МЕТОДИЧЕСКИЕ |
Утверждаю |
РЕКОМЕНДАЦИИ |
Заместитель руководителя |
№ МР-21.003 |
Федерального агентства |
/ В03ДУ^0Г0 тРансп°Рта А. А. Новгородов |
Ревизия 01 |
Дата: 05.06.2020 |
Порядок классификации и сертификации модификаций типовой конструкции изделий авиационной техники
Москва, 2020 г.
Оборотная сторона титульного листа
1 МОДИФИКАЦИИ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ (пункт 21.90 ФАП-21)1.1 Общие положения
Выдача сертификата типа на изделие АТ означает, что по результатам сертификационных работ установлена типовая конструкция изделия АТ и продемонстрировано ее соответствие требованиям сертификационного базиса.
В соответствии с п. 21.11 ФАП-21 типовая конструкция изделия АТ определяется конструкторской (в том числе эксплуатационной) документацией, необходимой для определения состава и характеристик данного изделия АТ для целей оценки летной годности любого выпущенного экземпляра АТ данного типа.
Информация о документах, определяющих типовую конструкцию изделия АТ, отражается в карте данных сертификата типа, которая является обязательным приложением к сертификату типа.
Начиная с момента выдачи сертификата типа изделия АТ, все модификации типовой конструкции должны быть классифицированы и одобрены (сертифицированы) в соответствии с разделом «D» ФАП-21.
Таким образом все модификации типовой конструкции изделия АТ, имеющей сертификат типа, Аттестат о годности к эксплуатации, либо иной акт об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, должны быть сертифицированы в соответствии положениями раздела «D» ФАП-21.
В системе управления конфигурацией изделий АТ Разработчика должно быть предусмотрено создание некого «атрибута» (идентификационный номер, номер модификации и т.п.) применительно к каждой модификации типовой конструкции изделия АТ (вне зависимости, является ли модификация главным изменением или второстепенным). Данный «атрибут» должен быть создан при инициации модификации и указываться на всех документах (сертификационных), связанных с конкретной модификацией.
1.2 Процесс сертификации модифицированных изделий АТ
Общий процесс сертификации модифицированных изделий АТ представлен на Рис. 1-1 и более подробно описан в последующих разделах настоящих МР.
|
Рис. 1-1. Процесс сертификации модифицированных изделий АТ |
Федеральное агентство воздушного транспорта
2 КЛАССИФИКАЦИЯ МОДИФИКАЦИЙ (пункт 21.91А ФАП-21)2.1 Инициация модификаций
Модификации типовой конструкции изделия АТ могут быть вызваны различными причинами, например:
- конструктивные, функциональные или технологические изменения элементов изделия, направленные на улучшение характеристик;
- требования (предложения) от эксплуатанта / заказчика/ изготовителя/ поставщика;
необходимость модификации изделий из-за проблем, выявленных в процессе изготовления, испытаний и эксплуатации;
- необходимость выполнения нетипового (не предусмотренного Руководством по ремонту -SRM) ремонта.
Результатами этапа инициации является принятое решение о выполнении модификации и соответствующее выданное задание ответственному подразделению(ям) (или ислолнителю(ям)) Разработчика на выполнение модификации.
2.2 Классификация модификаций
В соответствии с положениями раздела «D» ФАП-21 модификации типовой конструкции разделяются (классифицируются) на главные изменения (см. раздел 3) и второстепенные изменения (см. раздел 4). Порядок действий по сертификации (одобрению) изделий АТ с внесенными модификациями в типовую конструкцию различается в зависимости от того, главное это изменение, или второстепенное.
Разработчику типа АТ после принятия решения о начале работ по модификации необходимо классифицировать планируемую модификацию типовой конструкции АТ. Для классификации модификации в качестве главного изменения или второстепенного изменения необходимо оценить степень влияния рассматриваемой модификации на летную годность и охрану окружающей среды.
Таким образом, основная задача этапа классификации - классификация модификации в качестве главного или второстепенного изменения типовой конструкции (см. Рис. 2-1).
