МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт
Аэропроект
ПОСОБИЕ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ БАЗ
К ВНТП 11-85
' МГА '
Москва 1986
МИНИСТЕРСТВО ГРАВДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект
ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АВИАЩОШО-ТЕШНЕСКИХ БАЗ
(к ВНГО 11-85.)
МГА
Москва 1986
I |
2 |
3 |
4 |
Площадка предан гарная |
Установка ВС при вводе (выводе) ВС в ангар |
Должна соединяться рулежными дорожками (РД) с МС и площадкой для доводочных работ и опробования авиадвигателей, либо примыкать к ним |
— |
Площадка для дегазации и мойки ВС и авиахимаппара-туры |
Установка ВС для его дегазации и мойки вместе с авиахимаппа-ратурой (или без нее} размещение не ближе 200 м от производственных зданий и соору жений и не ближе ЗОШ от общественных и административных зданий |
|
Конструкция площадки должна обеспечивать полный сбор смывных вод с ВС и авиахимап-паратуры |
Площадка для размещения емкостей слива горюче-сма зочннх материалов (ГСМ) |
Сбор и хранение отра--ботанных ГСМ |
— |
— |
Площадка механизации |
Ремонт и хранение неисправных средств механизации для техни-ческого обслуживания ВС |
Должна примыкать к зданию цеха главного механика, горячих и вредных производств или к производственному зданию |
В месте примыкания к зданию рекомендуется предусматривать навес |
|
|
|
|
Площадка для хранения средств механизации для технического обслуживания ВС
Хранение технологичес кого оборудования и средств механизации, применяемых при техническом обслуживании ВС; размещение у стоя нок перрона и МС
Следует размещать в пределах искусственных покрытий для технического обслуживания и хранения
ВС
Площадка для спецавто-транспорта
Стоянка спецавтотран-спорта постоянно используемого при техническом. обслуживании ВС
Дополнительные здания; и сооружения
Размещение инженерного оборудования, средств противопожарной защиты й т.д.
Состав дополнительных зданий и сооружений должен определяться заданием на проектирование в соответствии с производственной необходимостью проектируемого объекта
Стационарные устройства для технического обслуживания ВС:
Электропитание бортовой сети ВС и техноло гического оборудования при выполнении оперативного техничес кого обслуживания ВС
2
Электроснабжение передвижных источников электропитания ВС и технологического оборудования при выполнении оперативного технического обслуживания ВС
площадка для запус- Запуск авиадвигателей ВС ка авиадвигателей перед вылетом
площадка для мойки Частичная и полная мойка ВС ВС и удаление наземного
площадка для доводочных работ и опробования авиадвигателей
обледенения
Выполнение заключительных, контрольно-проверочных работ после работ по техническому обслуживанию большой периодичности, а также опробование авиадвигателей |
3 |
4 |
Должна примыкать к предан-гарной площадке и МС |
Предусматривается при отсутствии ангара для мойки ВС,
При проектировании следует предусматривать оборотное водоснабжение с использованием не менее 80-90 % оборотной воды, В случае применения для удаления обледенения жидкости "Арктика” площадка долж на быть оборудована сооружением для ее сбора
Кроме стационарных устройств технического обслуживания ВС на площадках следует предусматривать швартовочные и струеотклоняющие устройства |
|
- минимальная протяженность инженерных сете!» нуте!
движения ВС, обслуживающих бригад и спецавтотранспорта;
- безопасность движения и установки на место стоянки
ВС, минимальное пересечение путей движения ВС с транспортными и людскими потоками;
- минимальные уровни лума в селитебной зоне и зонах служебно-технической территории аэропорта с постоянным пребыванием людей от работающих авиадвигателей при их запуске и опробовании и безопасность выполнения этого процесса;
- размещение специального стационарного и передвижного оборудования;
- противопожарная и противовзрывная безопасность;
- резерв площади для возможности дальнейшего расширения объектов АТБ.
2.6. Участок АТБ должен иметь размеры, обеспечивающие размещение на нем всех зданий и сооружений для технического обслуживания ВС с учетом санитарных и противопожарных требований, изложенных в СНиП "Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования", а также с соблюдением противопожарных разрывов и требований техники безопасности.
2.7. При определении размеров участков необходимо учитывать перспективное развитие комплекса АТБ. С этой целью резервируются определенные территории, смежные со зданиями
и сооружениями, намеченными к расширению. Размер резервируемых территорий устанавливается расчетом на основании данных о перспективном развитии комплекса.
