ПР 50.1.012-97
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ЭКСПЕРТИЗА И ОЦЕНКА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО НОРМАТИВНОМУ
И МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ИНЫХ ЦЕЛЕВЫХ
ПРОГРАММ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским
научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) и
Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы
(ВНИИМС) Госстандарта России
ВНЕСЕНЫ
Научно-техническим управлением и Управлением метрологии Госстандарта России
2 ПРИНЯТЫ И
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 апреля 1997 г. №
156
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область
применения. 1
2 Порядок
проведения экспертизы и оценки мероприятий по нормативному и метрологическому
обеспечению целевых программ.. 2
3 Содержание
экспертизы.. 3
Приложение А Заключение по результатам экспертизы и оценки
проекта мероприятий по нормативному (метрологическому) обеспечению.. 5
Приложение Б Примерный перечень характеристик мероприятий
программы, рекомендуемый для проработки при проведении экспертизы и оценки. 6
Приложение В Библиография. 7
|
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ЭКСПЕРТИЗА И ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО НОРМАТИВНОМУ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ИНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящие правила устанавливают содержание и порядок проведения
Госстандартом России экспертизы и оценки мероприятий по нормативному
обеспечению качества продукции (работ, услуг), а также метрологическому
обеспечению, включая систему программных мероприятий по стандартизации и
метрологии, необходимых для разработки, производства, эксплуатации и утилизации
продукции, строительства объектов, организации технологических процессов и
других работ, предусмотренных федеральными целевыми программами и
межгосударственными целевыми программами, в осуществлении которых участвует Российская
Федерация (далее - целевые программы). Указанные разделы целевых программ
разрабатываются в целях реализации законов Российской Федерации «О поставках
продукции для федеральных государственных нужд», «О стандартизации», «Об
обеспечении единства измерений» и в соответствии с Порядком, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О
реализации Федерального Закона «О поставках продукции для федеральных
государственных нужд, а также постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 сентября 1996 г. № 1101 «О внесении изменений в порядок разработки и
реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ,
в осуществлении которых участвует Российская Федерация» (далее - «Порядок разработки
и реализации целевых программ»).
1.2. В соответствии с «Порядком разработки и реализации
целевых программ» (пункты 13 и 14) Госстандарт
России проводит оценку целевых программ, которые содержат мероприятия по
нормативному обеспечению качества продукции, работ, услуг, метрологическому
обеспечению, и подготавливает заключение по проекту целевой программы, обращая
при этом особое внимание на:
- приоритетность проблем по стандартизации и
метрологическому обеспечению, предлагаемых для программного решения, их
соответствие законодательству Российской Федерации, правилам и нормам по
стандартизации и обеспечению единства измерений;
- обоснованность, комплексность программных
мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению, сроки из
реализации;
- необходимость применения внебюджетных средств,
средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации разделов
(мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения в увязке с
возможностями государственной поддержки предусмотренных в разделах мероприятий
за счет централизованных ресурсов;
- социально-экономическую эффективность мероприятий,
приведенных в разделах нормативного и метрологического обеспечения.
1.3 Экспертиза и оценка нормативного и метрологического
обеспечения осуществляется с целью наиболее рационального, своевременного и
полного нормативного и метрологического обеспечения программных заданий и
мероприятий в процессе их разработки и реализации.
1.4 Основные требования к формированию разделов
нормативного и метрологического обеспечения целевых программ установлены в
правилах по стандартизации [1].
1.5 Настоящие Правила могут быть использованы при
проведении экспертизы и оценки мероприятий по нормативному и метрологическому
обеспечению:
- иных социально-экономических, научных и
научно-технических, инновационных, природоохранных и других программ и
проектов, в том числе программ, финансируемых не из средств федерального
бюджета;
- региональных целевых программ.
1.6 Экспертиза и оценка мероприятий по нормативному и
метрологическому обеспечению федеральных и иных государственных программ
создания и развития производства оборонной продукции выполняются по отдельному
документу.
2 ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НОРМАТИВНОМУ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
2.1 Экспертиза и оценка разделов (мероприятий)
нормативного и метрологического обеспечения целевых программ (далее -
экспертиза) осуществляются в соответствии с Порядком разработки и реализации
целевых программ.
2.2 Научно-методическими центрами по организации и
проведению экспертизы и оценки мероприятий (разделов) по нормативному и
метрологическому обеспечению целевых программ в системе Госстандарта России
являются:
Всероссийский научно-исследовательский институт
стандартизации (в части мероприятий по нормативному обеспечению) и
Всероссийский научно-исследовательский институт
метрологической службы (в части мероприятий по метрологическому обеспечению),
которые разрабатывают требования к экспертам и порядок
привлечения в качестве экспертов наиболее квалифицированных специалистов по
оцениваемым проблемам, представляют в Госстандарт России предложения по составу
экспертных комиссий для проведения экспертизы отдельных целевых программ и
обеспечивают им надлежащие условия для подготовки независимых экспертных
оценок.