Модификация типовой
Существенное влияние на: |
• |
массу; |
• |
центр массы; |
• |
прочность конструкции; |
• |
работу силовой установки; |
• |
летные характеристики; |
• |
надежность; |
• |
эксплуатационные |
|
характеристики, связанные с |
|
окружающей средой |
и т.д. |
|
|
Рис. 2-1. Классификация изменений 2.2.1 Критерии классификации модификации |
В соответствии с п. 21.91А ФАП-21 модификации, которые оказывают существенное влияние на массу и центр мыссы, прочность конструкции, работу силовой установки, летные характеристики, надежность, эксплуатационные характеристики, связанные с окружающей средой, классифицируются как главные изменения.
Ниже приведен краткий перечень критериев главных изменений:
- изменение ожидаемых условий эксплуатации (в том числе эксплуатационных ограничений, добавление новых спецификаций PBN) изделия АТ;
- изменение, которое может привести к существенным изменениям ограничений летной годности, установленных при сертификации изделия АТ и одобренных (утвержденных) Росавиацией:
- изменение сертификационного базиса (перевод из эквивалентного соответствия в прямое, введение новых пунктов в сертификационный базис);
- изменение, оказывающее существенное влияние на массу,
- изменение, оказывающее существенное влияние на положение центра масс;
- изменение, которое может привести к существенному изменению нагрузок и силовой схемы (в т.ч. изменение обводов и профилей внешних поверхностей);
- изменение, которое может отрицательно повлиять на ранее установленные при сертификации изделия АТ характеристики по шуму, выбросам топлива и эмиссии выхлопных газов;
- изменение, которое может оказать существенное влияние на работу экипажа (существенное увеличение нагрузки на экипаж, существенное изменение процедур работы экипажа);
существенное изменение конструкции, технологии изготовления или материалов для ответственных, с точки зрения летной годности элементов конструкции изделия (в т.ч. критических1 деталей);
- изменение, влияющее на выполнение функции или изменение, которое вводит новую функцию, отказ которой может привести к катастрофической или аварийной ситуации;
- внедрение новых или необычных особенностей в конструкции изделия, которые могут потребовать переоценки сертификационных требований;
- изменение, которое может существенно повлиять на показатели надежности сертифицированного изделия АТ или его компонентов.
Разработчик, при необходимости, определяет дополнительные критерии, влияющие на летную годность, которые используются при классификации, и отражает их в Инструкции.
Примеры модификаций, которые могут быть отнесены к главным изменениям, приведены в Приложении 2.
В некоторых случаях модификации, подпадающие под главное изменение, в соответствии с вышеуказанными критериями, могут быть классифицированы как второстепенное изменение, если Разработчик покажет, что влияние модификации на летную годность несущественно или если Разработчик продемонстрирует, что аналогичная работа ранее неоднократно выполнялась должным образом. В таких случаях должно быть получено предварительное согласие Росавиации с классификацией изменения в качестве второстепенного на основании представленного Разработчиком обоснования.
При классификации необходимо учитывать возможное взаимное влияние различных модификаций (в том числе и ранее сертифицированных).
Разработчику необходимо разработать «Чек-лист» с перечислением критериев классификации и при выполнении классификации руководствоваться им. Данный «Чек-лист» должен быть представлен в Инструкции.
2.2.2 Документы, выпускаемые Разработчиком по результатам классификации модификаций
Результаты выполненной классификации Разработчиком должны быть отражены в соответствующих документах. Выбранный Разработчиком способ ведения записей и формы документов, содержащих информацию по классификации, определяются согласно внутренним документам (стандартам, процедурам и т.п.) Разработчика и приводятся в Инструкции.
Записи, отражаемые Разработчиком в документах по классификации, должны содержать следующую информацию:
- обозначение сертифицированного изделия (тип, модель), в рамках типовой конструкции которой проводится модификация;
- свидетельства выполнения процедуры классификации (например, заполненный «Чек-лист»);
- результат классификации - второстепенное или главное изменение типовой конструкции;
- подписи ответственных лиц (см. раздел 6 настоящих МР).
Подробная информация по сертификации главных изменений содержится в разделе 3, второстепенные изменения сертифицируются держателем сертификата типа 2 (подпункт (а) пункта 21.91В ФАП-21), либо Росавиацией. Более подробная информация по сертификации второстепенных изменений представлена в разделе 4.
3 СЕРТИФИКАЦИЯ ГЛАВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (пункт 21.92, 21.93, 21.94 ФАП-21)3.1 Общие положения
Если Разработчик по результатам классификации модификации оценил ее как главное изменение, то все последующие шаги по сертификации изделия АТ, с внесенным в типовую конструкцию изделия АТ главным изменением, должны проводиться в соответствии с положениями пп. 21.92, 21.93 и 21.94 ФАП-21.
