МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ САНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ЗА ПЕРЕВОЗКАМИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
Москва —1982
МИНИЭТЕРСТВО ЗДРАВРОХРАНЕНИЯ СССР
Главное санитарыо-еяидемиологнчвсков управление
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Главного государственного санитарного врача СССР
/>4..* Ковагило
" <5 “ - 1982 г.
Л 2Ь37-82
ЫЕТОДИЧЕСКИВ УКАЗАНИЯ ПО ГОСУДАРСТВШНСМУ САНИТАРНСМУ НАДЗОРУ ЗА ПЕРЕВОЗКАМИ НАСЕШШЯ ГОРОДСКИМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
Москва - 1982
Предупредительный санитарный надзор осуществляется посредством предъявления еле годя о разрабатываемых санитарных заданий транспортным организациям с целью улучшения саджтарных условий паосаххрсххх перевоеон.
3.3. Методики определения показателей
3.3.1. Ctapeделение линейных габаритов салона и оборудования выполняется о помощью рулетки.
3.3.2. Угловые параметры оборудования измеряются о помощью угломера.
3.3.3. Средняя температура воздуха в период двлления транспорта на линии определяется по сухому термометру динамического психрометра Аосмаяа после 3 минут работы вентилятора прибора,
ва высоте 1,3 -1,5 м в центре салона, при оредием его наполнении.
3.3.4. Освещенность салонов при искусственном осведении определяется объективным люксметром D-II6 ха высоте 0,8 м на расстоянии 0,5 м от стен.
3.9.5. Искусственное ооведение входов - выходов оценивается ка уровне перво! ступени о помощью объективного люксметра 0-116 в вечери** Время на плохо осведенных или не имевджх ооведения участках дороги.
3.8.6. Уровни иума в салонах измеряются в 9 октавных полосах (от 31,5 до 8000 ПО по шкале "А" иумомвром о октавными (ждьтрвик, отвечающими требованиям ГОСТ 17188-71, в трех точках: в начале и в конце оаДова ка расстоянии 25-30 см от передне! ж задке! отеякх ж в вредней части салона. Измерения проводите* при средне! скорости двххеккх ка линии,работемих приборах ■ агрегатах, оредием кал синении салонов, на у**отхах пуп для безрельсового транспорта - уоовервекоту ^'внное капитальное покрытие ооглвсю ГОСТ 7495-74, для. **яьоового - балласт щебенчатый, ила-
'Э.
лы железобетонное, рельсы Т-65 плетями длиной 75 и, Обработка результатов проводится в соответствии о ГОСТ 19358-74 "Автомобили, автопоезда, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды. Внешний ж внутренней кум. Предельно допустимые уровни. Методы измерений!
3.3.7. Уровни вибрации в пассажирских салонах определятся
с помощью комплекта виброизмержтельиых приборов, соответствушего ГОСТ 16826-71 "Приборы вжбронэые ригельные". Параметры виОрожвмерительной системы долины удовлетворить требованиям ГОСТ 12.4.0 2.75 "Средства измерения ж контроля вибрации на рабочих местах”. Вибро-нзмерительный преобразователь крепится к металлическому диску диаметром 250*50 мы и толщиной 6 ш, который помещается между человеком, массой 60-100 кг, к полом или сиденьем в точках, расположенных у левого к правого бортов кузова над задним мостом в автобусе и троллейбусе, над задней шкворневой балкой - в трамвае. Измерения проводятся при движении по маршруту о устав' тив-вейся скоростью, включенных агрегатах и приборах, среднем наполнении салона на участках пути: для безрельсового транспорта с усовершенствованным капитальным покрытием согласно ГОСТ 7495-74, для рельсового - балласт щебенчатый, млады железобетонные, рельсы Т-65 плетями длиной 75 м. Измерительные параметры вибрации -уровни вибро скорости (дБ) на частотах: 1,4,16,31,5,63,125,250,500, 1000 х 2000 Гц. Результат измерения вычисляется из выборки в 5 замеров как статистический показатель о вероятностью 0,95.
