КОМИТЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
РДТ13-РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ типовой
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В КОМИТЕТЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Основные положения
Обнинск ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД»
2013
Предисловие
Статьей 12 Договора об образовании Сообщества Беларуси и России (1996 г.) было предусмотрено создание единой метеорологической службы. В порядке практической реализации положений указанной статьи Договора был образован Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, основные задачи, функции и права которого установлены в положении о Комитете, утвержденном постановлением Совета министров Союзного государства от 29 апреля 2003 г. № 10.
Порядок взаимодействия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Департамента по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь при подготовке научно-методических, организационно-распорядительных и нормативных документов определен решением коллегии Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды от 30-31 октября 2006 г. № 33/2.
Сведения о руководящем документе типовом
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-производственное объединение «Тайфун» (ФГБУ «НПО «Тайфун») Росгидромета
2 РАЗРАБОТЧИКИ Л.С. Сараева, Р.Ю. Рябова
3 СОГЛАСОВАН с Департаментом по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 22.12.2012, Управлением научных программ, международного сотрудничества и информационных ресурсов (УНМР)
и
6 Основные принципы стандартизации
Основными принципами стандартизации являются:
а) взаимное стремление к достижению согласия по обеспечению качества производимой и взаимопоставляемой информации и информационной продукции;
б) целесообразность разработки типовых нормативных документов, учитывающая их социальную, экономическую, техническую необходимость и приемлемость для применения;
в) разработка типовых нормативных документов, гармонизированных с национальными, международными и региональными стандартами;
г) пригодность типовых нормативных документов для целей сертификации методов наблюдений и технических средств;
д) комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов путем согласования требований к этим объектам и увязки сроков введения в действие типовых нормативных документов;
е) обеспечение соответствия типовых нормативных документов современным достижениям науки, техники и передового опыта.
7 Основные направления работ по стандартизации
7.1 Основными направлениями проведения согласованной политики в области стандартизации Комитета Союзного государства, представляющей обоюдный интерес для Российской Федерации и Республики Беларусь, являются:
- принятие общих правил проведения работ по стандартизации;
- установление единых, согласованных и гармонизированных требований к информации и информационной продукции, методам
производства наблюдений и измерений, контроля (испытаний) качества и технических средств, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;
- стандартизация общетехнических требований;
- ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
- организация ведения классификаторов технико-экономической информации, систем кодирования и их развитие;
- координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации;
- научно-техническое сотрудничество в работах по международной стандартизации.
7.2 Решения по вопросам стандартизации, принятые Комитетом Союзного государства, реализуют через соответствующие организационно-распорядительные документы и/или нормативные документы Комитетом Союзного государства и Росгидромета.
8 Объекты стандартизации
8.1 Объектами стандартизации в области деятельности Комитета Союзного государства являются:
а) организационно-методические и общетехнические требования, нормы, правила организации и выполнения работ в области гидрометеорологии и мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в рамках совместной оперативно-производственной деятельности Республики Беларусь и Российской Федерации;
б) общетехнические нормы и требования, в том числе единый технический язык, совместимые программные и технические средства информационных технологий;
в) объекты межгосударственных социально-экономических и научно-технических программ;
г) методы развития и совершенствования существующих технических средств, их технического, технологического и метрологического обеспечения;
д) создание новых технологий, технических средств в едином информационном пространстве.
9 Статусы, виды нормативных, режимно-справочных и прочих документов и требования к ним
9.1 Статусы нормативных документов
9.1.1 Организации специально уполномоченных органов Союзного государства, кроме документов в области стандартизации, определенных в государствах соответствующими законами в сфере технического регулирования, разрабатывают и применяют:
- нормативные документы Комитета Союзного государства — типовые руководящие документы и типовые рекомендации, разрабатываемые согласно РДТ 01;
- нормативные документы Росгидромета — руководящие документы и рекомендации, разрабатываемые согласно РД 52.14.28.
