 |
42х |
СМД-60 |
150 |
2000 |
113 |
113,5 |
43х |
СМД-64 |
150 |
1900 |
114,5 |
119 |
44х |
д-100 чта |
160 |
1250 |
124,5 |
122 |
45Х |
СМД-62 |
165 |
2100 |
112 |
119 |
46х |
Д-180 |
180 |
1100 |
137 |
121,5 |
X
X |
А-41 |
90 |
1750 |
119 |
121 |
7 |
8 |
9 |
10 |
n |
12 |
13 |
111 |
107 |
108 |
109 |
105 |
106 |
114 |
114 |
115 |
116 |
114 |
113 |
96 |
120 |
118 |
106 |
113,5 |
113,5 |
no |
103 |
118,5 |
114 |
107 |
110 |
107,5 |
109,5 |
101 |
116 |
101,5 |
106 |
107 |
107 |
103 |
98 |
112,5 |
111,5 |
113,5 |
112,5 |
110 |
no |
98,5 |
117,5 |
114 |
110 |
112,5 |
110,5 |
112 |
104,5 |
118 |
112 |
109 |
107,5 |
106 |
109 |
105 |
115 |
112 |
105 |
102 |
99,5 |
98,5 |
98,5 |
111,-5 |
117 |
115 |
115 |
115,5 |
113 |
102 |
120,5 |
111 |
106 |
103 |
104 |
101 |
107 |
112 |
115 |
113 |
109 |
105 |
105 |
100 |
114,5 |
113,5 |
ПЗ |
109 |
105 |
105 |
100 |
115 |
121 |
121 |
118,5 |
118,5 |
118 |
125 |
127,6 |
116 |
113,5 |
110 |
107 |
106 |
101 |
116 |
122 |
117,5 |
114 |
102,5 |
93 |
81 |
119,5 |
113 |
105 |
108 |
ПЗ |
113 |
no |
118,5 |
в) Выхлоп двигателя без глушителя |
47х |
смд-£М
18КМ |
90 |
1800 |
128 |
119,5 |
48х |
А-41Т |
110 |
1^0 |
134 |
131 |
49х |
смд-Ш
18К |
100 |
1900 |
126 |
121,5 |
SO*1 |
Д-37Е |
50 |
1600 |
121 |
124 |
51хх |
Д-48 |
43 |
1900 |
126 |
123 |
52хх |
Д-60 |
60 |
1800 |
127 |
125 |
53 хх |
СМД-14 |
117 |
1750 |
120 |
118 |
54хх |
А—41 |
S0 |
1750 |
131 |
134 |
55хх |
AM-01 |
110 |
1600 |
129 |
120 |
56хх |
2Д-6 |
250 |
1560 |
140 |
184 |
57хх |
Всасывание
дизеля
А-41 |
90 |
1750 |
121 |
123 |
58хх |
Вентилятор
дизеля |
48 |
1600 |
81 |
87 |
59хх |
Трансмиссии |
48 |
1600 |
91 |
94 |
|
11 |
114,5 |
119 |
113 |
111 |
110 |
104 |
119,5 |
124 |
125,5 |
124 |
121 |
119 |
116 |
128,5 |
ПЗ |
115,5 |
116 |
Ш |
109,5 |
110 |
119,5 |
113 |
116 |
120 |
116 |
115 |
110 |
123 |
119 |
117 |
119 |
117 |
116 |
114 |
124 |
122 |
120 |
121 |
119 |
117 |
113 |
125,5 |
117 |
110 |
123 |
123 |
114 |
110 |
127 |
120 |
122 |
126 |
125 |
124 |
118 |
131 |
121 |
118 |
114 |
113 |
104 |
93 |
118 |
132 |
124 |
121 |
116 |
109 |
83 |
128 |
119 |
111 |
112 |
141 |
106 |
99 |
117,5 |
S7 |
99 |
97 |
95 |
91 |
84 |
120 |
98 |
100 |
94 |
90 |
85 |
84 |
1С0 |
|
Продолжение табл.2 |
1 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
60хх Вибровалец
61хх Гидронасос Р = 160 атм |
48 |
1600 |
103 |
107 |
108 |
104 |
103 |
99 |
94 |
88 |
107,5 |
223.25 |
|
1450 |
89 |
97 |
104 |
108 |
109 |
102 |
95 |
85 |
Ш |
|
Примечания; 1. х - данные НЙКТИД хх - данные ЛИЮТа
2. Измерения акустических характеристик д.в.с. выполнялись на СДМ в эксплуатационных условиях.
