Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
Лабораторное дело
Выпуск 9
Сборник рекомендаций по аттестации экспертов испытательных лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки
Москва
Лабораторное дело
Выпуск 9
Сборник рекомендаций по аттестации экспертов испытательных лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки
Лабораторное дело, выпуск 9
стандартам, а также учитывает требования международного стандарта ИСО/МЭК 17024—2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, производящим сертификацию лиц».
2. Определения
Определения, используемые в настоящем положении, соответствуют правилам и рекомендациям международных стандартов ИСО/МЭК серии 17000.
2.1. Эксперт - лицо, обладающее признанной органом по аттестации экспертов испытательных лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки, компетентностью в области выполнения функций в определенной сфере деятельности (направлении деятельности, области аттестации).
Примечание. Для целей настоящего документа под лабораториями, осуществляющими санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки, понимаются испытательные лаборатории (испытательные центры, испытательные лабораторные центры), осуществляющие исследования, испытания, измерения, оценки объектов и факторов среды обитания в целях, установленных Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N° 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ.
2.2. Аттестация (сертификация, аккредитация)экспертов — процедура, посредством которой орган по аттестации (сертификации) экспертов письменно удостоверяет компетентность эксперта в осуществлении определенной деятельности.
2.3. Сертификат эксперта — документ, выданный по правилам аттестации и подтверждающий, что названное лицо признано компетентным для осуществления определенной деятельности.
2.4. Контроль соответствия критериям компетентности — проверка с целью установления (подтверждения) того, что компетентность эксперта продолжает соответствовать установленным требованиям.
2.5. Орган по аттестации экспертов — орган, осуществляющий аттестацию экспертов.
3. Цель, принципы и основные положения аттестации экспертов
3.1. Цель аттестации экспертов - обеспечение доверия к деятельности экспертов на основе квалифицированной беспристрастной оценки и признания их компетентности (соответствия установленным требованиям — критериям аттестации), а также созда-
Лабораторное дело, выпуск 9
ние условий для взаимного признания компетентности экспертов, аттестованных в других системах аттестации (сертификации, аккредитации) персонала.
3.2. Аттестация экспертов основывается на следующих принципах, которые реализованы в правилах и рекомендациях по аттестации:
1) аттестуются лица, добровольно изъявившие желание быть аттестованными для работы в определенной области, подавшие письменное заявление об этом и добровольно следующие установленным правилам;
2) посредством аттестации оценивается компетентность эксперта в определенной области (области аттестации);
3) орган по аттестации обеспечивает квалифицированную беспристрастную оценку компетентности эксперта с соблюдением конфиденциальности информации об эксперте, полученной для целей аттестации (за исключением случаев, определенных законодательством);
4) система аттестации экспертов является общедоступной для всех лиц, соответствующих установленным требованиям и согласных с правилами и рекомендациями системы. Орган по аттестации обеспечивает публикацию правила и рекомендации по аттестации экспертов и удовлетворяет запросы заявителей;
5) общественный контроль системы аттестации обеспечивается ее открытостью и открытостью информации о правилах, процедурах и результатах аттестации в них;
6) система открыта для информационного обмена правилами, рекомендациями, опытом и результатами деятельности.
3.3. Органом по аттестации экспертов является Аттестационный совет, осуществляющий деятельность по аттестации экспертов в соответствии с Положением об Аттестационном совете.
3.4. Состав Аттестационного совета определяется приказом Главного врача Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора.
3.5. Сертификат эксперта должен содержать, как минимум, информацию:
- имя лица, кому выдан сертификат, и уникальный номер сертификата;
- название органа по аттестации (сертификации, аккредитации) персонала;
- ссылку на стандарт (стандарты), в отношении которого подтверждается компетентность эксперта, или другой соответствующий документ (документы), на котором основан сертификат;
11
- область аттестации (сертификации, аккредитации) эксперта;
- дата вступления в силу и срок действия сертификата.