3.3.8. Загрязнение воздуха салонов окисью углерода определяется с помощью газоанализаторов ТГ-5 к IVX-3 по методикам, описанным в Руководстве по контролю загрязнения атмосферы, утвержден-ном Глади ш государственным санитарии* врачом СССР тов. Бургасовьм П.Н. ( 2 нюня 1978 г.) и Председателем Госко?хитета СССР по гидрометеорология а контролю преродней среды тов.Израэлем Ю.А. ( 15 ишя Г*78 г.). Пробы воздуха отбираются прл движении транспорта по маршруту на высоте 1,3-1,5 м в средней часта салона.
3.3.9. Контроль аа содержанием охисж углерода в огработав-ш газах автомобилей проводител:
- в ренине КП* t выборочно, совместно с ГАК, с помощью газоанализатора окиси углерода в выпускной трубе на глубине 300 ш от среза;
- в рениш 0, бпноыин х.х после технического осмотра Л 2, капитального ремонта или регулировки системы питания двигателя на автопредпраятжж.
3.3.10. Запыленность воздуха салонов монет быть определена о помощью пробоотборников о автономным питанием в сухой период года. Отбор пробы проводитоя со окороотью 20-30 л/ыин, в течение 10 мин, в средней и задней частях на высоте 1,3-1,б м.
ЛИТЕРАТУРА И НОРУАТИШЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Ланцов Л.С. Гхгиеничеох&я характераогика воалунноЙ среды наземного пассажирского транспорта. Тезисы ^нучи.-практ.коиф.: Диагяоот^а аредрейоового ооотояния водителей и безопасность движения. Д.,1975, 19-20.
Ыайотрах *.В., Вовихов Г.В., Чекжна В.Ы., Ланцов Д.С. Влияние некоторых условий окрухащей среды (различный температурный режим в салонах трамваев) в зимне-весенний периоды года на тепловой баланс пассажиров. Об.: Физиология и патология адаптация к природным факторам среды, «рукве, 1977, 831-332.
Ланцов 1.С. Гигиеническая оценка освещенности входов и выходов городского ваземкого пассажирского транспорта. Об»: Актуальные вопросы оедорозленжя внешней среды ж здоровья чкдовека.
Д.,1977, 29-30.
Ландов Л.С., Кегрженхо К.В., Вутченко I.A. Городской транспорт,как йсточяжк неблагоприятных физических воздействий на окружащут среду х организм человека. Сб.: Гкленжческже аспекты загрязнения охружашей среды выбросами автотранспорта к продуктами переработки нефти. Л., 1981, 19-23.
ГОСТ I7I88-7I "П^момеры. Общие технические требования.
Методы испытаний''.
ГОСТ 19353-74 "Автомобили, автопоезда, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, и мотовелосипеды, вешний х внутренний к и. Предельно допустимые уровни. Методы измерений".
ГОСТ 7495-74 "Троллейбусы городские одноэтайные пассажирские. Технические требования".
ГОСТ 20844-75 "Аппаратура виброизмерительная о пьезоэлектрическими виброкзмерктельными преобразователями".
ГОСТ 10022-75 "Автобусы и троллейбусы городские. Пассажирские помещения. Общие параметры ж размеры".
ГОСТ 17.2.2.03-77 "Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси углерода в отработавши газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Нормы и метод определения".
ГОСТ 8802-78 "Вагоны трамвайные пассажирские".
Санитарные нормы вибрации на юрских, речных и овераых судах # ПОЗ. . , 1973 (Минздрав СССР).
Санитарные нормы по ограничении вибрации на рабочих местах Аля обслухлващего персонала и пассажиров в подвижном составе железнодорожного транспорта А 1209-74. , 1974 (Минздрав СССР).
Строительные нормы н правила СНжП П-4-79 "Естествеиное ж искусственное освещение".
