МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ГОСТISO 22915-4-2014Автопогрузчики промышленныеПРОВЕРКА УСТОЙЧИВОСТИ
Часть 4
Штабелеры для поддонов с грузом, сдвоенные штабелеры и комплектующие заказ автопогрузчики с позицией оператора до 1200 мм включительно
(ISO 22915-4:2009, ЮТ)
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2015
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения,обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «ИЦ «ЦНИП СДМ» (ООО «ИЦ «ЦНИП СДМ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 декабря 2014 г. № 73-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97 |
Код страны по МК(ИСО 3166) 004—97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан |
AZ |
Азстандарт |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
MD |
Молдова-Стандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Туркменистан |
TM |
Главгосслужба «Туркменстандартлары» |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Украина |
UA |
Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2015 г. № 695-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 22915-4-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2015 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 22915-4:2009 Industrial trucks — Verification of stability — Part 4: Pallet stackers, double stackers and order-picking trucks with operator position elevating up to and including 1200 mm lift height (Автопогрузчики промышленные. Проверка устойчивости. Часть 4. Штабелеры для поддонов с грузом, сдвоенные штабелеры и комплектующие заказ автопогрузчики с позицией оператора до 1200 мм включительно).
Международный стандарт подготовлен Техническим комитетом по стандартизации ISO/ТС 110/SC 2 «Безопасность грузовых самоходных тележек» Международной организации по стандартизации (ISO) и утвержден Европейским комитетом по стандартизации CEN в качестве европейского стандарта без внесения изменений.
Перевод с английского языка (еп).
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.
Степень соответствия — идентичная (ЮТ)
6 Подготовленный стандарт может быть использован при ежегодной актуализации перечня стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний), а также стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования»
1 — Приводное/управляющее колесо параллельно оси X—Y
2 — Неподрессоренный ролик (в любом положении)
3 — Ось неподрессоренных роликов параллельная оси X—Y
4 — Неподрессоренные ролики направлены параллельно оси симметрии погрузчика
5 — Шарнирно-сочлененная рама
Испытания 3, 4, 5 и 9 (точки М и N)
|
ю
о |
В соответствии с п. 4.2.3 е) В соответствии с п. 4.2.3 f) 2) В соответствии с п. 4.2.3 д) 2) |
Положение погрузчика на опрокидывающей платформе
В соответствии с п. 4.2.3 d)
6 — Ось с подрессоренными роликами параллельна оси X—У
7 — Ось с неповоротными, неподрессоренными роликами
параллельна оси X—У
8 — Ведущее/управляющее колесо (в любом положении)
9 — Ось ведущих/управляющих колес параллельна оси X—У
1 — Приводное/управляющее колесо параллельно оси X—У
2 — Неподрессоренный ролик (в любом положении)
3 — Ось с неподрессоренными роликами параллельна оси
X—У
4 — Неподрессоренный ролик повернут параллельно оси сим
метрии погрузчика
5 — Шарнирно-сочлененная рама
Примечание 1. Необходимый уклон при нагрузке на ведущую ось. Примечание 2. Необходимый уклон при нагрузке на ведомую ось.
а Параллельно.
ь При проведении испытаний 3, 4, 5, 8 и 9, если погрузчик оборудован автоматическим ограничителем скорости передвижения в случае, если вилы подняты, данное уменьшение скорости должно быть учтено при выборе угла наклона опрокидывающей платформы.
с При испытаниях 3, 4 и 5, если погрузчик оборудован наклоняемой мачтой или вилами, он должен быть выставлен на опрокидывающей платформе в положении наименьшей устойчивости.
d Испытание 4 проводится только для погрузчиков оперирующих двумя грузами одновременно.
е Испытания 7 и 9 проводятся только для погрузчиков предназначенных для сбора заказа.
f Если рабочее место оператора может быть поднято, при испытаниях оно поднимается на максимальную высоту.