Примечание - Далее по тексту вместо терминов «нормативные документы Комитета Союзного государства» и «нормативные документы Росгидромета» применяется термин «нормативные документы», за исключением случаев, когда необходимо указать статус нормативного документа и/или вид нормативного документа
9.1.3 Типовые руководящие документы и руководящие документы:
а) разрабатывают на устоявшиеся, ставшие типовыми, организационно-методические, технические и другие требования и
положения в соответствующей области деятельности, которые являются обязательными для применения в пределах, определенных в элементе документа «Область применения» по ГОСТ 1.5 (подраздел 3.7);
б) утверждают без ограничения срока действия.
9.1.4 Типовые рекомендации и рекомендации:
а) разрабатывают в случае целесообразности предварительной проверки на практике определенных требований и положений, по результатам которой принимают решение о пересмотре рекомендаций в этом же статусе или принятия взамен рекомендаций руководящего документа или нормативного документа иного статуса, в котором могут быть установлены эти положения;
б) утверждают на срок, необходимый для предварительной проверки на практике положений, установленных в них. Срок действия указывают на листе утверждения и на первой странице рекомендаций под реквизитом «Дата введения».
9.2 Виды нормативных документов
9.2.1 Нормативные документы по ГОСТ 1.0 и ГОСТ Р 1.0
9.2.1.1 В зависимости от объекта и аспекта стандартизации в соответствии с ГОСТ 1.0 и ГОСТ Р 1.0 разрабатывают следующие основные виды нормативных документов:
- основополагающие (организационно-методические и общетехнические);
- на продукцию;
- на процессы;
- на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
9.2.1.2 Содержание устанавливаемых требований в каждом из видов нормативных документов определены ГОСТ 1.0 (раздел 7) и ГОСТ Р 1.0 (раздел 7).
Ю
9.2.1.3 В основополагающих нормативных документах устанавливают:
а) общие организационно-методические требования для определенных этапов работ в области деятельности Комитета Союзного государства, а также требования и положения, необходимые для осуществления полномочий, возложенных на Росгидромет положением [3];
б) общетехнические требования (нормы, правила) к:
- производству наблюдений, обеспечивающих взаимопонимание и техническое единство;
- сопоставимости методов наблюдений при производстве и применении информации и информационной продукции;
- взаимосвязи различных этапов и видов работ в области деятельности Комитета Союзного государства и Росгидромета;
- технике безопасности и производственной санитарии при выполнении всех видов работ;
- правилам оформления нормативной и технической документации;
- терминам и их определениям;
- формам, бланковому материалу и макетам, предназначенным для внесения в них результатов наблюдений или распространения и реализации информационной продукции;
- метрологическим и другим общетехническим требованиям, правилам и нормам.
9.2.1.4 В нормативных документах на продукцию устанавливают:
а) требования к группам однородной продукции, к конкретной продукции (техническим средствам);
б) требования к информационной продукции, срокам и формам ее распространения и/или реализации.
9.2.1.5 В нормативных документах на процессы устанавливают требования:
а) к методам измерений, анализа; способам, приемам, режимам, правилам выполнения работ при получении информации, программам обработки и распространения информации;
б) к разработке, изготовлению, применению и эксплуатации, ремонту технических средств.
9.2.1.6 В нормативных документах на методы контроля устанавливают:
а) методы, способы, приемы, режимы проведения испытаний технических средств, при их создании, сертификации и эксплуатации;
б) правила и методы контроля выполнения требований к информации и информационной продукции при их получении, распространении и/или реализации.
9.2.2 Нормативные документы специально уполномоченных органов Союзного государства и требования
9.2.2.1 В настоящее время в зависимости от объекта и аспекта стандартизации организации специально уполномоченных органов Союзного государства разрабатывают следующие виды нормативных документов:
- основные положения (основополагающие по областям деятельности);
- положение;
- наставление (руководство);
- методика (метод);
- инструкция (правила);
- нормы;
- нормативы;
- коды;
- таблица;
- перечень,
- табель.
9.2.2.2 Все виды нормативных документов, кроме вида нормативного документа «основные положения», определяют объект стандартизации.
Вид нормативного документа «основные положения» определяет аспект объекта стандартизации, наименование вида документа «основные положения» выделяют в наименовании документа подзаголовком.