4. Требования к компетентности экспертов
4.1. В соответствии с компетентностью аттестуют экспертов по направлениям деятельности, указанным в прилож. 1 настоящего Положения.
Область аттестации эксперта может включать:
- организацию и проведение испытаний (исследований, обследований, измерений), проверку качества проведения испытаний (эксперт по испытаниям, исследованиям);
- организацию и проведение оценок результатов санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний (эксперт по оценке результатов испытаний), включая организацию и проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, опенок;
- организацию и проведение внутренних проверок деятельности лабораторий (эксперт по внутренним проверкам).
Для сохранения преемственности настоящих правил аттестации экспертов и сертификатов экспертов, оформленных по правилам методических рекомендаций ИЗО 1—07 «Положение об аттестации экспертов», номера направлений деятельности сохранены.
Примечание
При предъяалении требований к экспертам, к процедурам их подготовки и оценки компетентности следует исходить из того, что необходимость наличия экспертов в лабораториях диктуется двумя основными причинами:
- внутренними потребностями обеспечения компетентности испытательной лаборатории;
- необходимостью демонстрации испытательной лабораторией своих возможностей внешним сторонам (при аккредитации, при внешних проверках компетентности, в т. ч. при выполнении контрольных функций любыми контролирующими органами, при получении заказов на испытания, исследования, анализ, измерения).
4.2. Эксперт должен продемонстрировать (подтвердить):
- общие знания и навыки, дающие ему возможность квалифицированно выполнять работы в заявленной области аттестации;
- конкретные знания и навыки в области аттестации;
- а также личные качества.
4.3. Компетентность (квалификацию) эксперта определяют по следующим основным группам требований:
а) образование;
б) подготовка по направлению аттестации (современные постоянно актуализируемые профессиональные знания в областях
12
Лабораторное дело, выпуск 9
деятельности испытательных лабораторий, включая вопросы контроля качества);
в) специальное обучение (подготовка);
г) опыт работы;
д) личные качества.
Примечание. Общие подходы к определению требований к экспертам соответствуют международному стандарту ИСО 19011—2003 «Руководящие указания по аудиту систем управления качеством и/или систем экологического управления».
4.4. Образование.
Эксперт должен иметь высшее образование, необходимое для выполнения работ в одном или нескольких направлениях деятельности (области аттестации):
- испытания (исследования, измерения, анализ), а именно органолептические, физико-химические, бактериологические, вирусологические, паразитологические, токсикологические исследования, исследования ионизирующих излучений, исследования физических факторов (неионизирующей природы), исследования в области клинической лабораторной диагностики и иные испытания, исследования, измерения;
- проведение анализов, исследований, измерений в сфере гигиены и эпидемиологии;
- проведение токсикологических, гигиенических, санитарно-эпидемиологических оценок;
- другие формы оценки соответствия;
- применение (эксплуатация) испытательного оборудования, используемого при проведении испытаний;
- метрологическое обеспечение работ, выполняемых лабораториями;
- нормативное обеспечение деятельности аккредитуемых лабораторий.
4.5. Подготовка по направлению аттестации.
Эксперт должен пройти совершенствование профессиональных знаний (профессиональную переподготовку и (или) совершенствование квалификации) в направлении деятельности (аттестации) в учреждениях, осуществляющих деятельность в сфере послевузовского профессионального образования (имеющих соответствующую лицензию). Специалисты учреждений, обеспечивающих деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в сфере защиты прав потребителей, должны иметь квалификационную категорию и сертификат специалиста (если он необходим для занимаемой должности), соответствующие профилю направления деятельности (области аттестации). Специалисты организаций должны иметь
13
Лабораторное дело, выпуск 9
соответствующие вышеупомянутым условиям аттестацию о квалификации и опыте работы в области деятельности (области аттестации).
