ПР32.130-98
ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ДОРОЖНОМ МЕТРОЛОГИЧЕСКОМ ВАГОНЕ-ЛАБОРАТОРИИ
Москва 1998 г.
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ )
ВНЕСЕНЫ Департаментом технической политики МПС России
2 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Указанием ШС России
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
II
эксплуатацию средств калибровки и обор7дования МВЛ;
- соблюдение работниками МВЛ производственной дисциплины.Правил техники безопасности и пожарной безопасности;
- обеспечение безопасности движения МВЛ.
7.4 Численный состав и квалификация калибровщиков (поверителей) определяется кругом поставленных задач метрологического обслуживания СИ по видам измерений, объемом работ в соответствии с правом на проведение работ по калибровке (поверке; СИ.
7.4.1 Калибровщики (поверители) и специалисты по ремонту обслуживают СИ на рабочих местах в соответствии с трудовым законодательством, должностными инструкциями и настоящим Положением.
7.4.2 При отсутствии необходимого числа штатных специалистов начальник ДЦСМ или начальник опорной организации метрологической службы дороги комплектуют выездную бригаду из имеющегося инженерно-технического состава под руководством начальника МВЛ.
7.5 При нахождении МВЛ в рейсе работники вагона регулируют режим работы в соответствии с трудовым законодательством, местными условиями,графиком движения поездов и положениями приказа МПС N 8ЦЗ от 18.09.90 г. "Об особенностях регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта”.
7.6 Работники МВЛ обеспечиваются необходимой спецодеждой согласно действующим нормам.
7.7 Проводники могут быть включены в штат МВЛ либо выделяться резервом проводников вагонного участка (депо), к которому приписан вагон или с которым заключен договор на обслуживание вагона.
8 Организация и порядок метрологического обслуживания СИ линейных предприятий с помощью МВЛ
8.1 Выезды МВЛ для метрологического обслуживания СИ в местах их дислокации производятся в соответствии с годовыми планами калибровки (поверки) СИ,согласованными с главным метро-8
ИР 32.130-98
логом дороги и утвержденными руководителями обслуживаемых предприятий.
8.2 Начальник МЕЛ при подготовке к выезду и в ходе метрологического обслуживания СИ обязан:
- своевременно оформить в пассажирской службе заявку на прицепку вагона к поезду и последующую отцепку с указанием периода нахождения МВЛ в составе поезда;
- не позднее,чем за семь суток известить телеграммой о датах предстоящей калибровки (поверки) СИ соответствующие службы в пунктах дислокации СИ (депо,дистанции');
- осуществить проверку комплектности,исправности эталонов ,наличия действующих свидетельств и клейм о прохождении поверки;
- подготовить необходимую техническую документацию: паспорта,инструкции на СИ,методики калибровки (поверки), журналы учета и др.;
- проконтролировать обеспечение МВЛ водой и топливом;
- провести необходимые инструктажи с проводниками и инженерно-техническим персоналом;
- проконтролировать наличие приказов на прицепку и отцепку вагона.
8.3 Начальник вагона на стоянках и при выполнении работ обеспечивает:
- подключение МВЛ к стационарному источнику электропитания (переменный ток 220/380 В частотой 50 Гц);
- согласование сроков подвоза СИ к МВЛ на калибровку (поверку);
- обеспечение приемлемой удаленности стоянки МВЛ от стационарных санитарно-бытовых помещений при условии минимальных электромагнитных полей и вибраций, не превышающих значений пределов нормальной области влияющих величин по ГОСТ 22261.
8.4 Действия персонала МВЛ по прибытии в пункт назначения:
- производство регламентных работ по развертыванию рабочих мест с участием служб пункта назначения (станции,депо, дистанции):
- установка эталонов из транспортного положения в рабочее;
9
- подключение МВЛ к стационарному источнику электропитания с участием служб пункта назначения (станции, депо, дистанции):
- подключение эталонов из состава КСП к источнику питания и проверка их функционирования;
- предварительный контроль состояния СИ.поступивших на калибровку (поверку) : внешний осмотр, проверка действия внутренних источников питания,комплектности запасных частей и принадлежностей;
- выполнение операций калиброЕки /поверки), ремонту СИ в соответствии с НД на проведение этих работ.