2.8. При решении вопросов, связанных с размещением сетей коммуникаций, следует пользоваться указаниями СНиП "Генеральше тпгята промышленных предприятий= Нормы проектирования".
2.9. Удаление зданий и сооружений комплекса АТБ от склада горюче-смазочных материалов должно приниматься в соответствии с "Нордами технологического проектирования объектов авиатошшвообеспечения аэропортов" и СНиП "Склады нефти и нефтепродуктов. Нормы проектирования".
2.10. Здания и сооружения АТБ не должны разделяться между собой зданиями и сооружениями других служб аэропорта (за исключением здания для технических бригад).
13
2*11. Здания и сооружения АТБ следует располагать таим образом, чтобы при перспективном развитии аэропорта не возникало помел для развития других комплексов аэропорта.
2.12. Участок АТБ должен быть смежным с аэродромом и аэровокзальным комплексом и располагаться вне полос воздушных подходов по одну сторону взлетно-посадочной полосы.
2.13. Ангары для технического обслуживания и мойки самолетов располагаются на служебно-технической территории с примыканием к МС аэродрома через предангарную площадку.
2.14. Производственное здание и здание цеха главного механика располагаются на участке служебно-технической территории.
2.15. Площадки специального назначения - предангарная площадка, площадки для доводочных работ, для мойки ВС и хранения средств механизации должны располагаться на территории аэродрома.
2.16. При расположении дегазационного комплекса (площадка для дегазации ВС и авиахимаппаратуры, здание для технического обслуживания авиахимаппаратуры, склад авиахимаппаратуры) следует учитывать требования "Правил по технике безопасности и производственной санитарии на авиационно-химических работах".
3. РАСЧЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБЪЕШО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ АТБ
3-1. Расчет общего годового объема работ АТБ следует производить по следующей формуле:
^КаиГ ^ ^Кс Bci^^ ^ Ттр* > (I)
где 1,04 - коэффициент, учитывающий выполнение доработок, разовых и прочих работ АТБ;
Я - количество типов приписных ВС; кс - удельная трудоемкость для с -го типа ВС (принимается по ВНТП П-85/МГА);
14
GK. - масса конструкции с -го типа ВС с учетом массы авиадвигателей, т;
HCi - средний годовой налет на ВС с -го типа (принимается по заданию на проектирование или по ВНТП II-85/МГА);
- число приписных ВС с -го типа;
Тмс - трудоемкость мойки ВС с -го типа, чел.ч;
Ттр^ * трудоемкость обслуживания транзитных ВС / -го типа, чел.ч;
m - количество типов транзитных ВС;
'Г - значение трудозатрат на одну приведенную единицу технического обслуживания (принимается по ВНТП II-85/MTA).
3.2. Трудоемкость мойки ВС рассчитывается по следующей формуле:
Тмойщ.** fEf ~ f ^Mi * Ноо * > (2)
где Si - площадь полной поверхности наружной обшивки ВС 6-го типа, м2;
tMi - удельная трудоемкость мойки I м2 площади поверхности ВС I -го типа, чел.ч/м2.
3.3. Площадь поверхности и удельную трудоемкость мойки ВС следует принимать по табл. 2.
Таблица 2 |
Тип ВС |
Площадь полной поверхности наружной обшивки ВС,
м2 |
Удельная трудоемкость полной МОЙКИ ВС, чел.ч/м* |
Продолжительность мойки одного ВС в моечной секции ан-тара, мин |
механизи
рованным
способом |
вручную |
механизи
рованным
способом |
вручную |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ил-96 |
2100 |
0,014 |
0,062 |
150 |
420 |
Ил-86 |
1800 |
0,014 |
0,062 |
120 |
350 |
ЙЛ-62М |
1250 |
0,014 |
0,062 |
105 |
310 |
|
15 |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1У-154М, |
1000 |
0,014 |
0,062 |
90 |
270 |
ТУ-204
Як-42 |
750 |
0,014 |
0,062 |
75 |
225 |
Tjr-I34A |
600 |
0,014 |
0,062 |
65
✓ |
200 |
Ан-24 |
420 |
0,016 |
0,026 |
60 |
100 |
Як-40 |
350 |
0,016 |
0,026 |
60 |
100 |
3.4. Трудоемкость обслуживания транзитных ВС рассчитывается по следующей формуле:
Ттробщ " pi Trpj. =' Д (^rp fij, * JrpKj) *
где Тгрп^~ трудоемкость оперативного технического обслуживания ВС J- -го типа при транзитном рейсе, чел.ч;
Ttpkjt трудоемкость оперативного технического обслуживания ВС J- -го типа при конечном рейсе, чел.ч.