2.3 Состав экспертной комиссии по проекту каждой целевой
программы в части нормативного и метрологического обеспечения, предусмотренного
программой, утверждается Госстандартом России.
2.4 Общий срок проведения экспертизы и оценки целевой
программы устанавливается техническим заданием, которое является приложением к
договору на проведение экспертизы и оценки целевой программы между
Министерством экономики Российской Федерации или Государственным заказчиком и
Госстандартом России.
2.5 Координацию работ по проведению экспертизы и оценки
нормативного и метрологического обеспечения целевых программ, приемку
экспертных заключений осуществляют Научно-техническое управление и Управление
метрологии Госстандарта России.
2.6 При проведении экспертизы и оценки разделов
(мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения соблюдаются следующие
принципы:
- научно-техническая компетентность, независимость,
объективность, системный подход, корректность и комплексность экспертных
оценок;
- прослеживаемость, повторяемость и сравниваемость
результатов экспертных оценок;
- учет результатов других видов специализированных
экспертиз программы (экологической, санитарно-эпидемиологической и др.);
- достоверность результатов экспертных оценок и
доказательность приводимой (используемой) аргументации.
2.7 Результаты экспертизы и оценки оформляются в виде
заключения (приложение А), которое направляется Госстандартом России в
Министерство экономики Российской Федерации и Государственному заказчику.
3
СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
3.1 Специалисты, проводящие экспертизу целевых программ,
выполняют анализ заданий и мероприятий по нормативному и метрологическому
обеспечению и дают оценку целевой программы в этой части, обращая особое внимание
на:
- приоритетность проблем по стандартизации и
метрологическому обеспечению, предлагаемых для программного решения, их
соответствие Российскому законодательству, правилам и нормам по стандартизации
и обеспечению единства измерений, степень учета в заданиях программы
действующих нормативных документов и государственных стандартов Российской
Федерации, в первую очередь основополагающих стандартов Государственной системы
стандартизации (ГОСТ Р 1), Государственной системы обеспечения единства измерений
(ГСИ), Государственной системы каталогизации и Правил по сертификации в
Российской Федерации, и достаточность предусмотренных для разработки
(пересмотра, изменения действующих) новых нормативных документов по
стандартизации и обеспечению единства измерений;
- соответствие целей заданий и мероприятий по
нормативному и метрологическому обеспечению конечным целям программы;
- эффективность и достаточность предусмотренных
программой научных исследований с целью создания новых и (или)
совершенствования имеющихся эталонов единиц физических величин, методов и
средств поверки и калибровки средств измерений, методик выполнения измерений,
соответствующего программного обеспечения;
- увязку и согласованность с другими федеральными
целевыми и межгосударственными
программами, в первую очередь с государственной научно-технической программой
России «Фундаментальная метрология» и федеральной целевой программой
«Сертификация и метрология»;
- заданный
научно-технический уровень объектов программы;
- обоснованность и взаимоувязанность
по срокам выполнения заданий и мероприятий по нормативному и метрологическому
обеспечению (в том числе сертификации продукции, работ, услуг, систем
качества), оптимальность (рациональность) их состава и учет ограничений по
ресурсам;
- необходимость привлечения
внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации для
реализации разделов нормативного и метрологического обеспечения в увязке с
возможностями государственной поддержки мероприятий, предусмотренных в
разделах, за счет централизованных ресурсов;
- социально-экономическую
эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации
программы и ее влияние на структурную перестройку экономики России.
3.2 Примерные перечни характеристик мероприятий, которые целесообразно
рассмотреть при экспертизе и оценке нормативного и метрологического
обеспечения, приведены в приложении Б.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
(обязательное)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам экспертизы и оценки проекта мероприятий по нормативному
(метрологическому) обеспечению
,
наименование программы
разработанная
наименование Государственного заказчика,
ответственного за разработку программы
во исполнение
наименование директивного или планового
документа,
содержащего задание по разработке программы
Эксперт
ф.и.о., должность
(Экспертная комиссия в
составе:
Председателя
ф.и.о., должность
и экспертов
ф.и.о., должности
в соответствии с распоряжением (приказом) Госстандарта России
номер, дата документа о назначении эксперта
(комиссии)
провел(а) экспертизу и оценку проекта мероприятий по нормативному
(метрологическому) обеспечению программы.
1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ. Краткая характеристика программы, цели, сроки
реализации, перечень основных программных мероприятий и их исполнителей.
2 ОЦЕНКА проекта мероприятий по нормативному (метрологическому)
обеспечению программы.
3 ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ по
проекту нормативного (метрологического) обеспечения программы (каждое
замечание или предложение выделяют в отдельный пункт).