В Инструкции должна быть изложена четкая последовательность действий всех ответственных подразделений Разработчика при взаимодействии с Росавиацией. Авиарегистром России и сертификационными центрами. Сертификацию главных изменений рекомендуется оформить отдельным разделом Инструкции.
В соответствии с п. 21.93 ФАП-21 срок действия заявки на получение одобрения главного изменения составляет 3 года. В случае если Разработчик (в рамках настоящих МР, он же Заявитель) не услел завершить работы в обозначенный срок, то ему необходимо направить официальный запрос на своем фирменном бланке с просьбой продлить срок действия заявки по аналогии с требованиями, изложенными в подпункте (h) пункта 21.15 ФАП-21. При этом датой подачи заявки будет считаться дата, перенесенная на срок, на который Разработчик запросил продление.
Пример:
Дата подачи Разработчиком заявки - 01.01.2020. Дата окончания действия заявки - 01.01.2023. Разработчик не успел завершить сертификационные работы до 01.01.2023 и направил официальный запрос на продление срока заявки на 1 год. Таким образом, новая дата подачи заявки - 01.01.2021, дата окончания действия заявки - 01.01.2024.
3.2 Основные этапы сертификации
Процесс сертификации типа АТ, с внесенным в его типовую конструкцию главным изменением, можно разбить на 4 этапа (см. Рис. 3-1).
/-^ |
|
|
|
г 1 |
|
|
|
|
ЭТАП 2 |
|
|
|
ЭТАП 4 |
ЭТАП 1 |
|
Утверждение |
|
ЭТАП 3 |
|
Оформление |
|
сертификационн |
|
|
заключения. |
Прием и |
|
ого базиса и |
|
Проведение |
|
Принятие |
рассмотрение |
|
МОС. |
|
сертификационн |
|
решения о |
заявки |
|
Планирование |
|
ых работ |
|
выдаче |
|
|
сертификационн |
|
|
|
одобрительного |
|
|
ых работ |
|
|
|
документа |
^J |
|
<___> |
|
^J |
|
V*_I_ |
|
Рис. 3-1. Этапы сертификации главных изменений |
3.2.1 Этап 1. Прием и рассмотрение заявки
Основной задачей Этапа 1 является инициация проекта по сертификации главного изменения на основании заявки Разработчика.
На Рис. 3-2 представлена последовательность работ на Этапе 1.
|
Рис. 3-2. Порядок работ на Этапе 1 |
3.2.1.1 Направление заявки
Согласно п. 21.93 ФАП-21 держатель сертификата типа3, который вносит главное изменение в типовую конструкцию типа АТ, должен подать заявку в Росавиацию на получение Одобрения главного изменения (форма заявки МР-21.001-31 [5]).
Бланк заявки можно скачать на сайте Росаваиции: httDs://www.favt.ru/sertifikaciva-avia-tehnikv-sertifikaciva-tipa-avia-tehnika-zavavki/.
Разработчику необходимо заполнить бланк заявки и сформировать пакет необходимых документов:
1. техническое описание главного изменения;
2. перечень требований к летной годности и охране окружающей среды, соответствие которым должно быть установлено по результатам дополнительных сертификационных работ (с учетом положений раздела 3.3);
3. обоснование выбора требований норм летной годности и охраны окружающей среды, предусмотренные подпунктом (а) пункта 21.92 ФАП-21 (см. раздел 3.3);
4. программу сертификационных работ на получение одобрения главного изменения.
Документы по л. 1 и л. 2 рекомендуется оформлять и направлять в виде соответствующих разделов/подразделов программы сертификационных работ на получение одобрения главного изменения.
3.2.1.1.А.1 Формирование программы сертификационных работ
В соответствии с требованиями подпункта (2) пункта 21.93 ФАП-21 Разработчик вместе с заявкой представляет программу сертификационных работ на получение одобрения главного изменения.
Основное содержание программы сертификационных работ приведено в подпункте (Ь) пункта 21.4 ФАП-21.
Для формирования программы сертификационных работ можно использовать типовую форму -МР-21.001-53 (5]. При этом разделы формы МР-21.001-53, которые являются избыточными для модификации типовой конструкции, могут не использоваться или быть изменены.