л-пмч ..«acs». л > з.^ лу ufSio
TMmftffftii u^ixwi^iwint СССР
к&тодкческне указания разработаны кафедрой коммунально! гигиены ж гигиены питания Ленинградского государственного ордена Ленина института усовершенствования враче! нм. С.Ы.Кирова (зав. хафедро! д.м.м., профессор Г.В.Новаков, исполнит&-сь канд.мед.наук А.С.Ланцов)
I. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНШИЯ
Автомобильный i влехтржческжй транспорт городов СССР каждые сутки перевозит 14,5 мял пассажиров на городских ■ междугородных маршрутах. Пассажирские перевозки, обеспечиваемые на-вемным городским транспортом постоянно возрастают. Так, прирост перевозок за десятилетие 1970-1980 гг. средствами парка тродлей-бусов > автобусов составы 13,9£.
В связи о интенсивным городским строительством в увеличением размеров городов возрастают повседневная маяткиховяя миграции населения и продолжительность поездок жителей к местам приложения труда. В крупных городах эта продолжительность достигает, в среднем, в Моохве 42-45 мин, Ленинграде - 48 мин, Новосибирске 55 мин, Днепропетровске - 49 мин. В сложившейся ситуации приобретают существенное значение, в том числе для здоровья населения, условия, в которых совершаются поездки* К комплексу этих условий относятся габаритные характеристики салонов х паосажжр-скжх меот, параметры микроклимата, освещенности, уровни кума, вибраций х динамических натруаок, а также загрязнекие воздуха я техническое состояние пассажирских салонов. Важное значение имеют загруженность транспортных средств в соотношении о номинальной пассажжровместимостью, а также своевременность х тщательность уборки салонов.
Оценка и нормализация зтжх условий должны осуществляться в соответствии о официальными государственным! регламентами, га-гженжческжмж правилами ж рекомендациями.
Основой для разработки настоящих 'Методических указаний" явились Положение о государственном оаяжтарном надзоре в СССР Л 361 от 31 мая 1973 (п. 9д), государственные стандарты на от-
дальние вялы транспортных средств, методы ж результаты гигиенической оценки условия перевозки населения городским наземным пассажирским транспортом. Указания содержат краткие сведения о гжгиекгчесхом значении, нормах н рекомендациях различных параметров среды пассажирских салонов транспортных средств (трамваев, троллейбусов, автобусов), рекомендуют методики гигиенической оценки условий перевозок и периодичность контроля при ведении текущего санитарного надзора.
Указания предназначены такие для целей предупредительного санитарного надзора при ежегодных разработках ж предъявлении санитарных планов-заданий транспортным организациям.
2. НОЛШТКШАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ ОБОРУДОВАНИЯ И САНИТАРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ САЛОНОВ ^АССА-2ИРСК0Г0 ТРАНСПОРТА
2.1.Габариты и оборудование средств пассажирского городского транспорта в СССР регламентированы государственным! стандартами: ГОСТ 10022-75 (Автобусы н троллейбусы городскже. Пассажирские помещения) и ГОСТ 8602-78 (Вагоны трамвайные пассажирские. Технические требования). Выборочные данные этой регламентации представлены в табл. I.
Таблица I
Габариты салонов и параметры оборудования общественного наземного транспорта
Параметры |
|
Нормативные габариты |
|
трамвай |
троллейбус автобус |
I |
Z |
а 4 |
Высота салона, мм |
aooi 4» |
1950 I960 |
|
Ширина прохода (мм) при числе мест в ряду: |
I |
2 |
3 |
4 |
три |
990 |
990 |
990 |
Ьюота поручней, мы: |
потолочных |
175(250 |
175(250 |
1750^50 |
кресел |
850^20 |
850^20 |
85(220 |
Размеры кресел,ш: |
ьг |
400 |
400 |
400 |
280 |
280 |
280 |
|
680 |
680 |
680 |
Н» |
45(220 |
45(220 |
45(220 |
Hi |
370 |
370 |
370 |
«3 |
850 |
850 |
850 |
Угол наклона опинки |
к сиденьх), град. |
95^2 |
95^2 |
95^2 |
Бирина дверей в свету,мм: |
одинарной |
700 |
700 |
700 |
ДВОЙНОЙ |
1200 |
1200 |
1200 |
Вмоота ступеней, ш: |
над дорогой |
360 |
320 |
320 |
подножек |
270 |
270 |
270 |
Глубина отуненей, ш : |
нижней |
300 |
300 |
300 |
остальных |
280 |
280 |
280 |
Примечание: Размеры кресел: Ц - глубина сиденья, La - проход между сиденьями,- расстояние от внутренней поверхности спхнкх до наружной поверхности предыдущего сиденья, Hj - высота сиденья над уровнем пола,
” высота опилки сиденья, - высота кресла.