э Любая достигнутая комбинация высоты подъема, грузовых характеристик и скорости передвижения, которые влекут уменьшение угла наклона опрокидывающей платформы по сравнению с требованиями данного стандарта разрешает проведение испытаний при установленных параметрах. Скорость передвижения v может быть равна «нулю».
h При оборудовании погрузчика автоматическим ограничителем скорости передвижения, если оператор находится наверху, снижение скорости должно быть учтено при выборе угла наклона опрокидывающей платформы.
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным
стандартам
Таблица ДА.1 |
Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта |
Степень
соответствия |
Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта |
ISO 5053 Тележки грузовые самоходные. Терминология |
— |
* |
ISO 22915-1 Автопогрузчики промышленные. Проверка устойчивости. Часть 1. Общие положения |
— |
* |
* Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. |
|
9
УДК 621.869.4-788:629.614.006.354 МКС 53.060 ЮТ
Ключевые слова: автопогрузчики промышленные, проверка устойчивости, штабелеры для поддонов с грузом, сдвоенные штабелеры, автопогрузчики с позицией оператора до1200 мм
10
Редактор В.А. Елистратова Технический редактор В.Ю. Фотиева Корректор М.В. Бучная Компьютерная верстка Л.А. Круговой
Сдано в печать 16.11.2015. Подписано в печать 15.12.2015. Формат 60 х841/8.
Уел. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,40. Тираж 35 экз. Зак. 4145.
Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru
7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «IНациональные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ, 2015
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения..................................................................
2 Нормативные ссылки..................................................................
3 Термины и определения...............................................................
4 Условия испытаний...................................................................
4.1 Общие требования................................................................
4.2 Расположение на опрокидывающей платформе........................................
4.3 Определение контрольной точки.....................................................
4.4 Высота подъема вил для испытаний, имитирующих движение............................
4.5 Положение верхнего груза в случае, если погрузчик используется в качестве двойного
штабелера.......................................................................
5 Проверка устойчивости................................................................
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным
международным стандартам...............................................
IV
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Автопогрузчики промышленные ПРОВЕРКА УСТОЙЧИВОСТИ Часть 4
Штабелеры для поддонов с грузом, сдвоенные штабелеры и комплектующие заказ автопогрузчики с позицией оператора до 1200 мм включительно
Industrial trucks. Verification of stability. Part 4. Pallet stackers, double stackers and order-picking trucks with operator position elevating up to and including 1200 mm lift height
Дата введения — 2015—11—01
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет требования к испытаниям на устойчивость:
- штабелеров для поддонов с грузом;
- сдвоенных штабелеров;
- автопогрузчиков с позицией оператора до 1200 мм (измеряется от уровня пола до уровня пола платформы).
Настоящий стандарт распространяется на вышеперечисленные типы промышленных погрузчиков с наклоняемыми или не наклоняемыми мачтами или вилами грузоподъемностью до 5000 кг.
Настоящий стандарт также распространяется на погрузчики, работающие в тех же условиях, оборудованные дополнительным/навесным оборудованием, и на автопогрузчики с позицией оператора до 1200 мм с дополнительным/навесным оборудованием.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения).
ISO 5053 Powered industrial trucks — Terminology (Тележки грузовые самоходные. Терминология)
ISO 22915-1 Industrial trucks — Verification of stability — Part 1: General (Автопогрузчики промышленные. Проверка устойчивости. Часть 1. Общие положения)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте используются термины и определения в соответствии с ISO 5053 и ISO 22915-1.
4 Условия испытаний4.1 Общие требования
См. ISO 22915-1.
Издание официальное
4.2 Расположение на опрокидывающей платформе4.2.1 Несущая и ведущие оси
Несущие и ведущие оси показаны на рисунке 1.
|
А—А — средняя вертикальная плоскость погрузчика;
В—В — ведущая ось; С—С — несущая ось
Рисунок 1 — Несущая и ведущие оси |
В С
4.2.2 Испытания 1, 2, 6, 7 и 8
Погрузчик должен быть установлен на опрокидывающую платформу так, чтобы ведущая ось В—В и несущая ось С—С была параллельна оси опрокидывания X—У опрокидывающей платформы. См. таблицу 1.
