СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ
СОРТАМЕНТ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ
ПРОКАТ И КАЛИБРОВАННАЯ СТАЛЬ
Издание официальное
ИЗДАТЕЛЬСТВО КОМИТЕТА СТАНДАРТОВ,
МЕР И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
Москва 1969
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Сборник «Сортамент черных металлов. Прокат и калиброванная сталь» содержит стандарты, утвержденные до 1 января 1968 г.
В стандарты внесены все изменения, принятые до указанного срока. Около номера стандарта, в который внесено изменение, стоит знак*.
Текущая информация о вновь утверокденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в выпускаемом ежемесячно <гИнформационном указателе стандартов».
III. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИИ
16. Проверка качества рельсов и их документация должны соответствовать требованиям ГОСТ 7566-55.
17. Рельсы должны сдаваться поплавочно.
18. Методика отбора проб для определения химического состава стали рельсов должна производиться в соответствии с ГОСТ 7565—66. Химический анализ производят по ГОСТ 2331-63.
19. Определения временного сопротивления при растяжении и твердости рельсов могут не производиться, но установленные данным стандартом нормы (п. 7) должны гарантироваться заводом-изготовителем.
По требованию заказчика испытания на растяжение и твердость должны производиться в обязательном порядке.
20. Для испытания на растяжение от одной из рельсовых полос испытываемой плавки отрезают один кусок длиной около 300 мм. Из верхнего угла головки этого куска ближе к поверхности катания вытачивают круглый образец диаметром 10 или 15 мм при расчетной длине соответственно 100 или 150 мм. Испытания должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 1497-61.
21. Твердость рельсов определяется в соответствии с требованиями ГОСТ 9012-59 на одном рельсе от испытываемой плавки на верхней поверхности головки рельса.
Допускается производить измерение твердости на отдельных пробах (например, вырезанных для испытания на растяжение).
IV. МАРКИРОВКА
22. На шейке каждого рельса в горячем состоянии должны быть выкатаны выпуклыми буквами и цифрами:
а) товарный знак завода-изготовителя;
б) тип рельса;
в) год изготовления-
Кроме того, на торце подошвы рельса должны быть выбиты клейма: марка стали и номер плавки, а на торце головки — клейма технического контроля.
23. Принятые рельсы маркируются несмываемой белой краской путем обводки клейма технического контроля.
Замена
ГОСТ 2331-63 введен взамен ГОСТ 2331-43. ГОСТ 7565-66 введен взамен ГОСТ 7565-55.
195
СОРТАМЕНТ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ
Формат 60X90VH ». Тираж 20000
Редактор М. Федоткина Технический редактор Э. Г. Кременчугская Корректоры А. П. Якуничкина, Е. И. Морозова
Сдано в набор 4/IX 1967 г. Подписано в печать 10/IV 1969 г.
33,75 печ. л. 31,8 уч. уч -изд. л. Бумага типографская № Изд. № 1328/2. Цена I р. 69 к
Издательство стандартов. Москва. K-I. ул. Щусева, 4.
.Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256. Зак. 1891
7Заменен Гостам №. M-ZLrm с о* of.
1 ъ z??b е> l2J* i_
Издание официальное |
СССР |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ |
гост |
Комитет стандартов, мер и измерительных приборов |
|
4121-62 |
РЕЛЬСЫ КРАНОВЫЕ |
Взамен |
при
Совете Министров |
Grane rails |
ГОСТ 4121-52 |
Союза ССР |
|
Группа В22 |
|
Настоящий стандарт распространяется на крановые рельсы специальных профилей, применяемые для путей подкрановых и на кранах.
I. ТИПЫ И РАЗМЕРЫ
1. Типы и основные размеры крановых рельсов должны соот« ветствовать указанным на черт. 1—8 и в табл. 1.
Внесен Украинским научно-исследовательским институтом металлов
Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов 28/IV 1962 г.