3.5. Для автоматизации расчета общего годового объема работ АТБ следует использовать программу ТЕХАТВ.
3.6. Укрупненная блок-схема алгоритма технико-экономических расчетов развития АТБ представлена в приложении I.
3.7. Для расчета общего годового объема работ АТБ в дополнение к материалам, приведенным в ВНТП П-85/МГА, необходимо иметь следующие исходные данные:
- количество приписных ВС по типам;
- годовой налет на одно ВС го типам;
- интенсивность движения приписных и транзитных ВС в аэропорту с выделением пролетного транзита;
- типаж транзитных ВС.
3.8. При проведении укрупненных расчетов удельную трудоемкость технического обслуживания перспективных ВС на 2000-2005 гг. можно определять на основании данных, приведенных на рис. 3.
3.9. Удельную продолжительность периодического технического обслуживания ВС в часах на один час налета и одну тонну массы конструкции ВС следует принимать по ВНТП П-85/МГА.
16
Рис, 3. Удельная трудоемкость технического обслуживания ВС в зависимости от массы конструкци вертолетов 1-Ш классов (а) и самолетов 1-1У групп (б);
1-3 - класс вертолета; 1-4 - группа самолета
17
3.10. При проектировании ангаров для технического обслуживания ВС дальней перспективы о большой массой конструкции удельную продолжительность периодического технического обслуживания следует рассчитывать по формуле
(4)
цде / - коэффициент приведения (продолжительность периодического технического обслуживания на одну тонну массы конструкции ВС);
Z - разность между расчетным и базовым (1975) годом.
|
Группа самолета (класс верто- Коэффициент / |
0,10-0,15 0,15-0,17 0,25-0,35 0,60-0,70
Примечание. Меньшие значения следует принимать для ВС с большей массой конструкции внутри классификационной группы, большие - для ВС с меньшей массой конструкции.
3.12. Пропускная способность Пс одного места стоянки ВС в ангаре означает, сколько приписных (базовых) ВС можно обеспечить техническим обслуживанием на одном ангарном месте стоянки в течение года. Зная пропускную способность одного ангарного места и количество приписных ВС, можно определить необходимое количество мест стоянки ВС в ангаре.
3.13. Пропускную способность одного ангарного места стоянки (МС) ВС следует определять по формуле
(5)
где ф>А - действительный годовой фонд времени одного ангарного МС, ч;
- оптимальный коэффициент загрузки ангара.
3.14. Оптимальный коэффициент загрузки ангара следует принимать 0,74-0,80 при определении пропускной способности МС для самолетов I группы; 0,65-0,75 для самолетов П группы; 0,65-0,75 для самолетов Ш группы (вертолетов I класса); 0,65-0,66 для самолетов 1У груша (вертолетов П и Ш класса).
Большие значения J) следует принимать для АТБ, имеющих не более двух типов приписных ВС, меньшие значения - для АТБ с многотипным приписным парком.
3.15. При проведении укрупненных расчетов пропускную способность МС можно определять на основании данных, приведенных на рис. 4-6 (пунктирной линией обозначена пропускная способность МС ангара с действительным годовым фондом вреые-ния 4G78 ч9 сплошной линией - с действительным годовым фондом времени 7646 ч).
3.16. Общее, расчетное количество МС в ангаре следует определять по формуле
3 .. _ £ Зсс
Мес
где Ма - - расчетное число МС ангара для ВС I -го типа. с
для Ту-154 - 2 МС, для Ан-24 - I МС.
3.18. Расчет количества МС ангара (ангарных секций) для мойки производится по формуле
/г л вс *
X Мам1 = Z. ^
i=l мс L-f
3.17. Общее количество МС воздушных судов в ангаре определяется путем сложения полученных по расчету МС по каждому типу ВС. При получении дробного числа МС ангара оно округляется в большую сторону для ВС больших габаритов и в меньшую сторону для более мелких ВС. Например, при получении числа МС ангара для Ил-86 - 1,2; для Ту-154 - 1,4; для Ан-24 - 1,9 и общая сумма МС равняется 4,5. Принимается 5. Количество МС по типам ВС будет равно для Ил-86 - 2 МС,
где MaMf' общее расчетное количество МС ангара для мойки ВС; ПСМ£ - пропускная способность в год одного МС ангара для мойки ВС.
19
УДК 629.735.081.2
"Пособие по проектированию авиационно-технических баз" разработано Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Аэропроект в развитие действующих "Ведомственных норм технологического проектирования АТБ в аэропортах (ВНТП II-85/МГА)".