8.5 Оформление результатов калибровки (поверки).
- положительный результат калибровки (поверки) СИ удостоверяется калибровочным знаком (поверительным клеймом), наносимым на СИ, или сертификатом о калибровке (свидетельством с поверке), а также записью в эксплуатационных документах в установленном порядке;
- результаты калибровки (поверки) СИ вносят в протоколы, которые хранят в МВЛ до следующей калибровки (поверки).
8.6 СИ, непригодные к применению по результатам калибровки (поверки), подлежат ремонту и регулировке, на эти СИ выписывают извещение о непригодности к применению с указанием причин брака.
Результаты работ по устранению неисправностей заносятся в документы метрологического учета СИ с указанием даты проведения ремонта, краткой характеристики ремонта.Отремонтированные СИ подлежат повторной калибровке (поверке);
8.7 СИ, требующие капитального ремонта, складируются в кладовой МВЛ для перевозки в стационарную лабораторию (мастерскую) или возврата СИ заказчику для ремонта в сторонних организациях;
8.8 Информации о СИ, прошедших метрологическое обслуживание, заносится в банк данных ПЭВМ для последующего анализа и учета.
10
ПР 32.130-98
9 Автоматизация рабочих мест в МВЛ
9.1 Повышение производительности метрологических работ в МВЛ достигается за счет:
- автоматизации процессов калибровки СИ;
- исключения рутинных функций, выполняемых вручную работниками метрологической службы (учет СИ,контроль соблюдения графиков калибровки и т.п.) путем внедрения компьютерных технологий;
- автоматизации решений неформальных (поисковых) задач, связанных с выбором номенклатуры измеряемых (контролируемых) параметров,норм точности их измерений.
9.2 В настоящее время внедряются полностью автоматизированные многоканальные установки со встроенными калибраторами и специализированными компьютерами,обеспечивающими оперативную обработку результатов калибровки совокупности приборов, хранение их в памяти,оформление документации по калибровке.
Управление операциями калибровки.сбора и обработки информации осуществляется средствами вычислительной техники.
КСП и калибруемые (-поверяемые) СИ должны иметь выход для дистанционного управления процессом калибровки (поверки) и обеспечивать выдачу информации.
9.3 В состав автоматизированной системы должны входить:
- ПЭВМ .которая управляет процессом калибровки и обрабатывает результаты;
- устройство калиброванных сигналов (калибратор);
- эталон, с которого результат измерений вводится в ПЭВМ для сравнения его с калиброванным сигналом и обработки результатов измерений (если калибруемый прибор имеет выход в цифровой форме, то эталон исключается, а результат измерения сразу поступает в ПЭВМ);
- дисплей,на котором отображаются результаты калибровки и осуществляется диалоговый режим;
- устройство печати результатов (документирование).
9.4 Блок-схема организации автоматизированных рабочих мест калибровщиков приведена на рис.9.1
11
Рис.9.1 Блок-схема организации автоматизированного рабочего места калибровки СИ.
УТР 32.130*98
10 Требования по обеспечению безопасности труда
10.1 Электрооборудование МВД должно иметь надежное защитное заземление, предупредительные знаки, надписи, предохранители и световую сигнализацию.
10.2 Все блоки и узлы автоматизированных комплексов Tima АРМ калибровщика (поверителя) в МВД должны быть надежно заземлены на корпус вагона.
10.3 Все провода в МВД должны прокладываться в металлических коробах, трубах или металлорукавах.
10.4 Сопротивление изоляции электрических цепей относительно друг друга и корпуса должно соответствовать требованиям ГОСТ 22261, т.е. для СИ электрических и магнитных величин должно быть не менее 2 МОм и должно подтверждаться протоколами измерений периодичностью 1 год.
10.5 Персонал МВД обязан строго соблюдать правила нахождения на территории железнодорожных станций и железнодорожных пу-ях, являющихся зонами повышенной опасности.