Программа сертификационных работ должна также содержать ссылку на документ по классификации модификации (либо иметь общий «атрибут» с модификацией, который должен быть указан во всех документах в рамках данной модификации).
Рекомендации по оформлению раздела «Техническое описание главного изменения» программы сертификационных работ.
Техническое описание главного изменения должно содержать:
- техническое описание модификации (состав модификации);
- информация о причинах и целях выполнения модификации;
- влияние модификации на функции и ограничения изделия в целом, влияние на смежные элементы узлов и систем изделия и их функции, в том числе изменения комплектующих изделий и их функций, оценка изменения программного обеспечения.
- информация по серийному номеру изделия, с которого планируется внедрение, информация по планируемой доработке изделий, находящихся в эксплуатации или ранее изготовленных и принятых НИ, но не «отгруженных» заказчику.
Объем приводимой в описании информации зависит от сложности модификации. Для некоторых (простых) изменений достаточно краткой информации, для других (комплексных, сложных изменений) более подробной.
Рекомендуется включать в описание модификации изображения и рисунки (в формате было/стало). Добавление графических поясняющих материалов существенно облегчает проработку рассматриваемого изменения и повышает объективность оценки и классификации изменения.
Раздел «Техническое описание главного изменения» программы сертификационных работ должен, помимо всего, содержать следующую информацию:
- Описание конфигурации изделия АТ, в которую вносится модификация (см. раздел 3.3.1);
- Информацию о ранее сертифицированных модификациях (главных изменения, второстепенных изменениях и т.д.) или модификациях, находящихся в процессе сертификации, которые являются обязательными для установки заявляемой модификации (с указанием сервисных бюллетеней, где применимо).
3.2.1.1.А.2Направление заявки в Росавиацию
Заявка и необходимые к ней документы могут быть направлены в Росавиацию следующими способами:
1. В электронном виде на официальный e-mail Росавиации - rusavia@scaa.ru. При направлении заявки в электронном виде текст заявки должен быть разборчивым и легко читаемым.
2. В бумажном виде (оригинал) заявку необходимо направить по следующему адресу:
Ленинградский пр-т, д. 37, корл. 2,
Москва, 125993, Российская Федерация.
3.2.1.2 Рассмотрение заявки
Заявка рассматривается профильным Управлением Росавиации - Управлением сертификации авиационной техники (далее - УСАТ) в соответствии с внутренней инструкцией.
При рассмотрении заявки оцениваются:
- правильность ее заполнения;
- наличие необходимых подписей;
- указание даты Заявки;
- комплектность документов;
- достаточность изложенной в документах информации;
- наличие у Разработчика действующего сертификата разработчика или заявки на получение сертификата разработчика при его отсутствии.
При наличии замечаний к заявке или к приложению к заявке, заявка может быть отклонена с указанием причин, либо могут быть запрошены дополнительные материалы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ................................................................................................................................3
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ............................................................................................5
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ............................................................................................................6
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ..............................................................................................................7
ССЫЛОЧНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.................................................................8
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................9
1 МОДИФИКАЦИИ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ (пункт 21.90 ФАП-21)...............................11
1.1 Общие положения..............................................................................................11
1.2 Процесс сертификации модифицированных изделий АТ...............................11
2 КЛАССИФИКАЦИЯ МОДИФИКАЦИЙ (пункт 21.91А ФАП-21)..........................................13
2.1 Инициация модификаций..................................................................................13
2.2 Классификация модификаций...........................................................................13
2.2.1 Критерии классификации модификации...................................................14
2.2.2 Документы, выпускаемые Разработчиком по результатам
классификации модификаций.............................................................................................15
3 СЕРТИФИКАЦИЯ ГЛАВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (пункт 21.92, 21.93, 21.94 ФАП-21).............17
3.1 Общие положения..............................................................................................17
3.2 Основные этапы сертификации........................................................................17
3.2.1 Этап 1. Прием и рассмотрение заявки......................................................18
3.2.2 Этап 2. Утверждение сертификационного базиса модифицированного
изделия и методов оценки соответствия. Планирование сертификационных работ.....23
3.2.3 Этап 3. Проведение дополнительных сертификационных работ............25
3.2.4 Этап 4. Оформление заключения. Принятие решения о выдаче
одобрительного документа.................................................................................................29
3.3 Формирование сертификационного базиса модифицированного изделия... 31
3.3.1 Определение объема модификаций.........................................................33
3.3.2 Модификация является «Значительной»..................................................33
3.3.3 Применение требований, вступивших в силу на дату подачи заявки или
более поздних для всей заявляемой модификации..........................................................34
3.3.4 Распределение модификаций на группы: «связанные» и
«самостоятельные».............................................................................................................34
3.3.5 Группа модификаций является «Существенным» главным изменением35
3.3.6 Формирование проекта сертификационного базиса................................37
3.3.7 Дополнительная информация....................................................................40
Федеральное агентство воздушного транспорта
3.2.1.3 Регистрация заявки
При отсутствии замечаний к заявке, ответственный сотрудник УСАТ вносит данную заявку в реестр заявок Росавиации в соответствии с внутренней инструкцией. Каждой заявке присваивается уникальный регистрационный номер, который в последующем используется при оформлении одобрительного документа Росавиации (дополнительную информацию см. в разделе 1 МР-21.001 [5)).