Эксперт должен обладать соответствующими области аттестации знаниями из числа ниже перечисленных направлений:
- законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, аккредитации;
- основных принципов организации и деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей;
- основных положений по государственному санитарно- эпидемиологическому нормированию;
- необходимых в деятельности требований санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, документов по стандартизации на продукцию и услуги, включая международные стандарты, правила, рекомендации;
- требований к организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, оценок;
- эксплуатационных характеристик испытательного оборудования и средств измерений;
- требований к метрологическому обеспечению;
- методик испытаний и измерений и требований к ним;
- стандартных образцов, штаммов микроорганизмов, аттестованных смесей, контрольных образцовых веществ и т. п.;
- вопросов обеспечения качества проведения испытаний (исследований, измерений, анализа);
- основных требований к объектам исследований, испытаний, измерений, установленных в законодательных актах, государственных санитарно-эпидемиологических правилах, стандартах;
- технологии производства и применения объектов исследований, испытаний, измерений;
- значимости отклонений характеристик испытуемых объектов от установленных (допустимых) нормативов;
- национальных стандартов, в том числе основанных на международных нормах, по вопросам управления, аккредитации и других вопросов оценки соответствия;
- или в других направлениях области деятельности.
4.6. Специальное обучение (подготовка).
Эксперт должен пройти специальное обучение по вопросам обеспечения и оценки компетентности испытательных лабораторий (организаций), в том числе по требованиям нормативных пра-
Лабораторное дело, выпуск 9
вовых документов, национальных стандартов, соответствующих международным нормам, включая:
- общие подходы к системе управления испытательной лабораторией, обеспечивающей качество результатов испытаний;
- общие требования к компетентности испытательных лабораторий, а также частные (дополнительные) требования к компетентности лабораторий, выполняющие исследования по определенным направлениям, видам исследований, испытаний, измерений;
- общие правила и процедуры оценки компетентности (аккредитации) испытательных лабораторий;
- вопросы, связанные с подтверждением и демонстрацией лабораторией своей компетентности выполнять испытания в определенной области;
- пути и способы улучшения системы управления испытательной лабораторией и организацией;
- требования к компетентности и управление компетентностью персонала в испытательных лабораториях, правила оценки компетентности персонала;
- вопросы метрологического обеспечения исследований, испытаний, измерений;
- проведение испытаний, исследований, измерений;
- правила и рекомендации по обеспечению и контролю качества проведения испытаний, исследований, измерений и оценок;
- требования к факторам среды обитания, установленные в технических регламентах (в том числе технических регламентах Таможенного союза), санитарных правилах, национальных стандартах;
“ международные и региональные организации по стандартизации;
- современные подходы согласно действующим нормативным и методическим документам по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, а также токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;
- другие знания, необходимость овладения которыми выявляется при выполнении работ в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4.7. Опыт работы.
Для получения и поддержания современного опыта эксперты должны заниматься деятельностью в области аттестации на постоянной основе.
Примечание. В данном пункте имеется ввиду, что лицо, претендующее на аттестацию в качестве эксперта или эксперт связан с работодателем трудовыми отно-
15
Лабораторное дело, выпуск 9
шениями в соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ).
4.8. Личные качества.
В своей деятельности эксперт должен руководствоваться принципами:
— этичность поведения;
— профессиональная осмотрительность, наблюдательность, проницательность, разносторонность;
— беспристрастность и независимость;
— честность и искренность;
— самостоятельность и упорство.
Эксперт должен уметь:
— высказывать суждение и сделать вывод, основывать свои выводы на объективных свидетельствах;
— мотивировать и отстаивать свое мнение;
— вести деловое обсуждение, тактично взаимодействовать с людьми;
— применять в практической деятельности законы, технические регламенты, нормативные правовые акты, нормативные и методические документы;
— повышать свои знания и умения, воспринимать новые знания и идеи, в том числе альтернативные;
— быть готовым к различным ситуациям;
— выполнять свои функции и принимать решения объективно, независимо.
Оценка личных качеств эксперта осуществляется на рабочем месте путем оценки результатов его деятельности, наблюдения, собеседования, по отзывам руководства и коллег.