10.6 Персонал МВД должен обладать знаниями и навыками оказания первой медицинской помощи,использования и применения средств пожаротушения и защиты от поражения электрическим током.
10.7 Все работники МВД в установленном порядке должны периодически подвергаться испытаниям в знаниях инструкций,приказов и указаний,относящихся к кругу их ведения.
Начальник МВД должен иметь группу по электробезопасности не ниже 4-й , остальной персонал - не ниже 3-й группы.
Проверка знаний персонала производится в службе электрификации.
13
ПР 32.130-98
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения..................................1
2 Нормативные ссылки..................................1
3 Обозначения и сокращения............................1
4 Общие положения.....................................2
5 Основные задачи МЕЛ.................................3
6 Требования к оборудованию и укомплектованию МВЛ.....3
7 Штат МВЛ, его основные обязанности и права..........6
8 Организация и порядок метрологического обслуживания
СИ линейных предприятий с помощью МВЛ ............8
9 Автоматизация рабочих мест в МВЛ....................11
10 Требования по обеспечению безопасности труда........13
Приложение А Рекомендуемый набор средств калибровки
(поверки) для оснащения рабочих мест в МВЛ...14
III
ПР 32.130-93
ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ
Типовое положение о дорожном метрологическом вагоне-лаборатории
Лата введения 1999-01-01
1 Область применения
Настоящее Типовое положение о дорожном метрологическом вагоне-лаборатории (далее Положение) устанавливает основные задачи и функции, организацию и порядок работы на линии вагона-лаборатории, права и обязанности его персонала и обязателен для всех причастных служб железных дорог.
2 Нормативные ссылки
В настоящем Положении использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ПР 32.06-95 Положение о метрологической службе Министерства путей сообщения Российской Федерации.
ГОСТ 8.395-80 ГСП.Нормальные условия измерений при поверке. Общие требования.
ГОСТ 22261-94 Средства измерений электрических и магнитных величин.Общие технические условия.
Указатель КСП- Указатель состава комплектов средств поверки. Изд. третье. Вып. N 1. М.,ВНИИМС,1989.
Закон Российской Федерации - Об обеспечении единства измерений. ’’Измерительная техника”, 1993, N 7.
ЦРБ 162. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.М., Транспорт, 1993.
3 Обозначения и сокращения
ДЦСМ - дорожный центр стандартизации и метрологии:
СИ - средства измерений;
МВЛ - метрологический вагон-лаборатория;
1
ПР 32.130-98
НД - нормативная документация;
КСП - комплект средств поверки ( калибровки);
АРМ - автоматизированное рабочее место метролога.
4 Общие положения
4.1 Дорожный МВЛ предназначен для метрологического обслуживания СИ, применяемых на линейных подразделениях железных дорог.
Применение МВЛ направлено на снижение эксплуатационных расходов при проведении калибровки (поверки) и ремонта СИ на линейных подразделениях, уменьшение потребности в обменном фонде СИ, при повышении качества метрологического обслуживания .
4.2 Положение учитывает требования Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений". Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и других нормативных документов.
4.3 МВЛ содержится за счет средств эксплуатации дороги.
4.4 МВЛ входит в состав метрологической службы дороги (ДЦСМ или опорной организации) и приписывается для технического обслуживания к одному из пассажирских вагонных депо дороги.
4.5 Численный состав и квалификация персонала, работающего в МВЛ, определяются положением о ДЦСМ или опорной организации с учетом фактического объема работ по метрологическому обслуживанию СИ.
4.6 МВЛ оснащается необходимым оборудованием, рабочими эталонами и средствами автоматизации метрологических работ и ведения банка данных обслуживаемых СИ.
4.7 Типы и номенклатура СИ, обслуживаемых МВЛ, определяются технической базой, условиями работы, квалификацией персонала и областью аккредитации метрологической службы по месту приписки МВЛ.
4.8 Методическое и организационное руководство деятельностью МВЛ осуществляет ДЦСМ или опорная организация метрологической службы дороги.