Срок введения I/VII 1963 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону. Перепечатка воспрещена
Тип КР 50
64,28
54.21
5ч
65.72 |
|
ос
СС |
59,32
ММ
Таблица I |
Тип
рельса |
ь |
ьх |
Ъг |
S |
h |
Ai |
ft. |
Н |
*л |
«Б |
г |
Гг |
Г% |
КР50 |
50 |
55 I |
90 |
20 |
90 |
25 |
20 |
300 |
18 |
26 |
6 |
5 |
1,5 |
КР60 |
60 |
65,5 105 |
24 |
105 |
27,5 |
22 |
350 |
20 |
32 |
6 |
5 |
1,5 |
КР70 |
70 |
76,5 120 |
28 |
120 |
32,5 |
24 |
400 |
23 |
38 |
6 |
6 |
1,5 |
КР80 |
80 |
87 |
130 |
32 |
130 |
35 |
26 |
400 |
26 |
44 |
8 |
6 |
1,5 |
КР100 |
100 |
10S |
150 |
38 |
150 |
40 |
30 |
450 |
30 |
50 |
8 |
8 |
2 |
КР120 |
120 |
129 |
170 |
44 |
170 |
45 |
35 |
500 |
34 |
56 |
8 |
8 |
2 |
КРИО |
140 |
150 |
190 |
50 |
190 |
50 |
40 |
600 |
32 |
■63 |
10 |
10 |
3 |
|
Пример условного обозначения кранового рельса с номиниальной шириной головки b = 100 мм:
Рельс КР 100 ГОСТ 4121-62.
191
2. Длина рельсов должна быть: мерная — 9; 9,5; 10; 10,5; 11; 11,5 и 12 м; немерная — от 6 до 12 м.
3. Допускаемые отклонения по размерам рельсов не должны превышать указанных в табл. 2:
Тип рельса |
По ширине головки |
По ширине подошвы |
По толщине шейки |
По высоте рельса |
По длине мерного рельса |
KP50 |
+ 1,0 |
+ 1,0 |
|
|
|
KP60 |
-1.5 |
-2,0 |
±0,8 |
i0»8 |
+ 50 |
КР70 |
+ 1,0 |
+ 1,0 |
|
|
|
KP80 |
-2,0 |
-3,0 |
±1,0 |
±1,0 |
+50 |
KP100 |
|
|
|
|
|
КР120 |
+ 1,0 |
+ 1,0 |
|
|
|
КР140 |
-2,5 |
—3,5 |
±1.2 |
±1,2 |
+ 50 |
|
Примечания:
1. Контроль размеров, на которые не установлены допускаемые отклонения* указанные в табл. 2, производится по калибрам в валках при их расточке.
2. При расточке калибров на валках допускается уменьшение размеров hx и h2 на 2%. |
4. Несимметричность поперечного сечения рельса относительно вертикальной оси не должна превышать в подошве рельса 2 мм, в головке рельса — 0,6 мм.
5. Расчетные данные должны соответствовать указанным в табл. 3:
Таблица 3 |
Тип
рельса |
Площадь поперечного сечения рельса, см2 |
Расстояния до центра тяжести, см |
Моменты инерции, см4 |
У\ |
Уг |
/
X |
/
у |
КР50 |
38,02 |
4,32 |
4,68 |
357,54 |
111,42 |
КР60 |
50,99 |
4,83 |
5,67 |
654,60 |
195,88 |
КР70 |
67,30 |
5,93 |
6,07 |
1081,99 |
327,16 |
КР80 |
81,13 |
6,43 |
6.57 |
1547,40 |
482,39 |
КР100 |
113,32 |
7,60 |
7,40 |
2864,73 |
940,98 |
КР120 |
150,44 |
8,43 |
8,57 |
4923,79 |
1694,83 |
КРИО |
195,53 |
9,84 |
9,16 |
7427,23 |
2483,40 |
|
192 |
Продолжение |
|
Моменты сопротивления |
, СМ3 |
|
Тип
рельса |
Г
wt= JL
У1 |
/
W%=_
Уt |
/
_L
ьг
2 |
Теоретический вес 1 пог. м, кг |
КР50 |
82,76 |
76,40 |
24,76 |
29,85 |
КР60 |
135,52 |
115,45 |
37,31 |
40,03 |
КР70 |
182,46 |
178,12 |
54,53 |
52,83 |
КР80 |
240,65 |
235,52 |
74,21 |
63,69 |
КР100 |
376,94 |
387,12 |
125,46 |
88,96 |
КР120 |
584,08 |
574,54 |
199,39 |
118,10 |
КР140 |
754,35 |
811,02 |
261,41 |
153,49 |
|
Примечание. При вычислении теоретического веса удельный вес стали принят равным 7,85. |
И. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
6. Рельсы должны быть изготовлены из конверторной стали марки К62, получаемой продувкой чугуна кислородом в конверторе с основной футеровкой.