2.2. Нормы температуры вовдуха в паосакжрскях салонах в холодное время года представлены в государственных стандартах. Соответственно етнм документам температура воздуха в салоне:
- по ГОСТ 0602-78 и ГОСТ 7495-74 - в трамваях к троллейбусах
ложна бить на 20°С выше наружной;
• во ГОСТ 20774-75 в автобусах должна быть не ниже ♦Ю°С при наружной температуре от -15 до -25°С ж не ннжо +5°С при наружной температуре воздуха до -40°С.
Физиолого-гигиеническая обоснованность температуры воздуха ♦Ю°С в салонах пассажирского транспорта подтверждена исследова-нжямж (Е.В.МаЙстрах, Г.В.Ковпков, Н.М.Чекика, Л.С.Ланцов,1977).
2.3. Освещенность пассажирских салонов трамваев прн применено люминесцентных ламп по ГОСТ 8602-78 должна быть не менее
100 ж, в троллейбусах во ГОСТ 7495-74 за очет люминесцентных светильников - не менее 75 лк, за счет ламп накаливания - не менее 50 лк, в автобусах по ГОСТ 20774-75 за счет лшинесцентных светильников не менее 100 лк, за счет ламп накаливания не менее 60 лк. Коэффициент неравномерности освещения принят, как правило, не менее 1:2 (в автобусах, прн применении дамп накаливания -1:3). Необходимый уровень ж благоприятный психогигиенический эффект освещения обеспечиваются коэффициентом отражения внутренней поверхности ограждений не менее 0,6-0,7 ж применением окраски теплых х нейтральных тонов.
Дея трамваев (ГОСТ 8802-78), троллейбусов (ГОСТ 7495-74), автобусов (ГОСТ 20774-75) установлен нормативный уровень освещенности входов и выходов - 10 лк.
2.4. Предельно допустимые уровни пума в салонах пассажирского транспорта регламентированы государственным! стандартами: .в
• _ амваях 75 дБ А (ГОСТ 8802-78), в троллейбусах 85 дБ А (ГОСТ 7495-74), в автобусах 80 д Б А (ГОСТ 19358-74).
2.5. В качестве рекомендуемых предельных уровней вибрации
в салонах городского пассажирского транспорта могут быть временно применены Санитарные нормы вибрации на морских, речных ж озер-
кых судах Л 1103-73 от 18 мая 1973 г.,в части относящейся к речжым в озерным судам с продолжительностью плаванья менее 4 ч.
В соответствие с этими нормами предельными являются уровни вибранив в первой октавной полосе (средняя частота 2 Гц) 101 дБ, во второй (4 ГЦ) - 93 дБ. в третьей (8 Гц) - 90 дБ, в четвертой (16 Гц) - 88 дБ, в пятой ж шестой полосах (31,5 Гц ж 63 Гц) -87 дБ.
Научно аргументированы ж ценны, но требуют высокой аппаратурной обеспеченности Санитарные нормы по ограничению вибрации на местах для пассажиров ь подвижном составе железнодорожного транспорта (включая пригородные поезда) Л 1209-74 от 30 декабря 1974 г.