В связи с существенным документооборотом по заявкам, при направлении писем в Росаваицию, относящихся к конкретной заявке, рекомендуется в теме письма так же указывать номер заявки.
Ниже представлен порядок присвоения номера заявки.
Номер заявки = Код заявки (первые 2 цифры) + Порядковый номер заявки в реестре заявок Росавиации.
Коды заявок:
- 01 - заявка на получение сертификата типа;
- 02 - заявка на получение одобрения главного изменения;
- 03 - заявка на получение дополнительного сертификата типа;
- 04 - заявка на получение свидетельства о годности комплектующего изделия;
- 05 - заявка на получение свидетельства о годности комплектующего изделия для установки на конкретный тип АТ;
- 06 - заявка на получение одобрения на установку;
- 07 - для внутреннего пользования;
- 08 - для внутреннего пользования;
- 09 - заявка на получение экспортного сертификата летной годности;
- 10 - для внутреннего пользования;
- 11 - для внутреннего пользования;
- 12 - заявка на получение главного изменения к свидетельству о годности комплектующего изделия;
- 13 - для внутреннего пользования.
3.2.1.4 Оформление Решения
Ответственный сотрудник УСАТ оформляет Решение на организацию и проведение сертификационных работ Авиарегистром России (форма МР-21.001 -57 [5]).
В определенных случаях Росавиация принимает решение о проведение работ без оформления Решения, например:
- требуется корректировка карты данных сертификата типа (приведение в соответствие с ранее оформленными и одобренными документами, согласованными установленным порядком).
- требуется устранение ошибок в карте данных сертификата типа;
- требуется изменение реквизитов Разработчика.
4 СЕРТИФИКАЦИЯ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (пункт 21.91В ФАП-21)..............45
4.1 Общие положения..............................................................................................45
4.2 Основные этапы сертификации........................................................................46
4.2.1 Прием и рассмотрение заявки...................................................................46
4.2.2 Утверждение сертификационного базиса и МОС. Планирование
сертификационных работ....................................................................................................46
4.2.3 Проведение сертификационных работ......................................................47
4.2.4 Оформление заключения. Принятие решения о выдаче
одобрительного документа.................................................................................................48
4.3 Оформление перечня второстепенных изменений.........................................49
4.3.1 Требования к оформлению Перечня.........................................................49
4.3.2 Модификации не требующие сертификации............................................50
5 ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ МОДИФИКАЦИЙ.........................................................................51
5.1 Общие положения..............................................................................................51
6 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ..................................................................................52
6.1 Общие положения..............................................................................................52
6.2 Требования к Разработчику при сертификации второстепенных изменений 54
7 Информация для внесения предложений по улучшению............................................56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ И
ВЫПОЛНЕНИЮ МОДИФИКАЦИЙ.............................................................................................57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕРЫ ГЛАВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ...........................................................58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ФОРМА КЛАССИФИКАЦИОННОЙ ТАБЛИЦЫ МОДИФИКАЦИИ
ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ.........................................................................................................62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРИМЕР ДОКУМЕНТА «ОДОБРЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОГО
ИЗМЕНЕНИЯ»..............................................................................................................................63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ФОРМА ПЕРЕЧНЯ МОДИФИКАЦИЙ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ И
ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ.............................................................................................................64
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ПРИМЕР ПЕРЕЧНЯ РАБОЧИХ ГРУПП........................................................66
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ПРИМЕРЫ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ, СУЩЕСТВЕННЫХ И
НЕСУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ АТ.......................................69
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Ns |
Описание изменения |
Номер ревизии |
Дата |
1. |
Введение в действие первоначального документа |
01 |
05.06.2020 |
2. |
|
|
|
3.