По усмотрению завода-изготовителя рельсы могут изготовляться также из мартеновской стали марок М62..
Химический состав стали марок К62 и М62 должен соответствовать указанному в табл. 4:
Таблица 4 |
Марка стали |
Содержание элемента, % |
Углерод |
Марганец |
Кремний |
Сера j Фосфор |
не более |
К 62 М62 |
0,50-0,73 |
0,60—1,00 |
0,15-0,30 |
0,050 |
0,055 |
|
Примечание. Содержание азота в готовом прокате конверторной стали не должно превышать 0,008%.
Анализ на азот предприятием-поставщиком может не производиться, при гарантии установленной нормы. |
7. Временное сопротивление при растяжении должно бьпь не менее 75 кгс!мм2.
Твердость рельса должна быть не менее НВ 207.
7 Зак. 1891
8. Трещины, закаты, плены, рванины и шлаковые включения на поверхности готового рельса не допускаются.
Допускается удаление дефектов пологой вырубкой или наждачной зачисткой, если глубина вырубки или зачистки, считая от фактического размера проката, не превышает:
для рельсов КР50 ] 1,5 мм, а в средней трети ширины подош-КР60 } вы — не более 0,7 мм;
КР70 |
КР80' для рельсов К.РЮ0 •> ,,
КР120 1 ^ мм> а в средни трети ширины по-
КР140 I Д°швы — не более 1 мм.
Поперечная вырубка, а также заварка или заделка дефектов не допускаются.
Отдельные волосовины, риски, вмятины и рябизна допускаются без зачистки, если глубина их залегания не превышает половины допуска, установленного для глубины вырубки.
9. Торцовые поверхности рельса не должны иметь следов усадки, расслоений и трещин.
В случае необходимости наличие расслоения на торцах проверяется посредством вырубки зубилом стружки, раздвоение которой считается признаком расслоения. Флокены в рельсах не допускаются.
10. Местные деформации на рельсе не должны превышать 1 мм при измерении посредством прикладывания линейки длиной 0,5 м.
11. Общая кривизна рельса в горизонтальной плоскости (в мм) не должна превышать произведения 0,8 на длину рельса в л, и в вертикальной плоскости — произведения 0,6 на длину рельса в м.
12. Скручивание рельса не допускается. Рельсы считаются скрученными, если они при замере на контрольном стеллаже имеют по концам зазоры между подошвой рельса и стеллажом (по диагонали) более 1,5 мм. Концевые искривления не должны превышать 2 мм в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
13. Подошва рельса не должна быть вогнутой. Выпуклошь середины подошвы по отношению к краям не должна превышать 0,5 мм.
14. Концы рельса должны быть ровно обрезаны. Перекос торцовых плоскостей по отношению к продольной оси не должен превышать 5 мм в любом направлении. Заусенцы размером более 4 мм не допускаются.
15. Предприятие-поставщик должно гарантировать соответствие всех крановых рельсов требованиям настоящего стандарта.
194