4.9. Исходя из общих критериев компетентности экспертов лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, установлены следующие критерии компетентности экспертов по укрупненным направлениям деятельности, приведенным в п. 4.3 настоящего Положения.
4.9.1. Критерии компетентности эксперта по испытаниям (исследованиям) и способы оценки компетентности приведены в табл. 1.
4.9.2. Критерии компетентности эксперта, осуществляющего оценку результатов санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний (включая проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз), и способы оценки приведены в табл. 2.
4.9.3. Критерии компетентности эксперта по организации и проведению внутренних проверок деятельности лаборатории и способы оценки приведены в табл. 3.
16
Лабораторное дело, выпуск 9
4.9.4. Критерии компетентности эксперта по управлению испытаниями (в том числе управление качеством) и способы оценки приведены в табл. 4.
Таблица 1 |
Группа требований к компетентности |
Требования к компетентности |
Способ
оценки |
1 |
2 |
3 |
а) Образование |
Высшее образование (с учетом профессиональной переподготовки и повышения квалификации), соответствующее направлению (видам) проводимых испытаний, исследований (например, физико-химическим испытаниям, токсикологическим исследованиям и др.) |
Анализ документов об образовании |
б) Подготовка по направлению аттестации |
Обучение в системе послевузовского профессионального образования по заявленному для аттестации направлению исследований. Общий объем обучения (повышения квалификации) не менее 3 месяцев (432 ч).
Специалисты, занимающие медицинские должности и выполняющие исследования в рамках этой должности, должны иметь сертификат специалиста по соответствующей специальности |
Анализ документов, свидетельствующих об успешном обучении и о тематике обучения |
в) Специальное обучение (подготовка) |
Обучение национальным правилам и рекомендациям по обеспечению, оценке и поддержанию компетентности испыта-тель-ных лабораторий и специалистов лабора-торий, соответствующих междуна-родным нормам, включая ГОСТ ИСО/МЭК17025, ГОСТ Р ИСО 15189, ГОСТ Р ИСО 5725 и другим знаниям из числа приведен- |
Проверка знаний путем экзаменования (письменного или устного) либо тестирования при обучении и (или) заочного, либо путем собеседования |
|
17
Продолжение табл, 1 |
1 |
2 |
3 |
|
ных в п. 4.6 не мене 72 ч за последние 3 года |
|
г) Опыт по испытаниям |
Опыт (стаж) работы по заявленному направ-лению испытаний, исследований, измерений не менее 5 лет.
Аттестация заявителя на присвоение квалификационной категории по соответствующей специальности |
Анализ отчета заявителя о деятельности по заявленному направлению испытаний, отзыва руководителя организации, копии документа, удостоверяющего стаж |
д) Личные качества |
По п. 4.8 |
Анализ отзывов руководства и коллег по работе |
|
Таблица 2 |
Группа требований к компетентности |
Требования к компетентности |
Способ
оценки |
1 |
2 |
3 |
а) Образование |
Высшее образование (с учетом профессиональной переподготовки и повышения квалификации) по специальностям: медико-профилактическое дело,санитария, гигиена, эпидемиология |
Анализдокументов об образовании |
б) Подготовка по направлению аттестации |
Обучение в системе послевузовского профессионального образования по заявленному для аттестации направлению гигиены и эпидемиологии. Общий объем обучения (повышения квалификации) не менее 3 месяцев (432 ч). |
Анализ документов, свидетельствующих об успешном обучении и о тематике обучения |
|
18
Продолжение табл. 2 |
1 |
2 |
3 |
|
Наличие сертификата специалиста и квалификационной категории по соответствующей специальности |
|
в) Специальное обучение (подготовка) |
Обучение национальным правилам и рекомендациям по обеспечению, оценке и поддержанию компетентности испытательных лабораторий и специалистов, осуществляющих испытания и оценку результатов испытаний, соответствующих международным нормам ГОСТ ИСО/МЭК 17025, ГОСТ Р ИСО 10576-1; требованиям технических регламентов, санитарных правил и национальных стандартов к объектам и факторам среды обитания; требованиям обеспечению и оценке качества выполняемых работ; и другим знаниям из числа приведенных в п. 4,6 не мене 72 ч за последние 3 года |
Проверка знаний путем экзаменования (письменного или устного) либо тестирования при обучении и (или) заочного, либо путем собеседования |
г) Опыт по испытаниям |
Опыт (стаж) работы по заявленному направлению испытаний, исследований, измерений и оценке их результатов не менее 5 лет Аттестация заявителя на присвоение квалификационной категории по соответствующей специальности |
Анализ отчета заявителя о деятельности по заявленному направлению испытаний, отзыва руководителя организации, копии документа, удостоверяющего стаж |
д) Личные качества |
По п. 4,8 |
Анализ отзывов руководства и коллег по работе |
|
19
Лабораторное дело: Сборник рекомендаций по аттестации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки. Вып. 9.—М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010.— 68 с.