3. Измерения уровней звукового давления с последующим пересчетом в звуковую мощность проводились на следующих расстояниях: для двигателей и виброзальпев -1м;
для трансмиссии, гидронасоса и вентилятора - 0,5 м;
I го
для выхлопа - 0,25 м;
для всасывания - 0,1 u. !
I
i 1
- пространственный угод, в котором происходит излу
чение источников (при излучении в открытое пространство при излучении в полупространство
а при излучении в двухгранном угле$?*^);
- добавка, учитывающая располохение выхлопной трубы (при выводе выхлопа наверх на капот yj = 0 дБ, при выводе вбок J& = 5 дБ, при выводе вниз Jh = 8 дБ);
спектр звуковой мощности двигателя (выбирается в зависимости от типа двигателя по данным экспериментов , приведенным в табл. 2, или по техни
ческому паспорту двигателя), дБ; коэффициент, принимаемый в зависимости от расстояния ( от двигателя до рабочего места
(приРл^ 2 м К1= 10, при^л >2 м 20),
О 1 '
Значение функции 10 * определяется с помощью номограммы
(черт.2)*
► определяется по Формулам:
* Щ *б-х, й;
* Щ а%+ПН-х-/ь+6 , в,
3.1.2.4, Составляющая воздушного шума в кабине для машин, имеющих схему типа 2
(4)
(5)
] +
(6)
соответственно доли шума двигателя и выхлопа в кабине;
спектр звуковой мощности двигателя (выбирается в зависимости от типа двигателя по денным экспериментов, приведенным в табл. 2 или по техническому паспорту двигателя), дБ;
коэффициент, принимаемый в зависимости от расстояния ( от двигателя до кабины (приР^^ 2 м К,= 10, при ^ 2 и К4= 20); общая площадь ограждений, черев которые шум от двигателя проникает в кабину, м^; число элементов ограждения кабины различной звукоизолирующей способностью;
площадь -го ограждения (стекло, потолок, дверь),
?
через которые шум проникает в кабину, м";
*
звукоизоляция t,“ro элемента кабины (стен, стекол, потолка и т.д.Л; дБ, данные по звукоизоляции выбираются из черт, 1*33 приложения!; или рассчитываются по формулам, приведенным в разд. 5 настоящего
РД иди принимаются по экспериментальным данным, приведенным в табл. 3 •
добавка в звукоизоляции панелей кабины в зависимости от их расположения по отношению к источнику, дБ Ct=0 - для заднего стекла и задней стены; t =5 -для потолка, боновых стен и стекол пола; 8 -для переднего стекла и передней стфш);
звукопоглощение кабины ^Кп^м^;
* 2
площадь поверхностей ограждения кабины, м ; коэффициент звукопоглощения в кабине, значения которого приведены в табл. 4 ;
числовой коэффициент (при$2г5Г,Х= 5 дБ; при 20?