2
ПР 32.130-98
5 Основные задачи МВЛ
5.1 К основным задачам МВЛ относятся: удовлетворение потребностей дороги в качественном и своевременном проведении работ в подразделениях дороги по обеспечению единства измерений.
5.2 При этом МВЛ выполняет следующие виды работ:
- калибровку СИ;
- поверку СИ;
- ремонт СИ.
5.3 По заданию ДЦСМ начальник МВЛ может выполнять метрологический контроль за состоянием СИ в подразделениях железных дорог.
6 Требования к оборудованию и укомплектованию МВЛ
6.1 МВЛ создается на базе пассажирского цельнометаллического вагона.
6.2 МВЛ должен своевременно проходить техническое обслуживание, планово-предупредительные виды ремонта, содержаться в исправном состоянии (в соответствии с приказом МПС N 9Ц от 04.04.1997г.)
5.3 МВЛ должен быть оборудован необходимыми техническими средствами в соответствии с требованиями, установленными для пассажирских вагонов.
6.4 Каждый МВЛ должен иметь внешние знаки и надписи в соответствии с Альбомом “Знаки и надписи на вагонах пассажирского парка", а также:
- трафарет "При маневрах не толкать, с горки не спускать",
- наименование вагона вдоль обоих бортов "Метрологическая лаборатория"
Примечание: наименование МВЛ допускается не указывать, если вагон многоцелевого назначения.
3
ПР 32.130-98
6.5 Для выполнения поставленных задач МВД оснащается следующей аппаратурой и оборудованием:
6.5.1 Необходимыми эталонами для калибровки (поверки) рабочих средств измерений соответствующего вида измерений:
- геометрических величин;
- электрических и радиотехнических величин;
- времени и частоты;
- давления и др.
6.5.2 Рабочие места калибровщиков (поверителей) в МЕЛ формируют по группам калибруемых средств измерений.
В приложении А дан рекомендуемый набор средств калибровки (поверки), которыми должны быть оснащены рабочие места в МЕЛ.
6.5.3 При значительных объемах метрологических работ и широкой номенклатуре калибруемых (поверяемых) СИ целесообразно применение автоматизированных комплексов типа АРМ калибровщика (поверителя).
6.5.4 В состаЕ оборудования МВЛ включают необходимые для работы персонала технические средства (паяльник, запасные детали приборов и др.)
6.5.5 Электрическое оборудование МВЛ состоит из штатного электрооборудования:
- распределительного щита, предназначенного для размещения защитной и коммутационной аппаратуры оборудования энергоснабжения, в т.ч. зарядки аккумуляторных батарей;
- преобразователей напряжения постоянного тока 54 В в напряжение 220 В переменного тока частотой 50 Гц мощностью не менее 1,5 кВт для питания измерительной, бытовой аппаратуры и компьютерной техники;
- аккумуляторных батарей, служащих для электропитания штатного электрооборудования.
6.5.6 Питание метрологического оборудования (КСП,АРМы и др.) осуществляется через специальные устройства защиты в распределительном щите, обеспечивающие рабочие токи до 20 А при напряжении 220 В, при питании от внешней сети.
4
ПР 32.130-98
6.5.? Для создания нормальных условий труда и отдыха персонала МВД должен быть оснащен бытовой техникой в соответствии с мощностью преобразователя 54/220 В.
6.6 Дополнительно МВД должен быть укомплектован:
- необходимым вагонным инвентарем;
- защитными средствами от поражения электрическим током;
- системой пожарной сигнализации;
- средствами для оказания первой медицинской помощи;
- углекислотным и пенным огнетушителями;
- кабелем длиной не менее 50 м для подключения на стоянке к внешнему источнику электропитания переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц или напряжением 380 В частотой 50 Гц;
- тормозными башмаками,а также переносными сигналами для ограждения МВД во время стоянки на станционных путях.