Состав редакционной комиссии: А. И. Верещагин, Е. Н. Беляев, И, В. Брагина, А. А. Катуркина, М В. Зароченцев, В. Г. Панов, В. Г. Сенникова, В. Н. Смирнов.
© Федеральный центр гигиены
и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012
Таблица 3 |
Группа требований к компетентности |
Требования к компетентности |
Способ
оценки |
1 |
2 |
3 |
а) Образование |
Высшее образование (с учетом профессиональной переподготовки и повышения квалификации), соответствующее направлению деятельности (видов испытаний) испытательных лабораторий или по стандартизации, метрологии, оценке соответствия, системе управления |
Анализ документов об образовании |
б) Подготовка по направлению аттестации |
Обучение в системе послевузовского образования (повышение квалификации) по видам исследований, испытаний, измерений, по стандартизации, метрологии, оценке соответствия, управлению не менее 500 ч |
Анализ документов, свидетельствующих об успешном обучении и о тематике обучения |
в) Специальное обучение (подготовка) |
Обучение правилам и процедурам обеспечения и оценки компетентности лабораторий, соответствующим законодательству, национальным стандартам, основанным на международных нормах, включая ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ ИСО/МЭК 17025, ГОСТ Р ИСО 19011 и другие, не менее 72 ч за последние 3 года |
Проверка знаний путем экзаменования (письменного или устного) либо тестирования при обучении и (или) заочного, собеседование |
г) Опыт (навыки)
— общие навыки |
Опыт работы в одном из направлений деятельности аккре-дитуемых лабораторий или по нормативному обеспечению деятельности лабораторий, метрологии, управлению не менее 5 лет. Из них не менее 2 лет учас- |
Анализ отзыва с места работы и личного отчета с объективной и представительной информацией о знаниях и |
|
Лабораторное дело, выпуск 9Содержание
1. Введение......................................................................................... 3
2. И 301.0—12 «Положение об аттестации экспертов испытатель-
ных лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки».................................. 5
3. И 301.1 —12 «Формы сертификатов экспертов испытательных
лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки»....................................... 37
4. И 301.2—12 «Общие требования к программам специального
обучения экспертов испытательных лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки».................................................................................. 59
Введение
Настоящий выпуск сборника «Лабораторное дело» знакомит всех заинтересованных специалистов с методическими рекомендациями, применяемыми в Системе аттестации экспертов испытательных лабораторий, организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки.
Указанная система аттестации (сертификации) персонала испытательных лабораторий, организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки, продолжает деятельность по оценке компетентности экспертов, проводимую ранее в рамках Системы аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания. Положения данной системы аттестации экспертов учитывают положения постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации», а также современных редакций национальных и международных стандартов по оценке соответствия.
3
Лабораторное дело, выпуск 9
Система аттестации экспертов испытательных лабораторий, организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки, основана на принципах:
- добровольности;
- беспристрастности;
- открытости;
- компетентности;
- одинаковости общих подходов к аттестации для всех кандидатов в эксперты.