X . 8 дё; np»S?*4S"; X . U дБ);
Характеристики звукоизоляции элементов ограхдения кабин СДМ, полученные в натурных условиях
Таблица 3
Наименование ограхдающей Звукоизоляция^, в октавных по-
поверхности _лосах частот, Гц_ |
|
63 |
125 |
250 |
500 1000 |
2000 |
4000 8000 |
1* Стекло |
13 |
16 |
13 |
19 |
18 |
20 |
21 |
23 |
2, Схена,потолок ( таль о = 1,5 мм) |
12 |
13 |
17 |
17 |
14 |
19 |
22 |
26 |
3. Под и перегородка (с отверстиями и проемами) |
2 |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
10 |
12 |
4*Стенл6 (со щелью) |
13 |
12 |
12 |
13 |
12 |
13 |
12 |
15 |
|
Коэффициенты звукопоглощения различных конструкций СДМ
Таблица 4
Тип помещения
Средний коэффициент звукопоглощения, в октавных полосах частот |
|
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
Кабина |
0,13 |
0,15 |
0,16 |
0,17 |
0,19 |
0,20 |
0,20 |
0,24 |
Дизельное помещение |
0,11 |
0,12 |
0,13 |
0,14 |
0,16 |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
Тамбур |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
0,1 |
0,11 |
0,13 |
,15 |
0,18 |
Капот (необлицо-ванный с проемом) |
0,19 |
0,22 |
0,25 |
0,27 |
0,30 |
0,31 |
0,33 |
0,35 |
Капот (облицованный 5 |
0,25 |
0,25 |
0,3 |
0,55 |
0,7 |
0,65 |
0,6 |
0,6 |
|
РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
Строительные и дорожные машины.
Рекомендации по проектированию
средств шуыозащиты и методы их ГД 22 - 4 - 78
расчета.
Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на самоходные строительные и дорожные машины (СДМ) всех типов и предназначен для использования при проектировании самоходных машин в части шумозащитного комплекса, направленного на снижение уровней шума от силовых установок и вспомогательных агрегатов.
I. ОБЩИЕ полашия.
I.I. Настоящий материал определяет методики расчета; ожидаемой шунности на рабочих местах и снаружи ОДУ; требуемого шумозаглушения; шумозащитных конструкций.
Кроме того,материал определяет требования к шумоэащитяым конструкциям и их комплексам, а также рекомендации по выбору и конструированию шумоэащиты.
1.2» В составе материала приведены:
формулы и примеры расчетов ожидаемой шумности на СДЙ различного конструктивного исполнения;
РД 22-4-78 Сто. 21
пространственный угол, в котором происходит излучение источников (при излучении в открытое пространство С=45Г, при излучении в полупространство я -гг,
. а при излучении в двухгранном угле У};
спектр звуковой мощности выхлопа (выбирается в зависимости от типа двигателя по экспериментальным данным, приведенным в табл. 2 или по техническому паспорту двигателя), дБ;
“ расстояние от среза выхлопной трубы до кабины, м; ПН - показатель направленности (см.черт Л);
- добавка, учитывающая располохение выхлопной трубы (при выводе выхлопа наверх на капот уЗ = 0 дБ, при выводе в бон J3 = 5 дБ, при выводе вниз = % дБ). 3.1.2.5* Составлявшая воздушного шума на рабочем месте для машин, имеющих схему типа^З , определяется по формулам:
10&j(10 +10 ), «в, rn
,f*ln
" mr-j
/peS.KL tMH.
л1тм?.соответственно до^^вума выхлопа и двигателя на 4 рабочем месте, определяется по форму-
. ле (2);
L+pjll - спектр звуковой мощности двигателя (выбирается в зависимости от типа двигателя по данным экспериментов, приведенным в табл. 2 или по техническому паспорту двигателя), дБ; К*2 - коэффициент зависимости от расстояния ( Rtcen.J
от двигателя до рабочего места (пригч^ 3 м.
спектры шума наиболее распространенных источников шума; акустические характеристики шумозащитных конструкций* полученные экспериментальным путем;
акустические характеристики самоходных СДМ; примеры конструктивного исполнения отдельных конструкций шумозащиты.
2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ.
2.1* Расчет ожидаемой шумности выполняется на заключительной стадии проектирования и является обоснованием для применения или неприменения на машине шумозащитных средств. Исходными данными для расчета ожидаемой шумности являются: компоновочная схема машины;
виброакустические характеристики основных источников шума; эскизные чертежи кабины управления» расположения двигателей внутреннего сгорания и других основных источников шума, а также рабочих мест машинистов.
