ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ
ТРЕБОВАНИЯ К
РАЗМЕЩЕНИЮ УЗЛОВ ПОДСОЕДИНЕНИЯ НАЗЕМНЫХ ЗАРЯДНО-ЗАПРАВОЧНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ
|
ОСТ 1 00245-77
Введен впервые
Проверено в 1988
г.
|
Распоряжением Министерства от
30 ноября 1977 г. № 087-16 срок введения установлен с 1 июля 1978 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1.
Настоящий стандарт устанавливает требования к размещению узлов подсоединения наземных
зарядно-заправочных средств и средств энергоснабжения на легких и средних
самолетах и вертолетах.
2.
Стандартом предусматриваются зоны для размещения следующих узлов:
-
закрытой заправки топливом, маслом и другими техническими жидкостями;
- открытой
заправки топливом;
-
зарядки кислородом, воздухом, нейтральным газом;
-
проверки герметичности кабин;
-
подсоединения наземных гидроустановок, кондиционеров, установок воздушного
запуска двигателей, электропитания.
3.
Расположение зон для размещения узлов подсоединения средств наземного
обслуживания на самолете должно соответствовать указанному на черт. 1.
Зоны: 1 - левая носовая часть фюзеляжа; 1а - правая
носовая часть фюзеляжа; 2 - левая средняя часть фюзеляжа в пределах передней и
задней кромок крыла, корневая часть левой консоли вблизи фюзеляжа; 2а - правая
средняя часть фюзеляжа в пределах передней и задней кромок крыла, корневая
часть правой консоли вблизи фюзеляжа; 3 - левая ниша шасси; 3а - правая ниша
шасси; 4 - левая хвостовая часть фюзеляжа; 4а - правая хвостовая часть
фюзеляжа; 5 - передняя ниша шасси
Черт. 1
4.
Расположение зон для размещения узлов подсоединения средств наземного обслуживания
на вертолете должно соответствовать указанному на черт. 2.
Зоны: 1 - левая носовая часть фюзеляжа; 1а -
правая носовая часть фюзеляжа; 2 - левая хвостовая часть фюзеляжа; 2а - правая
хвостовая часть фюзеляжа
Черт. 2
5.
Границы зон на черт. 1 и 2 указаны условно и могут изменяться в
зависимости от особенностей компоновки и конфигурации самолета и вертолета
(расположение и геометрия крыла, размещение двигателей, тип и особенности
компоновки шасси, количество и расположение несущих винтов и т.д.).
Изменение
размеров той или иной зоны может быть осуществлено в пределах одного борта за
счет перекрытия смежных зон, однако взаимное расположение зон должно быть
неизменным.
6. Размещение узлов подсоединения по зонам на самолете и вертолете
должно соответствовать указанному в таблице.
Назначение узлов
|
Наименование узлов
|
Зона размещения узлов
|
на самолете
|
на вертолете
|
Заправка жидкостями
|
Штуцеры для закрытой заправки топливом
|
3, 4
|
1, 2
|
Горловины для открытой заправки топливом
|
2
|
1, 2
|
Штуцеры для закрытой заправки маслом
|
2а, 4а
|
1а, 2а
|
Штуцеры для закрытой заправки жидкостью гидравлических
систем
|
4, 4а
|
2
|
Штуцеры для закрытой заправки жидкостью
противообледенительных систем
|
1а
|
1а, 2а
|
Штуцеры для закрытой заправки жидкостью систем
кондиционирования
|
2а, 4а
|
1а, 2а
|
Штуцеры для закрытой заправки жидкостью систем охлаждения
оборудования
|
1а, 2а, 4а
|
1а, 2а
|
Штуцеры для закрытой заправки жидким кислородом
|
1, 2
|
1
|
Зарядка газами
|
Штуцеры для зарядки воздухом пневматических систем
|
3, 2
|
1, 2
|
Штуцеры для зарядки систем нейтральным газом
|
3а, 2а
|
1а
|
Штуцеры для зарядки кислородных систем
|
1, 2
|
1
|
Штуцеры для проверки герметичности кабин
|
5, 1
|
1
|
Штуцеры наземного поддавливания баков гидросистем
|
4, 4а
|
2
|
Подсоединение наземных установок энергоснабжения
|
Бортовые клапаны (штуцеры) для проверки гидросистем
|
4, 4а
|
2
|
Штуцеры для подсоединения наземных кондиционеров
|
5, 1а, 2а
|
1а, 2а
|
Штуцеры для воздушного запуска двигателей
|
1, 2
|
1, 2
|
Электрические соединители для наземного электропитания
|
1, 2
|
1, 2
|
Примечания: 1. При
выборе зон размещения предпочтительнее применять зоны, указанные первыми.
2. Для вертолетов по согласованию
с заказчиком допускается размещение горловин для заправки топлива в зонах 1а,
2а, но в этом случае в зоне 1 должна быть нанесена надпись - указание о
размещении горловин на правом борту фюзеляжа.
3. При расположении
двигателей в гондолах на консолях крыла самолета и по бортам фюзеляжа вертолета
допускается размещать штуцеры для закрытой заправки маслом справа каждой
гондолы двигателя.
4.
Приведенный выше состав узлов подсоединения не является обязательным для
установки на каждом самолете и вертолете. Он может изменяться в зависимости от
назначения самолета и вертолета, решаемых им задач, принципов действия и
особенностей конструктивного выполнения систем, однако принцип расположения
одноименных узлов остается неизменным.
7. Узлы подсоединения средств наземного
обслуживания, относящиеся к одной функциональной системе, при размещении их на
самолете и вертолете должны быть объединены в группы.
8.
Бортовые штуцеры заправки и дозаправки технических жидкостей должны размещаться
в удобном для подсоединения месте на высоте 1,0 - 1,7 м от земли, а бортовые
штуцеры зарядки газовых баллонов и электрические соединители энергоснабжения -
на высоте 0,7 - 1,7 м.
9.
В случаях отсутствия стандартов на штуцеры закрытой заправки конкретных технических
жидкостей или в особых обоснованных случаях применения самолетов и вертолетов
по согласованию с заказчиками допускается заправка и дозаправка отдельных
жидкостей открытым способом через заливные горловины с расположением их в
зонах, указанных для соответствующих штуцеров.
10.
Заправка и дозаправка технических жидкостей через заливные горловины должна
осуществляться без применения стремянок. В отдельных случаях допускается
использование стремянок по согласованию с заказчиком.
11.
Расположение узлов на самолете и вертолете должно исключать возможность
попадания заправляемых технических жидкостей и газов на детали и узлы,
материалы которых могут терять свои свойства от контакта с этими жидкостями и
газами (пневматики шасси, шланги герметизации, отдельные резиновые или другие
уплотнения и т.п.).
12.
Кислородные заправочные штуцеры запрещается располагать в местах возможного
попадания на них жидкостей, несовместимых с этим газом (масло, гидравлическая
жидкость и т.п.).
13.
Установка узлов на самолетах и вертолетах должна выполняться в соответствии с
действующими государственными и отраслевыми стандартами на эти узлы или на их
соединения с наконечниками наземных устройств, а при отсутствии соответствующих
стандартов - по другой документации, утвержденной в установленном порядке.
14.
На внешней обшивке или люке самолета и вертолета в непосредственной близости от
каждого узла должны быть нанесены условные обозначения (знаки и надписи) в
соответствии с ОСТ 1 00212-76.