4 ВЫВОДЫ. В выводах
следует дать четкое заключение:
а) мероприятия по нормативному (метрологическому) обеспечению
наименование программы
могут быть одобрены и
рекомендованы к представлению на утверждение в установленном порядке;
б) мероприятия по нормативному (метрологическому) обеспечению
наименование программы
подлежат доработке с
учетом замечаний и предложений, указанных в настоящем заключении;
в) мероприятия по нормативному (метрологическому) обеспечению
наименование программы
подлежат коренной
переработке в соответствии с настоящим заключением.
Экспертное заключение подписывает эксперт (председатель и все члены
экспертной комиссии).
Дата подготовки заключения
по результатам экспертизы
________________________
число, месяц, год
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
(рекомендуемое)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ХАРАКТЕРИСТИК МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ ПРОРАБОТКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ
Б.1 Мероприятия по нормативному
обеспечению целевых программ
Б.1.1 Обоснованность и полнота заданий по разработке новых нормативных документов,
пересмотру и внесению изменений в действующие нормативные документы.
Б.1.2 Обоснованность выделения объектов стандартизации (нормирования),
оптимальность (рациональность) их состава.
Б.1.3 Правильность установления категорий и видов нормативных документов в
соответствии с требованиями Государственной системы стандартизации и
Государственной системы обеспечения единства измерений
Б.1.4 Соответствие законам Российской Федерации, постановлениям
Правительства Российской Федерации, положениям Государственной системы
стандартизации (ГОСТ Р1), Государственной системы обеспечения единства
измерений (ГСИ), Государственной системы каталогизации и Правил по сертификации
в Российской Федерации, других общетехнических систем стандартов (СРПП, ЕСКД,
ЕСТД, ЕСЗКС, ССБТ, КСКК, КСОТТ, ЕСПД, ССНТ, ССЭТО и др.);
Б.1.5 Увязка и согласованность с другими утвержденными федеральными и иными
целевыми программами, в том числе с федеральной целевой инновационной
программой «Сертификация и метрология».
Б.1.6 Обоснованность заданного научно-технического уровня объектов программы
(сравнение показателей и характеристик с действующими отечественными и
зарубежными нормативами, лучшими отечественными и зарубежными аналогами, с
перспективами развития фундаментальной науки, техники и технологии).
Б.1.7 Соответствие используемой терминологии стандартизованным терминам и
определениям, принятым в действующих отечественных и международных стандартах и
справочниках.
Б.1.8 Сбалансированность показателей и характеристик объектов стандартизации
по уровням декомпозиции и разукрупнения, их прогрессивность и гармонизация с
требованиями международных норм и правил.
Сбалансированность показателей и характеристик объектов стандартизации
устанавливают на основе анализа структуры и подчиненности нормативных
документов по всем уровням декомпозиции и разукрупнения продукции, услуг, работ
и процессов (включающих в том числе и сертификацию).
Б.1.9 Соответствие положениям законов Российской Федерации «О
стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», Государственной системы
стандартизации, Государственной системы каталогизации и Правил по сертификации
в Российской Федерации.
Б.2 Мероприятия по метрологическому обеспечению целевых программ
Б.2.1 Степень учета необходимости создания, расширения и технологического
перевооружения эталонных комплексов испытательных и сертификационных центров,
калибровочных лабораторий и других метрологических комплексов.
Б.2.2 Полнота и достоверность исходных данных, используемых при выборе измеряемых
параметров, назначении норм точности измерений, разработке эталонов, средств и
методик выполнения измерений, испытаний, контроля и диагностики, средств и
методов поверки (калибровки).
В числе исходных данных анализируют условия, в которых должны
выполняться измерения, испытания, контроль и диагностика объектов, включенных в
целевую программу.
Б.2.3 Соответствие разрабатываемых метрологических правил и норм (норм
точности измерений, методик измерений и испытаний, методик контроля и
диагностики, методов поверки и калибровки средств измерений и др.) требованиям
исключения принятия ошибочных решений или сведения к допустимому риску принятия
таких решений.
Соответствие этих правил и норм требованиям нормативных документов
Государственной системы обеспечения единства измерений.
Б.2.4 Возможность выполнения измерений и испытаний с необходимой точностью,
выполнения контроля и диагностики с необходимой достоверностью значений
показателей и параметров объектов, включенных в целевую программу.
Б.2.5 Применение средств измерений утвержденных типов при использовании их в
сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.
Б.2.6 Соответствие метрологических терминов, наименований измеряемых величин
и обозначений их единиц установленным Законом Российской Федерации «Об
обеспечении единства измерений», нормативными документами Государственной
системы обеспечения единства измерений и терминологическими нормативными
документами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
В
(информационное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ПР 50.1.011-97 Правила по стандартизации. Формирование и реализация разделов
(мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения федеральных и иных
целевых программ
Ключевые слова: федеральные
программы, целевые программы, нормативное обеспечение, метрологическое
обеспечение, экспертиза