4.2.3 Испытания 3, 4, 5 и 9
Погрузчик должен быть установлен на опрокидывающую платформу так, чтобы ось опрокидывания погрузчика М—N была параллельна оси опрокидывания X—Y опрокидывающей платформы. См. таблицу 1.
Точка М определяется следующим образом:
a) Для погрузчиков с одним ведущим колесом и жесткой рамой точка М определяется проекцией точки пересечения оси симметрии приводной/управляемой оси и оси симметрии ведущего колеса на поверхность опрокидывающей платформы.
b) Для погрузчиков с шарнирно-сочлененной рамой точка М определяется проекцией на опрокидывающую платформу точки пересечения средней вертикальной плоскости А—А погрузчика с осью ведущей оси.
c) Для погрузчиков, имеющих не подрессоренные поворачивающиеся ролики и не соединенные с ведущей осью, но предназначенные для обеспечения управляемости погрузчика (подруливающие колеса): точка М определяется проекцией точки пересечения средней вертикальной плоскости А—А погрузчика с ведущей осью В—В или С—С и вертикальной осью поворота подруливающего колеса, находящегося ближе к оси X—Y на плоскость опрокидывающей платформы, при этом оси В—В или С—С должны располагаться параллельно оси опрокидывания X—Y опрокидывающей платформы.
d) Для погрузчиков с подрессоренными поворачивающимися роликами и одним не подрессоренным ведущим/управляющим роликом точка М определяется вертикальной проекцией на опрокидывающую платформу точки пересечения центра оси ведущего ролика В—В и осью, соединяющей центр пятна контакта ближайшего ролика к оси опрокидывания X—Y с приводными роликами, установленными параллельно оси X—Y.
e) Для погрузчиков со сдвоенными ведущими/управляемыми амортизированными колесами/ро-ликами точка М определяется проекцией на плоскость опрокидывающей платформы точки пересечения ведущей оси В—В и оси, проходящей через центр пятна контакта ближайшего к оси опрокидывания X—Y колеса/ролика при ведущих/управляемых колесах, установленных параллельно оси X—Y.
1) Для погрузчиков с несочлененными, не подрессоренными поворачивающимися колесами/роли-ками точка М определяется следующим образом:
1) вертикальная проекция на опрокидывающую платформу точки пересечения оси поворачивающихся роликов, их оси симметрии и оси симметрии неповоротных роликов, находящихся параллельно оси опрокидывания X—Y.
2) вертикальная проекция на опрокидывающую платформу точки пересечения оси симметрии поворотного ролика/колеса с осью не подрессоренного ролика, установленного параллельно оси X—Y.
д) Для погрузчиков с несочлененным, подрессоренным приводным (управляемым) колесом, расположенным в средней вертикальной плоскости А—А погрузчика, точка М определяется проекцией на плоскость опрокидывающей платформы точки пересечения оси ведущего колеса и оси, проходящей параллельно оси X—Y через центр пятна контакта несущего колеса/ролика, находящегося ближе всего к оси X—Y.
Точка N определяется как центральная точка пятна контакта с поверхностью опрокидывающей платформы переднего колеса несущей оси погрузчика, находящегося ближе всех к оси опрокидывания X—Y опрокидывающей платформы (см. таблицу 1).
4.3 Определение контрольной точки
Определение контрольной точки при проведении испытания 1 проводится по горизонтали, начиная с минимальной высоты подъема груза относительно точки Е и заканчивая максимальной высотой подъема груза, как показано на рисунке 2.
На вилы погрузчика устанавливается испытательный груз, мачта устанавливается в вертикальное положение и испытательный груз поднимается на высоту 300 мм.
С учетом изгиба передней поверхности вил устанавливают точку Е, как показано на рисунке 2 а), и центрируют груз на вилах в соответствии с центром тяжести погрузчика. Точка Е используется для определения точки F на опрокидывающей платформе. При поднятой мачте на опрокидывающей платформе может появиться новая точка F1, как показано на рисунке 2 Ь). Положение этой новой точки может быть возвращено в положение точки F, как показано на рисунке 2 с), с помощью изменения угла наклона мачты в пределах конструктивных характеристик погрузчика.