9.2.2.3 В нормативном документе вида «основные положения» устанавливают:
а) основные организационно-методические положения по областям деятельности, для определенного объекта стандартизации;
б) общетехнические требования, обеспечивающие взаимопонимание, совместимость, взаимозаменяемость, техническое и организационное единство и взаимосвязь в процессах производства и реализации продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей и имущества;
в) другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.
9.2.2.4 В нормативном документе вида «положение», как правило, устанавливают задачи, функции, правила и обязанности организаций, на которые возложены головные или базовые функции, служб и комиссий в определенных видах деятельности.
9.2.2.5 В нормативном документе вида «наставление (руководство)» устанавливают организацию, порядок проведения, методы, средства, условия производства комплекса взаимосвязанных наблюдений и других видов производственной деятельности (или их отдельных этапов) в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды.
9.2.2.6 В нормативных документах вида «методика (метод)» устанавливают: методику или метод измерений, поверки, химического анализа состава и свойств объектов окружающей среды, методы прогнозирования, сбора, обработки, передачи или хранения информации.
9.2.27 В нормативном документе вида «инструкция» устанавливают содержание, порядок и условия проведения работ, регулирующих организационные и научно-технические стороны деятельности организаций.
9.2.2.8 В нормативном документе вида «нормы» устанавливают правила, меры, количества наблюдений, обработки информации о состоянии и загрязнении окружающей среды, относительно которых сравнивают и обосновывают потребности в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для выполнения гидрометеорологических и гелиогеофизических наблюдений, обработки информации о состоянии природной среды, ее загрязнении и поддержании в рабочем состоянии необходимых для этого технических средств и оборудования.
9.2.2.9 В нормативном документе вида «нормативы» устанавливают трудовые, финансовые и другие нормативы на затраты для выполнения определенных задач и работ.
9.2.2.10 В нормативном документе вида «коды» устанавливают систему сокращенных обозначений, названий, символов, применяемых для передачи, обработки и хранения информации.
9.2.2.11 В нормативном документе вида «таблицы» применяют для занесения данных, гидрометеорологических, актинометрических агрометеорологических и других наблюдений и результатов обработки данных для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.
9.2.2.12 В нормативный документ вида «перечни» включают обязательный для применения систематизированный свод названий (наименований) нормативных и методических документов, должностей, инвентаря и принадлежностей, работ, приборов и оборудования.
9.2.2.13 В нормативном документе вида «табель» устанавливают перечень оборудования, средств измерения и материалов, необходимых для выполнения определенных наблюдений и/или работ.
9.2.3 Режимно-справочные и прочие документы
9.2.3.1 Организации специально уполномоченных органов Союзного государства, кроме нормативных документов согласно 9.2.1 и 9.2.2 разрабатывают, применяют и предоставляют потребителю в качестве информационной продукции документы, требования к содержанию, построению, оформлению и обозначению которых не стандартизованы.
9.2.3.2 К документам данного вида относят:
а) режимно-справочные данные и материалы, включающие:
- ежегодники и ежемесячники, содержащие данные результатов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнения;
- бюллетени, отчеты;
- справочники, атласы, сводные карты, описания, обзоры, монографии;
- книжки, формы и макеты документов для записи, учета, регистрации результатов наблюдений, измерений данных, а также представления информации и информационной продукции;
б) прочие документы.
9.3 Требования
9.3.1 Построение, изложение и оформление нормативных документов по 9.2.2 и 9.2.3 должно соответствовать требованиям, установленным в РДТ 01-2008 и РД 52.14.642 соответственно.
9.3.2 Обозначение типовых нормативных документов должно соответствовать требованиям, установленным в РДТ 01-2008.
9.3.3 Обозначение нормативных документов Росгидромета должно соответствовать требованиям, установленным в РД 52.14.642.
9.3.4 Требования к содержанию и обозначению документов по 9.2.3 устанавливаются в нормативных документах специально уполномоченных органов Союзного государства в установленном ими порядке.