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
7. |
|
|
|
8. |
|
|
|
9.
10 |
|
|
|
|
|
|
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рис. 1-1. Процесс сертификации модифицированных изделий АТ......................................12
Рис. 2-1. Классификация изменений......................................................................................14
Рис. 3-1. Этапы сертификации главных изменений..............................................................17
Рис. 3-2. Порядок работ на Этапе 1........................................................................................18
Рис. 3-3. Порядок работ на Этапе 2........................................................................................23
Рис. 3-4. Порядок работ на Этапе 3........................................................................................25
Рис. 3-5. Порядок работ на Этапе 4........................................................................................29
Рис. 3-6. Процесс формирования сертификационного базиса модифицированного
изделия АТ................................................................................................................................32
Рис. 3-7. Распределение модификаций на группы................................................................35
Рис. 3-8. Модификация типовой конструкции........................................................................39
Рис. 3-9. Процедура формирования сертификационного базиса модифицированного
изделия.....................................................................................................................................41
Рис. 3-10. Вспомогательные изменения.................................................................................44
Рис. 4-1. Этапы сертификации второстепенных изменений.................................................46
Федеральное агентство воздушного транспорта
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Сокращение Расшифровка
АТ |
- |
Авиационная техника |
АП |
- |
Авиационные правила |
ВС |
- |
Воздушное судно |
ДСР |
- |
Дополнительные сертификационные работы |
ДКХ |
- |
Декларация о конструкции и характеристиках |
ИИ |
- |
Извещение об изменении |
ки |
- |
Комплектующее изделие |
кдст |
- |
Карта данных сертификата типа |
КТ |
- |
Классификационная таблица |
мос |
- |
Метод определения соответствия |
МР |
- |
Методические рекомендации |
ни |
- |
Независимая инспекция |
нлгв |
- |
Нормы летной годности вертолетов |
нлгс |
- |
Нормы летной годности самолетов |
по |
- |
Программное обеспечение |
РЛЭ |
- |
Руководство по лётной эксплуатации |
РЭ |
- |
Руководство по эксплуатации |
СБ |
- |
Сертификационный базис |
сгки |
- |
Свидетельство о годности комплектующего изделия |
ст |
- |
Сертификат типа |
СТУ |
- |
Специальные технические условия |
тз |
- |
Техническое задание |
ТУ |
- |
Технические условия |
эд |
- |
Эксплуатационная документация |
ССЫЛОЧНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
1. Федеральные авиационные правила «СЕРТИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ, ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗРАБОТЧИКОВ И ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ. ЧАСТЬ 21». утверждены приказом Минтранса России от 17.06.2019 №184.
2. Р4754А - Руководство по разработке воздушных судов гражданской авиации и систем.
3. КТ-178С - Квалификационные требования Часть 178 «Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники».
4. КТ254 - Руководство по гарантии разработки бортовой электронной аппаратуры.
5. Методические рекомендации № МР-21.001 «СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ» ревизия 01 и последующие.
6. Методические рекомендации № МР-21.002 «ПРОЦЕДУРА КВАЛИФИКАЦИИ
КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ» ревизия 01 и последующие.
7. АП-23 - Авиационные правила Часть 23 Нормы летной годности гражданских легких самолетов;
8. АП-25 - Авиационные правила Часть 25 Нормы летной годности самолетов транспортной категории;
9. АП-27 - Авиационные правила Часть 27 Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории;
10. АП-29 - Авиационные правила Часть 29 Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические рекомендации № МР-21.003 - «Порядок классификации и одобрения модификаций типовой конструкции изделий авиационной техники» (далее - МР) разработаны с целью разъяснения положений раздела «О» Федеральных авиационных правил ФАП-21 [1].
В данных МР представлены приемлемые для уполномоченного органа Российской Федерации -Росавиации подходы к организации работ по сертификации авиационной техники (далее - АТ) с внесенными в ее типовую конструкцию модификациями, а также пояснения к формам и содержанию сертификационных документов, оформляемых в процессе классификации и сертификации модификаций изделий гражданской АТ.