С введением Пособия в действие утрачивают силу "Руководство по проектированию зданий и сооружений авиационнотехнических баз гражданской авиаций" и "Руководство по проектированию сооружений стационарных устройств для технического обслуживания самолетов на перроне и местах стоянки".
Пособие разработали инженеры I.H, Быкова, С.И. Кондрашова, В.А. Шиманский.
Пособие утверждено начальником института В.Н. Ивановым 23 июня 1986 г. со сроком введения I января 1987 г.
|
Рис. 4. Пропускная способность одного ангарного места стоянки для перспективных воздушных судов Ил-96 (I), Ту-204 (2) и ш-26 (3): „а - вАТБ, имеющей не более двух типов ВС в приписном парке; б - в АТБ с многотип-ным приписшш парком |
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
IЛ. Настоящее Пособие содержит методический и вспомогательный материалы доя проектирования новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих АТБ в аэропортах гражданской авиации, которые детализируют отдельные положения "Ведомственных норм технологического проектирования авиационно-технических баз в аэропортах (ВНТП П-85/МГА)",
1.2. Пособие разработано с учетом установленной ВНТП II-85/MTA классификации, по которой все АТБ делятся на пять групп в зависимости от годового объема выполняемых работ.
1.3. Принятая в проекте технология технического обслуживания воздушных судов (ВС) должна базироваться на применении прогрессивного оборудования и методов выполнения и организации процесса технического обслуживания.
1.4. Основными исходными документами доя проектирования зданий и сооружений АТБ гражданской авиации является технико-экономическое обоснование (ТЭО) доя строительства новых комплексов и объектов сверх лимитной стоимости и технико-экономический расчет (ТЭР) доя строительства всех остальных объектов АТБ ниже лимитной стоимости (с учетом перспективного развития на 10 лет после планируемого ввода объекта в эксплуатацию).
1.5. Содержание, состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектов и смет, по которым должно осуществляться строительство новых, расширение, реконструкция
и техническое перевооружение действующих АТБ, устанавливаются "Инструкцией по разработке проектов и смет доя промышленного строительства" с учетом действующих в МГА эталонов проектов.
3
1.6. Объем, номенклатура и состав проектируемых зданий и сооружений устанавливаются заданием на проектирование, разрабатываемом на основе ТЭО или ТЭР.
1.7. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий АТБ должны допускать возможность изменения технологических процессов с заменой или перепланировкой оборудования и перекомпоновку помещений, например за счет использования трансформируемых перегородок.
1.8. Размеры и конструктивные решения производственных помещений должны обеспечивать возможность оснащения •тих помещений подъемно-транспортными средствами и инженерным оборудованием в соответствии с заданием на проектирование и требованиями настоящего Пособия.
СОСТАВ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
2.1. Состав зданий и сооружений АТБ следует принимать по ВНТП II-85/MTA.
2.2. При конкретном проектировании состав зданий и сооружений АТБ может корректироваться в соответствии с принятой схемой организации процесса технического обслуживания ВС, что должно отражаться в задании на проектирование.
2.3. Данные о производственном назначении зданий и сооружений АТБ, их взаимном расположении на генеральном плане, возможности блокировки, приведены в табл. I.
2.4. Размещение зданий и сооружений АТБ на генеральном плане определяется схемами технологической взаимосвязи зданий и сооружений АТБ (рис. I и 2), принятой в проекте организацией процесса технического обслуживания и перспективами развития комплекса АТБ и аэропорта в целом.