6.7 В МВД должна находиться следующая техническая документация:
6.7.1 По эксплуатации вагона :
- чертеж общего вида и внутренней планировки вагона;
- принципиальные и монтажные схемы штатного электрооборудования и инструкции по эксплуатации;
- инструкции по эксплуатации систем отопления и водоснабжения со схемой расположения труб и вентилей;
- описание системы пожарной сигнализации;
- инструкция по пожарной безопасности;
- технический паспорт вагона,содержащий основные технические характеристики;
- перечень вагонного инвентаря;
- инструкция для проводников вагона;
- удостоверение на право курсирования вагона по
5
HP 32.130-98
одной или нескольким железным дорогам (форма ЛУ-46).
6.7.2 Перечень эталонов и вспомогательного метрологического оборудования.
6.7.3 Эксплутационные (свидетельства о поверке эталонов, паспорта, инструкции и формуляры) и ремонтные документы на СМ.
6.8 Перед рейсом эталоны и рабочие СИ должны быть закреплены в транспортном положении.
6.9 Во избежание повреждения эталонов и вспомогательного метрологического оборудования не допускаются прицепка МВЛ к грузовым поездам,а также пропуск через сортировочные горки.
6.10 В рабочих помещениях (салоне) МВЛ при калибровке -поверке; должны соблюдаться нормальные условия измерений в соответствии с ГОСТ 8.395, ГОСТ 22261:
- напряжение питающей сети (220 + 4,4) В;
- частота питающей сети (50 + 0,5) Гц:
- форма кривой переменного напряжения питающей сети не должна сождержать высших гармоник - коэффициент несинусоидальности не более 5 Z;
- температура окружающего воздуха (20+2) С;
- относительная влажность воздуха (30-80) Z;
- атмосферное давление (84-106) кПа.
7 Штат МВЛ, его основные обязанности и права
7.1 Штат МВЛ состоит из:
- начальника;
- калибровщиков (поверителей);
- специалистов по ремонту СИ;
- группы проводников.
7.1.1 Начальник МВЛ непосредственно подчиняется начальнику ДЦСМ или начальнику опорной организации метрологической службы дороги, осуществляет руководство деятельностью персонала МВЛ и выполняет следующие основные обязанности.
- организует работу персонала МВЛ в соответствии с планом работ и графиком выездов на линейные предприятия;
- проводит инструктаж по технике безопасности с персоналом МВЛ;
- обеспечивает готовность МЕЛ к плановым поездкам, пригодность средств калибровки (поверки) к работе, следит за
6
ПР 32.130-98
выполнением ремонта СИ, входящих в состав средств калибровки,в установленные сроки;
- организует экипировку МВЛ необходимыми материалами, принадлежностями, топливом, водой на период нахождения в рейсе и стоянках при метрологическом обслуживании СИ линейных предприятий дорог;
- ведет учет претензий к качеству калибровки (поверки)
СИ;
- контролирует правильность калибровки (поверки) в соответствии с областью аккредитации метрологической службы дороги (ДЦСМ или опорной организации);
- осуществляет взаимодействие с начальниками службы перевозок,пассажирской службы,действующих отделений железных дорог,начальниками станций по обеспечению беспрепятственного продвижения МВЛ.
7.2 Начальник МВЛ имеет право:
- представлять МВЛ в других предприятиях и организациях железной дороги;
- требовать от заявителей метрологических работ выполнения условий по обеспечению нормального функционирования оборудования МВЛ на стоянках;
- вносить начальнику ДЦСМ или начальнику опорной организации метрологической службы дороги предложения по приему, перемещению, увольнению и дисциплинарным взысканиям, поощрениям работников МВЛ;
- представлять на утверждение начальнику ДЦСМ или начальнику опорной организации акты на списание основных средств и малоценного имущества МВЛ.
7.3 Начальник МВЛ несет ответственность в соответствии с трудовым законодательством, должностной инструкцией, настоящим Положением, в том числе за:
- качественное выполнение задач,возложенных на МВЛ, а также за безусловное выполнение плановых и оперативных заданий в соответствии с графиком калибровки (поверки) СИ по пунктам назначения (руководство по качеству МВЛ);
- сохранность,надлежащее использование и правильную
7