В настоящий сборник вошли три документа, содержащие методические рекомендации по аттестации экспертов.
1) И 301.0—12 «Положение об аттестации экспертов испытательных лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки».
Документ включает:
- общие правила аттестации экспертов испытательных лабораторий (центров) и организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания (измерения), оценки;
- критерии компетентности экспертов как результат общего образовательного уровня, профессионального опыта, повышения квалификации (переподготовки) и специального обучения в направлении деятельности и аттестации;
- перечень основных направлен™ аттестации экспертов;
- требования к представляемым на аттестацию документам заявителя (кандидата в эксперты).
2) И 301,! —12 «Формы сертификатов экспертов испытательных лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки».
Документ содержит информацию о форме и содержании сертификата эксперта для каждого направления аттестации, из числа приведенных в документе И 301.0—12.
3) И 301.2— 12 «Общие требования к программам специального обучения экспертов испытательных лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки».
Документ содержит требования к программам специального обучения специалистов, имеющих намерение пройти процедуру аттестации на эксперта, исходя из общих требований к компетентности экспертов, приведенных в документе И 301.0—12.
Документы, зарегистрированные под номерами И 301.1 и И 301.2, являются дополнениями к документу И 301.0.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
Положение об аттестации экспертов испытательных лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки
Методические рекомендации И 301.0-12
Лабораторное дело, выпуск 9
Разработано: Федеральным бюджетным учреждением здраво
охранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
кафедрой социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова»;
кафедрой организации санитарно-эпидемиологической службы Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия последипломного образования».
Под редакцией Верещагина А. И.
Разработчики: Смирнов В. Н.,
Беляев Е. Н.,
Куликов С. Н.,
Бадулина Л. Ю.
Утверждено: Главным врачом Федерального бюджетного учреж
дения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 16 февраля 2012 г.
Настоящая редакция Положения разработана с целью дальнейшего развития работ по оценке компетентности экспертов в Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих исследования, испытания, установленных в документе И 301—07 «Система аккредитации лабораторий, осуществляющих исследования, испытания. Положение об аттестации экспертов», опубликованном в сборнике рекомендаций «Лабораторное дело», выпуск 7, 2008 г.
Настоящая редакция Положения учитывает требования национальных стандартов по оценке соответствия, принятых на основе международных стандартов ИСО/МЭК серии 17000, таких как, ИСО/МЭК 17025, ИСО/МЭК 17011 и ИСО/МЭК 17024, а также опыт аттестации экспертов в соответствии с ранее действующей редакцией Положения об аттестации экспертов.
6
Лабораторное дело, выпуск 9Введение
Настоящие методические рекомендации посвящены вопросам обеспечения и оценки компетентности персонала испытательных лабораторий, испытательных лабораторных центров (лабораторных центров), осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания.
Критерии аккредитации испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия, определяются на основании национальных стандартов, принятых с учетом международных норм. Требования к компетентности персонала лаборатории являются важнейшим критерием аккредитации.
В системах аккредитации, признаваемых Международной ассоциацией по аккредитации лабораторий (ИЛАК, ILAC), должны быть реализованы требования к компетентности персонала лабораторий и персонала, участвующего в оценке компетентности лабораторий, установленные в следующих международных стандартах, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссией (МЭК): ИСО/МЭК 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»,
ИСО/МЭК 17011 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия»,
ИСО 15189 «Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетентности»,
ИСО 19011 «Руководящие указания по аудиту систем управления качеством и/или систем экологического управления»,
ИСО 9001 «Системы управления качеством. Требования». Перечисленные международные стандарты в период 2005—2010 гг. приняты в Российской Федерации в качестве национальных стандартов путем прямого применения.