Подходы, описанные в настоящих МР, должны быть отражены в Инструкции Разработчика4, разрабатываемой согласно подпункту (Ь) пункта 21.91А ФАП-21 (далее - Инструкции).
В соответствии с ФАП-21 Инструкция подлежит утверждению Росавиацией. Процедуры, описанные в Инструкции, должны быть учтены Разработчиком во внутренних стандартах предприятия и организационных распорядительных документах о взаимодействии с предприятием-изготовителем и Независимой инспекцией на предприятии изготовителе. Рекомендуемое содержание Инструкции представлено в Приложении 1.
Приложение 1 содержит перечень разделов, которые должны найти свое отражение в Инструкции. При оформлении Инструкции необходимо сформировать таблицу соответствия по форме, представленной ниже. Таблица соответствия должна быть направлена вместе с Инструкцией на утверждение.
№ Раздела Приложения А МР-21.003 |
Ns Раздела Инструкции |
1 |
1.1 |
2 |
2.1 |
3 |
3.1 |
4 |
8.1 |
|
|
Положения настоящих МР могут быть использованы также:
- Юридическими лицами, являющимися Заявителями в соответствии с разделом «Е» ФАП-21 (Раздел Е - Дополнительный сертификат типа), с учетом самостоятельных требований раздела «Е»;
- Юридическими лицами, являющимися Заявителями в соответствии с разделом «О» ФАП-21, с учетом самостоятельных требований раздела «О» и МР-21.002 [6].
Данные МР размещены на официальном сайте Росавиации в разделе:
Главная «Сертификация «Сертификация типа -• Авиационная техника • Законы, Авиационные правила, Рекомендательные документы -* Рекомендательные документы
или по ссылке:
https://favt.ru/sert ifikaciva-avia-tehnikv-sertifikaciva-tipa-avia-tehnika-zakonv-pravila-dokumentv/?id=5499 .
В настоящих МР выражения «Разработчик». «Разработчик типа АТ». «Держатель сертификата типа» равнозначны
В настоящих МР выражения «Модификация типовой конструкции» и «Изменение типовой конструкции» равнозначны.
Современной тенденцией в создании изделий АТ является повышение уровня сложности и интеграции авиационных систем, что повышает вероятность наличия всякого рода ошибок еще на этапе разработки (н-р, задание некорректных или неполных требований к системе или компонентам системы), вызывающих или способствующих условиям возникновения отказа на этапе эксплуатации.
Зачастую сложность и высокая интеграция систем не позволяет подтвердить приемлемый уровень безопасности путем прямых испытаний. В этой связи возникает необходимость четкого структурирования и контроля процессов разработки, а учитывая скорость развития цифровых технологий, то процесс сертификации изделий АТ и их систем все больше будет смещаться в сторону сертификации процесса разработки.
С этой целью было разработано Руководство Р4754А «Руководство по разработке воздушных судов гражданской авиации и систем» [2]. Руководство Р4754А является приемлемым методом оценки соответствия требованиям п.23/25/27/29.1309 в части гарантии разработки Следует отметить, что западные аналоги Руководства Р4754А уже широко применяются мировой авиационной промышленностью.
Рекомендуется ознакомиться с Руководством Р4754А всем участникам разработки и сертификации изделий АТ, систем и комплектующих изделий, обратив особое внимание на главу 6 Модификации воздушного судна и систем.
1
Под термином «критические» в данном случае понимаются элементы, отказ которых может привести к аварийной (АП-23 [7). АП-25 [8]) или катастрофической (АП-23, АП-25, АП-27 (9). АП-29 [10]) ситуации ВС или опасному связанному с двигателем или винтом событию.
2
J Согласно подпункту (а) пункта 21.91В ФАП-21 второстепенные изменения сертифицируются Разработчиком типа АТ в том случае, если в сертификате Разработчика типа АТ в разделе «Область действия» указано «Сертификация второстепенных изменений». В случае отсутствия таковой, сертификация второстепенных изменений осуществляется Росавиацией в соответствии с пунктами 21.92. 21.93,21.94 ФАП-21.
3
В соответствии с п. 21.90 ФАП-21 раздел «D» применим к держателям сертификата типа, Аттестата о годности к эксплуатации, либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года.
4
Согласно Приложению 3 ФАП-21. Разработчик - юридическое лицо, имеющее сертификат разработчика.