2.5. Разработка проекта планировки комплекса АТБ, который является составной частью генерального плана аэропорта, должна быть увязана с технологической схемой работы аэропорта, при этом должны обеспечиваться:
4
|
Рис. I. Схема технологической взаимосвязи ядяттй и сооружений А ТБ I-Ш групп |
ГГ.Г~ =
Склад |
_ |
авиахям- |
— V-»- |
аппарату- |
|
ры |
|
|
техобслуживания авиахимаи паратуры |
i;
I- Площадка для h-'-H дегазации и мойки судов и авиахнмап-паратуры
МС оперативного обслуживания
—»—% - Площадка
-----устранения
девиации
- оперативное обслуживание на перроне и местах ст<
- оперативное обслуживание на местах стоянки с мойкой (или снятием наземного обледенения);
- периодическое обслуживание ВС при поступлении их непосредственно с перрона;
- оперативное обслуживание, хранение и дегазация ВС сельхозавиации и asi ~
ры (например, в случае смены
-I. |
Предангарная
площадка |
—♦ —« —»— « — 1— 1 — |
МС доводки |
--- |
|
|
' W |
|
|
Ангар для тех-< обслуживания |
|
|
и |
■ 1 1 U
\.Л 1 f 1 |
|
|
Производственное здание |
|
|
|
_ периодическое обслуживание ВС сельхозавиации
---- периодическое обслуживание ВС после хранения на местах стоянки
Здание цеха главного механика, горячих и вредных производств
Рис. 2. Схема технологической взаимосвязи адаххй и сооружений АТБ 1У-У хдап
Таблица I |
Здания, сооружения, устройства |
Производственное наавв чение и требования к размещению |
феддожения по блокировке |
Примечание |
I |
2 |
3 |
4 |
Ангар (ангар-укрытие) для технического обслуживания ВС |
Проведение форм (этапов) технического об-служивания большой периодичности (после 300 ч налета и более); размещение вблизи МС для оперативного обслуживания и хранения ВС |
Целесообразно блокировать с ангарем дхя мойки ВС и производственным зданием |
В АТБ, расположенных в южной климатической зоне страны (с расчетной температурой минус 20° С и зное); целесообразно отроить ангары-укрытия из облегченных строительных конструкций |
Ангар для мойки ВО* |
Механизированная мойка ВС и снятие наземного обледенения: размещение вблизи МС для оперативного обслуживания и хранения ВС |
Целесообразно блокировать с ангаром для тез нического обслуживание и производственным зда нием |
- |
Производственное здание |
Обслуживание, проверка, регулировка, йены-тания и текущий ремонт снимаемого с ВС оборудования, узлов и агрегатов; |
Целесообразно блокировать с ангарами для технического обслуживания и мойки ВС |
В АТБ У группы в производственном здании следует предусматривать помещения здания главного механика, горячих и вредных производств |
|
|
|
|
|
I |
2 |
3 |
4 |
Здание цеха главного механика, горячих и вредных производств |
Выполнение работ по ремонту и изготовлению средств механиза-ции для технического обслуживания ВС, проведение работ по промывке, очистке, консервации деталей и агрегатов$ размещение вблизи ангара и производственного здания с учетом противопожар ных разрывов |
— |
Целесообразно предусматривать навес для хранения и ремонта крупногабаритных из-делий, оборудованный монорельсом с электро-талью |
Здание для технического обслуживания и текущего ремонта авиахимаппарату-ры с подсобными помещениями |
Проведение техническо го обслуживания и текущего ремонта снимаемой с ВС авиахимап-паратуры; санитарная обработка летного и технического состава, их спецодежды; размещение не ближе 200 м от производственных зданий и сооружений и не ближе 300 м от общественных и административных зданий |
-Следует блокировать со складом для хранения авиахимаппаратуры |
Целесообразно предусматривать возможность перемещения авиахимаппаратуры на склад и обратно с помощью подъемно-транспортного оборудования |
|
|
|
|
I |
2 |
3 |
4 |
Склад для хранения авиа-химаппаратуры |
Хранение авиахимаппа-ратуры и чехлов; размещение не ближе 200 м от производственных зданий и сооружений и не ближе 300 м от общественных и административных зданий |
Следует блокировать со зданием для технического обслуживания и текущего ремонта авиахимаппаратуры |
Для склада следует использовать выпускае-мый заводом В 409 ГА док-склад пролетом 12 м. Длина склада определяется производственной необходимостью |
Здание технических бригад |
Обеспечение выполнения работ при оперативном техническом обслуживании ВС, хра-нение запасных частей деталей и агрегатов, расходных материалов, инструмента; размещение в центре стоянок перрона или МС |
Производственные, административные и бытовые помещения участка обслуживания ВС на nej ,роне целесообразно блокировать со зданием аэровокзала |
Строительство здания предусматривается при удалении рабочих мест -технических бригад (стоянок перрона и МС) на расстояние более ЗОСГм от производственного здания или другого здания технических бригад |
Здание лабораторий авиационного и радиоэлектронного оборудования, подразделения эксплуатация средств сбора и обработки полетной информации, участков диагностики» неразрушаших и авто-катизированннх средств контроля |
Лабораторная проверка и текущий ремонт снимаемого с ВС радиоэлектронного оборудования, расшифровка и обработка полетной информации, диагностирование и проверка состояния агрегатов, уалов и деталей методами неразрушапцего и автоматизированного |
Возможна блокировка с производственным зданием |
Специальное здание лабораторий следует предусматривать при размещении, реконструкции или техническом перевооружении АТБ. При новом строительстве помещения здания лабораторий проектируются в производственном здании |
|
контроля |