2.2. Рассчитанные уровни звукового давления на рабочих местах Сда должны соответствовать требованиям ГОСТ 12Л.003-76 "Шум. Общие требования безопасности", устанавливающим предельно допустимые уровни звукового давления 99, 92, 86, 83, 80, 78, 76 и 74 дБ в октавных полосах со среднегеометрическими значениями частот соответственно 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц. Если машина предназначена для работы в течение непродолжительного времени, допускается вводить в нормы соответствующие поправки.
2.4. Рекомендуется следующий порядок пользования РД : выполняются расчеты воздушной и структурной составляющих шума на рабочем месте (рабочих местах) СДМ, а затем энергетическим суммированием этих составляющих определяется спектр шума на рабочем месте;
РД 22-4-78 Стр, 3
расчетный спектр шума сравнивается с нормами и, если получено превышение шума над нормами, расчетом определяются требования к снижению шума на рабочем месте;
определяется поочередно вклад каждой составляющей в процессы шумообразования на рабочем месте и требования к снижению шума каждой составляющей;
производится выбор шумозащитных конструкций и (или) их комплекса;
выполняется расчет эффективности шумозаглушения каждой выбранной конструкции, при этом расчет может быть заменен для отдельных конструкций приведенными в настоящем РД экспериментальными данными;
после внесения в проект требуемых конструктивных изменений проводится поверочный расчет ожидаемой шумности машины в шумозащитном исполнении;
на заключительной стадии работы оформляется пояснительная записка с приложением расчетов, эскизов и пр.
3. РАСЧЕТЫ ОЖИДАЕМОЙ ШУМНОСТИ И ТРЕБУЕМОЙ ШУМОЗАЩИТЫ
3.1. Расчет воздушных составляющих.
3.1.1. Выбор расчетной схемы.
3.1.1.1. Первым этапом расчета воздушных составляющих является выбор расчетной схемы. Основные типовые расчетные схемы для определения воздушных составляющих автогрейдеров, полноповоротных, роторных и других экскаваторов, виброкатков, погрузчиков, скреперов и прочих самоходных СДМ описываются ниже и приведены в табл. I. Если расчетная схема вновь разрабатываемой СДМ не соответствует ни одной из типовых, то следует на основе их составить новую схему.
3.1.1.2. Расчетные схемы для машин безкапотного типа.
Расчетные схемы для определения воздушной составляющей шума СДМ
Характер размещения лилового привода
Основные пути проникновения шума на
Машины без-
капотного
типа I
1- выхлоп Шум выхлопа корпуса и двигателя непос-
2- корпус двигателя редственно проникает на рабочее место
3- раоочее место
(открытое)
Доля шума двигателя проникает в кабину через все поверхности ограждения кабины
|
XI \2.
у У'НЛ/ JWfJrrs# WS'/f 4 if' |
капот двигателя нижний открытый проем в капоте
Шум выхлопа проникает на рабочее место прямым путем.Шум двигателя проникает двумя путями: через поверхности ограждения капота и через нижний открытый проем в капоте
Шум двигателя проникает на рабочее место через поверхности ограждения капота, а доля шума :ыхлопа, проникающего на рабочее место,определяется с учетом месторасположения среза выхлопной трубы по отношению к рабочему месту.
Шум выхлопа проникает в кабину через все ее поверхности ограждения, за исключением гола.Доля шума двигателя проникает в кабину двумя путями: через поверхности ограждения кабины,кроме пола (доля шума,проходящая через капот) и через пол (доля шума двигателя,проходящая через открытый пооем в нижней части капота).
Шум выхлопа проникает в кабину через все ее поверхности,за исключе-МРЖ7Г, тшчрттъямм нием пола и перегородки.Доля шума nouSmeSSeS и 5Ьигателя проникает в кабину тремя кабиной путями:через перегородку,через по-
верхности ограждения кабины,за исклю чением пола и перегородки (доля шума двигателя,проходящая через поверх ыости ограждения капота) и через пол (доля шума,проходящая через открытый нижний проем в капоте).
|
“Т"ТЯ 9 Л я н н НУЦШ/ Я V *> чу |
9- дизельный отсек
10- перегородка междз дизельный отсеком и дизельным помещением
Здесь происходит затухание звука попадающего в кабину через перегородку между дизельным отсеком и кабиной
Машины с дизельным помещением
Шум двигателя проникает в кабину двумя путями: через пол (основная доля) и через прочие ограждения кабины, за исключением пола (доля шума,проходящая наружу через капот) Доля шума выхлопа аналогично схеме 4.