Росгидромета 14.11.2011, Управлением гидрометеорологии и технического развития (УГТР) Росгидромета 17.11.2011
4 УТВЕРЖДЕН Руководителем Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды 10.12.2012
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Головной организацией по стандартизации Росгидромета ФГБУ «НПО «Тайфун» за номером РДТ 15-2012 от 16.05.2013
6 СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ 2015 год
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ 5 лет
7 ВВЕДЕН:
ВПЕРВЫЕ в части требований к содержанию типового нормативного документа и нормативного документа Росгидромета вида «основополагающий»;
ВЗАМЕН в части статусов и видов нормативных и прочих документов, а также обозначений и содержания устанавливаемых в них требований:
- РДТ 01-2008 издания 2011 года, пункт 3.1.8;
- РД 52.14.28-98 с изменением № 2, раздел 3;
- РД 52.14.642-2003, пункт3.1.3
Библиография
[1] Положение о Комитете Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, утверждено постановлением Советов министров Союзного государства от 29 апреля 2003 г. № 10.
[2] Решение заседания совместной коллегии Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды от 30-31 октября 2006 г. № 33/2 «О новом порядке взаимодействия Росгидромета и Белгидромета при подготовке научно-методических и организационно-распорядительных нормативных документов».
[3] Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утверждено постановлением Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 372 (с изменениями на 24 марта 2011 года).
[4] Положение о Департаменте по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утверждено постановлением Совета министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962.
[5] Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утверждено постановлением Совета министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962.
Содержание
1 Область применения.............................................................................. 1
2 Нормативные ссылки ........................................................................... 2
3 Термины, определения и сокращения.................................................. 2
4 Общие положения.................................................................................. 4
5 Цели стандартизации ........................................................................... 6
6 Основные принципы стандартизации ............................................ 7
7 Основные направления работ по стандартизации.............................. 7
8 Объекты стандартизации....................................................................... 8
9 Статусы, виды нормативных, режимно-справочных и прочих
документов и требования к ним.................................................................. 9
9.1 Статусы нормативных документов.................................................. 9
9.2 Виды нормативных документов..................................................... 10
9.2.1 Нормативные документы по ГОСТ 1.0 и ГОСТ Р 1.0......... 10
9.2.2 Нормативные документы специально уполномоченных
органов Союзного государства и требования............................. 12
9.2.3 Режимно-справочные и прочие документы........................ 15
9.3 Требования .................................................................................... 15
Библиография....................................................................................... 17
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ТИПОВОЙ
Стандартизация в Комитете Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды
Основные положения
Дата введения - 2013-12-01
1 Область применения
1.1 Настоящий типовой руководящий документ устанавливает цели и общие принципы стандартизации в Комитете Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды (далее -Комитет Союзного государства), основные направления работ и объекты стандартизации в этой области, а также статусы и виды нормативных документов, разрабатываемых организациями Комитета Союзного государства и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации (далее — Росгидромет).
1.2 Настоящий типовой руководящий документ разработан:
- в развитие положения о Комитете Союзного государства [1];
- в целях выполнения решения совместной коллегии Комитета Союзного государства [2] в части подготовки научно-методических и организационно-распорядительных нормативных документов для нормативного обеспечения функционирования единого пространственнотехнологического информационного процесса сбора, обработки, накопления, хранения поиска, распространения и/или реализации гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды (далее - информация) по всей территории Союзного государства;
- в развитие, совершенствование системы стандартизации в Комитете Союзного государства и Росгидромете, выполнение требований ГОСТ 1.0 в области их деятельности.
1.3 Настоящий типовой руководящий документ предназначен для применения организациями специально уполномоченных органов Комитета Союзного государства.
2 Нормативные ссылки
В настоящем типовом руководящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
РД 52.14.28-98 Инструкция. Порядок разработки и обращения отраслевых руководящих документов и рекомендаций (с изменением № 2) РД 52.14.642-2003 Инструкция. Текстовые документы. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию
РДТ 01-2008 Нормативные документы типовые. Порядок разработки, утверждения, обновления и отмены (издания 2011 г.)