Рисунок 2 — Расположение контрольных точек
4.4 Высота подъема вил для испытаний, имитирующих движение
Для испытаний, имитирующих движение (испытания 2, 4, 5, 7, 8 и 9), высота подъема измеряется от основания вил и должна быть 300 мм от поверхности опрокидывающей платформы.
4.5 Положение верхнего груза в случае, если погрузчик используется в качестве двойного штабелера
Для погрузчиков, работающих с двумя грузами одновременно, с одним грузом на опорной раме и другим на вилах, верхний груз должен быть размещен так, чтобы нижняя часть верхних вил находилась: -выше 1100 мм от рабочей поверхности опорной рамы для погрузчиков, предназначенных для работы с грузом высотой 500 мм,
-выше 1300 мм от рабочей поверхности опорной рамы для погрузчиков, предназначенных для работы с грузом высотой 600 мм.
5 Проверка устойчивости
Устойчивость погрузчиков проверяется в соответствии с таблицей 1.
4
Условия испытаний |
Испытание 1 |
Испытание 2 |
Испытание Зь |
Испытание 4b> d |
Испытание 5Ь |
Испытание 6 |
Испытание 7e’f |
Испытание 8Ь |
Испытание 9b>e’h |
Положение |
Продоль
ное |
X |
X |
|
|
|
X |
X |
X |
|
погрузчика |
Под углом |
|
|
X |
X |
X |
|
|
|
X |
Положение
рабочего |
Нагрузка на
ведущую
ось |
X |
X |
|
|
|
|
X |
|
|
органа |
Нагрузка на ведомую ось |
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
|
Режим
работы |
Транспорт
ный |
|
X |
|
X |
X |
|
X |
X |
X |
Складирование/ Разгрузка |
X |
|
X |
|
|
X |
|
|
|
Грузовые |
С грузом |
X |
X |
X |
X |
|
X |
X |
|
X |
испытания |
Без груза |
|
|
|
|
X |
|
|
X |
|
Высота |
Максималь
ная |
X |
|
X |
|
|
X |
|
|
|
подъема |
Транспорт
ная |
|
X |
|
X |
X |
|
g |
X |
X |
Положение
мачты |
Вертикально |
X |
|
|
|
|
|
X |
|
|
Отклонена
назад |
|
X |
|
с |
|
X |
|
X |
|
Угол наклона опрокидывающей платформы |
4% |
18% |
(2 + 0,3v) % min 3,5 % max 6 % |
(2 + 0,6i/) % ДЛЯ У < 6 км/ч max 6 %
(2 + 0,7i/) % ДЛЯ У > 6 км/ч max 7 % |
(15 + 1,1i/)% max 26 % |
10% |
(4 + 1,24v) % см. Прим. 1 или (8 + 1,24i/)% см. Прим. 2 |
(10 + 0,5/ +
+ 1,1i/) % ДЛЯ 1/ < 10 км/ч (21 + 0,5/) % ДЛЯ У > 10 км/ч max 26 % |
(6 + 1,24i/)% |
|
|
/ — максимальная проектная величина преодолеваемого уклона погрузчиком без груза, %. у— максимальная транспортоная скорость погрузчика без груза, км/ч. |
Положение погрузчика на опрокидывающей платформе |
£ |
|
J |
ш |
-4 |
X |
|
|
м |
|
|
////////////////,
X-Y |
////////////////,
X-Y |
///////////////А
X-Y |
//////////////77",
X-Y |
777777777777777?:
X-Y |
X-Y |
777777777777777?.
X-Y |
X-Y |
7?s»??J7»7777?7
X-Y |
71
Г-Н*
У - Управляемая/приводная ось В-В (в любом положении)
2 - Не поворотные, не подрессоренные ролики (в любом положении)
В соответствии с п. 4.2.2 - Испытания 1, 2 и 7
Положение погрузчика на опрокидывающей платформе
Также применим п. 4.2.3 f) 1) - Испытания 3, 4, 5 и 9
1 - Управляемая/приводная ось В-В (точки М и N)
2 - Не поворотные, не подрессоренные ролики
В соответствии с п. 4.2.2 - Испытания 6 и 8