Шум выхлопа проникает в кабину через поверхности ограждения кабины,кроме пола и перегородки.Шум двигателя проникает в кабину через перегородку*между кабиной и дизельным помещением
Дополнительное уменьшение шума двигателя капотом
Стр, 8 РД 22-4-78
Схема I. Самой простой для расчетов схемой является та, в которой рабочее место незащищено кабиной, а двигатель располояен без капота. Доли шума выхлопа и двигателя непосредственно попадают на рабочее место. При этом шум выхлопа зависит от показателя направленности, который учитывается по черт. I.
Схема 2. В машинах с такой акустической схемой доли шума от двигателя и выхлопа проникают в кабину через все ограждающие ее поверхности. При этом следует иметь ввиду, что, если ограждающая поверхность кабины расположена под углом 90° к источнику шума (потолок, боковые стены), то на них попадает 1/3 звуковой энергии источника, а если под углом 180° (противоположная стена), то -1/6.
3.I.I.3. Расчетные схемы для машин капотного типа.
Схема 3. В данном случае двигатель закрыт капотом, а рабочее место незащищено кабиной. На рабочее место шум от выхлопа проникает прямым путем, а шум двигателя через различные элементы ограждения капота и через его нижний открытый проем.
Схема 4. Рабочее место незащищено кабиной и расположено на капоте, доля шума двигателя проникает на рабочее место через поверхности ограждения капота. Доля шума выхлопа, которая непосредственно попадает на рабочее место, определяется в зависимости от расположения выхлопа по отношению к рабочему месту.
Здесь и далее принимается, что, если выхлоп расположен на поверхности под углом 90° к рабочему месту, то на последнее проникает 1/3 энергии выхлопа, а если под углом 180°, то 1/6 энергии*
Схема 5. Для машин капотного типа с автономной кабиной, отделенной от капота воздушным промежутком, пути проникновения шума следующие. Шум выхлопа и доля шума двигателя, проходящая наружу через стенки капота, проникает в кабину через все ее поверхности
Черт. I. Влияние направления шума выхлопа на процессы шуыообразования на' рабочей месте: а) ПН±0, б) ПН=+4дБ, в) ПН=-5 дБ.
ПН - показатель направленности.
to
ограждения, кроме пола. Доля шума двигателя, проникающая наружу через открытый нижний проем капота, попадает в кабину через пол.
Схема 6. Двигатель заключен'в капот, примыкающий в кабине.
Шум выхлопа проникает через поверхности кабины, за исключением пола и перегородки между капотом и кабиной. Доли шума двигателя проникают в кабину через перегородку (непосредственно от двигателя), через элементы ограждения кабины (доля шума, проходящая капот) и через пол (доля шума, проходящая через проем в капоте).
Схема 7. Капот отделен от кабины отсеком. Доли шума выхлопа и двигателя проникают в кабину путями аналогичными схеме 6. Дополнительно происходит затухание звука, проходящего непосредственно в кабину, за счет отсека.
Схема 8. В тех СДМ, на которых кабина расположена на капоте, шум двигателя проникает через пол кабины (основная доля) и через прочие поверхности ограждения кабины (доля шума двигателя, прошедшая через капот).
3.1.1.4. Расчетные схемы для машин с дизельным помещением.
Схема 9. Двигатель размещен б дизельном помещении, выхлоп выведен наружу. Основная доля шума двигателя проникает через перегородку между кабиной и дизельным помещением, шум выхлопа проникает в кабину через все ее поверхности ограждения, за исключением пола и перегородки.
Схема 10. Дополнительно на двигатель установлен капот. Пути распространения шума от источников в кабину аналогичные схеме 9.
Схема II. Кабина отделена от дизельного помещения воздушным промежутком. Шумы выхлопа и двигателя проникают в кабину через все ее поверхности ограждения, за исключением пола.