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем типовом руководящем документе применены термины, определения которых установлены в ГОСТ 1.1, и следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 гидрометеорологическая информация, сведения и данные о загрязнении природной среды (информация): Гидрологическая, метеорологическая и другая информация о состоянии и загрязнении окружающей среды, содержащая сведения и данные, полученные в результате мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения.
3.1.2 стандартизация в Комитете Союзного государства: Деятельность Комитета Союзного государства, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды.
3.1.3 долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями (долгосрочные наблюдения): Наблюдения за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде; определение метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды и околоземного космического пространства, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв и водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям.
Наблюдения выполняются в следующие сроки: пятидневка, неделя, естественный синоптический период, декада, месяц, сезон.
3.1.4 информационная продукция: Гидрометеорологическая
информация о состоянии природной среды и данные о ее загрязнении, обработанные и обобщенные по заданным требованиям, срокам и программам и предназначенные для распространения и/или реализации.
3.1.5 мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды: Долгосрочные наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей среды и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния и загрязнения окружающей среды.
3.1.6 руководящий документ типовой (РДТ): Нормативный
документ, принятый Комитетом Союзного государства для применения организациями специально уполномоченных органов Союзного государства в областях деятельности, определенных положениями [3] и [4].
3.2 В настоящем типовом руководящем документе применены следующие сокращения:
- нормативный документ — нормативные документы статусов нормативные документы Комитетом Союзного государства и нормативные документы Росгидромета;
- Комитет Союзного государства - Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды;
- технические средства - средства измерений и автоматизированные измерительно-информационные системы гидрометеорологического назначения, применяемые для целей мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
4 Общие положения
4.1 В соответствии с положением [1]:
а) Комитет Союзного государства является отраслевым органом Союзного государства, осуществляющим на межгосударственном уровне организацию и координацию деятельности в области гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения органов государственного управления, населения, отраслей экономики и вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации, а также мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
б) Комитет Союзного государства является правопреемником Комитета Союза Беларуси и России по гидрометеорологии и мониторингу состояния и загрязнения природной среды, переименованным постановлением Совета министров Союзного государства от 25 января
2002 года № 6 в Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды;
в) Комитет Союзного государства, Департамент по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Белгидромет), Росгидромет и подведомственные им организации являются специально уполномоченными органами Союзного государства в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды;
г) Росгидромет и Белгидромет являются государственными органами управления, соответственно, Российской Федерации и Республики Беларусь в областях деятельности, определенных, соответственно, положениями [3] и [5];
д) Комитет Союзного государства в своей деятельности руководствуется решениями Высшего Государственного Совета, Совета министров и Постоянного комитета Союзного государства, соответствующими нормативными правовыми актами Республики Беларусь и Российской Федерации в части, касающейся конкретно их территорий, положением о Комитете Союзного государства [1] и настоящим типовым руководящим документом;
е) Комитет Союзного государства осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами Союзного государства, государственными органами, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами Республики Беларусь и Российской Федерации;
ж) принятие приоритетных направлений и форм сотрудничества по реализации согласованной политики в области стандартизации Комитета Союзного государства осуществляет Руководитель Комитета Союзного государства, назначаемый Высшим Государственным Советом Союзного государства на ротационной основе.
5 Цели стандартизации
5.1 Основными целями стандартизации в Комитете Союзного государства являются:
а) защита интересов потребителей Республики Беларусь и Российской Федерации в вопросах качества предоставляемых информации и информационной продукции, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, имущества населения и охрану окружающей среды;
б) внедрение современных методологий, технологий, технических средств и автоматизированных измерительно-информационных систем гидрометеорологического назначения, применяемых для целей наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей среды (далее -технические средства);
в) обеспечение единства и сопоставимости:
- методов производства наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды;
- методов обработки, обобщения и хранения информации;
- форм предоставления информации и информационной продукции, представляющих интерес для Республики Беларусь и Российской Федерации;
г) содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей получения информации;
д) содействие повышению безопасности хозяйственных объектов при возникновении природных опасных явлений и катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.