2.6. Допустимая скорость изменения ускорения при начале движения и торможении пассажирского транспорта в неаварийных ситуациях по данным фиэиолого-гжгнеяхческой оценки составляет не более 1,5 м/с3, то есть допустимы ж не вызывают сдвигов функциональных показателей сердечной деятельности пассажиров. Нагрузки не более 0,15 с , нараотавдже 8а период более 0,1 о.
Это ориентировочно, соответствует интервалу времени выхода транспортного средства на нормальную скорость после отправки о остановочного пункта или торможения по прибыли на остановку не менее 2 о.
2.7. В свяви о необходимостью охраны воадужной среды населенных мест от загрязнения отработавшими газами автотранспорта важное значение имеют регламенты допустимого содержания компонентов выхлопных газов в воздухе. ГОСТ 17.2.2.03-77 (Содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями) предусматривает, что объемная доля окиси углерода в отработавших газах автомобилей, в процентах, яе должна превышать норм указанных в табл. 2.
Содержание окиси углерода в отработавшее газах автомобилей
Таблица 2 |
Режим работы |
Объемная доля окиси углерода, %, ве более |
|
до 01.07.1978т, |
о 01,07.1978 после до 01.01.1980г. 01.01.1980г. |
Ai-ln.X |
3.5 |
2,0 1,5 |
0,6П номин.х.х |
2,0 |
1.5 1.0 |
|
Примечание: Л ИХ. К - режим работы холостого хода двигателя
при минимальном вращении коленчатого вала двигателя.
0,6 п номин.х.х - режим работы холостого хода двигателя равной 0,6 номинальной, установленной предприятием изготовителем.
Максимальная разовая предельно допустимая концентрация (ШЭС^р) окиси углерода в воздухе населенных мест составляет 5 мг/м1, бензина - 5 ыг/ы1 (Предельно допустимые концентрации
вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест, Jfr 2394-81 от
73SV8I И * 1892-78 отТ.08.78 Г.),
2.8. В транспорте, который возвратился в парк, до выхода в очередной рейс долина быть проведена в обязательном порядке влажная уборка.
следовать около 5JC подвижных средств городского пассажирского транспорта, прх ограниченных возможностях, как минимум 20 единиц по каждому виду транспорта. При обследовании необходимо учитывать соотношение различных надов ж моделей транспорта, фактически сложившееся в населенном месте. Первоочередное внимание (не менее 2/3 обследований) следует уделять транспорту со значительными сроками эксплуатации.
3.2. Система контрольных показателей.
Текущий санитарный надзор за подвижным составом городского пассажирского транспорта осуществляется:
- визуально - при санитарном контроле эксплуатации транспортных средств на линиях для проверки исправности оборудования салонов, систематичности и достаточности уборки салонов. При этом такие ориентировочно оценивается интенсивность вибрации и интервалы времени разгона и торможения транспортных средств;
- с выборочной инструментальной проверкой - при выходе транспортных средств из капитального ремонта.
Прж осуществлении санитарного надзора за эксплуатацией подвижного состава пассажирского транспорта, особенно поело проведения ремонтных работ, необходима проверка: оборудования - на соответствие государственному регламенту, технического состояния светильников ж соответствия освещенности нормативным уровням. В салонах о енг'тжмимн вибрациями и высокими динамическими нагрузками прж движении в неаварийных ситуациях (по данным субъективной сенсорной оценки) желательно инструментальное исследование. Совместно о ГАИ необходимо проводить контрольные проверки автомобилей на содержание окиси углерода в выхлопных газах.
Результаты этих обследования с предлагаемыми сроками устранения недостатков предъявляются руководителям транспортных организаций.
1
ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА СОСТОЯНИИ!
И ЗШШАТАШЕй ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
3.1. Задачи и формы надзора
Контрольные обследования транспорта целесообразно проводить круглогодично - в теплый (преимущественно летом) к холодный (преимуществ -нно зимой) периоды года. В каждый из указанных периодов, для получения достоверных результатов контроля, рекомендуется об-