Эксперты должны обладать образованием, подготовкой, профессиональными знаниями, навыками и опытом, соответствующими области (направлению) выполняемых работ
Для обеспечения и подтверждения (демонстрации) компетентности испытательной лаборатории руководство последней должно гарантировать компетентность специалистов, осуществляющих otfoop образцов, проводящих испытания, исследования, измерения и работающих со специальным оборудованием, оценивающих результаты испытаний. Задачи по обеспечению компетентности персонала испытательных лабораторий должны достигаться посредством разработки и реализации политики по подбору, подготовке и переподготовке кадров.
7
Лабораторное дело, выпуск 9
Предъявляя высокие требования к компетентности лабораторий и персонала лабораторий, международные стандарты уделяют особое внимание системам управления лабораторией и организацией, в которую входит испытательная лаборатория, включая вопрос управления качеством. При решении этого вопроса следует исходить из определения термина «системы управления качеством» как «системы управления для руководства и управления организацией применительно к качеству» (стандарт ИСО 9000:2005 «Системы управления качеством. Основные положения и словарь» или аналогичный национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008). Поэтому, наделяя определенными функциями руководителя организации или лаборатории, международные стандарты устанавливают необходимость назначения из состава руководства представителя (управляющего по качеству), который несет ответственность и имеет полномочия касающиеся:
- обеспечения разработки, внедрения и поддержания системы управления качеством;
- представления руководству отчетов о функционировании системы управления и предложений о необходимости ее улучшения;
- распространения понимания персоналом требований к качеству работы (испытаний, исследований, измерений).
Одним из важных инструментов поддержания системы управления качеством (и системы управления организацией в целом) и демонстрации эффективности системы являются периодические (не реже одного раза в год) внутренние проверки деятельности лаборатории. Эти проверки должны проводиться специально подготовленными специалистами из числа персонала лаборатории.
Исходя из приведенных кратких результатов анализа международных стандартов в области оценки соответствия и управления качеством, могут быть предложены следующие направления аттестации (сертификации) экспертов в лабораториях, выполняющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания:
1) проведение испытаний (исследований, измерений) факторов среды обитания и оценка качества испытаний (по видам исследований: физико-химические, токсикологические, бактериологические и другие);
2) оценка результатов испытаний объектов и факторов среды обитания и проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований;
3) внутренние проверки деятельности лабораторий в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 9001, ИСО/МЭК 17025, ИСО 19011.
4) проведение (управление, координация) межлабораторных сравнительных испытаний. Аттестация экспертов по данному на-
8
Лабораторное дело, выпуск 9
правлению подлежит рассмотрению в отдельном документе, касающемся порядка организации и проведения сравнительных испытаний.
При выполнении работ по аттестации экспертов в соответствии с настоящим документом применяются ссылочные документы последних версий (последних годов издания).
Положение об аттестации экспертов лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, включает рекомендации:
И 301.0—12 «Положение об аттестации экспертов испытательных лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки»;
И 301.1—12 «Формы сертификатов экспертов испытательных лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценк»и;
И 301.2—12 «Общие требования к программам специального обучения экспертов испытательных лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки».
1. Область применения
1.1. Положение об аттестации экспертов испытательных лабораторий (далее - Положение) устанавливает цель, принципы, основные положения и критерии аттестации (сертификации, аккредитации) экспертов лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания.
1.2. Положение распространяется на деятельность по оценке компетентности персонала лабораторий, осуществляющего деятельность в сфере лабораторных исследований, испытаний, измерений и оценки их результатов.
1.3. Настоящее Положение вместе с другими документами, указанными ниже, и документами, на которые сделаны ссылки, определяют правила и рекомендации аттестации экспертов в Системе аттестации экспертов испытательных лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, оценки.
1.4. В Системе установлены правила и рекомендации по первоначальной аттестации экспертов, контролю соответствия критериям аттестации (критериям компетентности), аттестации экспертов на новый срок, приостановлению действия или отмене сертификата эксперта (далее - аттестация экспертов).
1.5. Настоящее положение основывается на национальных стандартах, соответствующих указанным выше международным
9