ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
МАШИНЫ И ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ и лесные
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБСЛУЖИВАНИЮ
ГОСТ 26026-83 (CT СЭВ 3471-81)
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйстваИСПОЛНИТЕЛИ
Ю. В. Жемеря; А. И. Стурис, канд. техн. наук; П. И. Лобко; А. П. Сигеев, А. Т. Коробейников, канд. техн. наук; В. Ф. Шолохов, канд. техн. наук; В. С. Чупилко; В. Т. Жигулев, канд. техн. наук; Г. А. Егоров; А. А. Яковлев; Н. В. Матюнина; В. А. Константинова; С. С. Черепанов, д-р техн. наук; А. Ш. Рабинович, д-р техн. наук
ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по производственнотехническому обеспечению сельского хозяйства
Зам. председателя Л. А. Корбут
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 декабря 1983 г. № 6717
Редактор О. К. Абашкова Технический редактор Я. В, Келейникова Корректор В. И. Варенцова
Сдано в наб. 08.02.84 Подп. в печ. Г9.03.84 0,75 уел. п. л. 0,75 уел. кр.*отт. 0,61 уч.-нзд. л. Тир. 12.000 Цена 3 кои.
Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123840, Москва, ГСП, Новопресненскнй нер„ • Тип. «Московский печатник», Москва, Лялин пер., 6. Зак, 14Э
ПРИЛОЖЕНИЕ $ Рекомендуемое
(наименование в марка машвны) |
(наименование организация) |
Наименование мест, плохо приспособленных для проведения ТО |
Характеристика плохой приспособленности (словами, эскизами, фотографиями и т. д.) |
I |
2 |
Дата — — ... Ответственный исполнитель-
(■одпись Ф, И, О.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Обязательное
ПОКАЗАТЕЛИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ К ТО
(наименование и марка машины) (наименование организации) |
№
п/п. |
Наименование показателя |
Единица
измере
ния |
Экспериментальное значение |
Нормативное значение (значение у образца-аналога) |
Отношение данных графы 4 к графе 5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
В. |
Основные показатели
Удельная оперативная трудоемкость ТО
Оперативная продолжительность ежесменно-лого ТО Периоды между плановыми ТО
Дополнительные
показатели
Трудоемкость р-го вида ТО Количество плохо приспособленных мест в конструкции машины для проведения ТО Количество видов используемых смазок Общее количество мест смазки, в том числе ежесменных
Количество необходимых специальных инструментов и оснастки при ТО |
чел.-ч
ед. наработки ч
ед. наработки
чел.-ч |
|
|
|
|
УДК 631.3.001.4 : 006.354 Группа Г99
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ГОСТ
26026-83
(СТ СЭВ 3471—81)
МАШИНЫ И ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
И ЛЕСНЫЕ
Методы оценки приспособленности к техническому обслуживанию
Agricultural and forestry machines and (tractors. Evaluation methods of fitness to technical servicing
ОКП 47 0000
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 декабря 1983 г. № 6717 срок действия установлен
с 01.01.84 до 01.01.89
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные и лесные машины и тракторы (далее—машины) и устанавливает методы оценки гориопоообленности к техническому обслуживанию (ТО).
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3471—81.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и пояснения приведены в справочном приложении 1.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Испытание машины на приспособленность к ТО следует проводить по методике, разработанной на основе настоящего стандарта, при выполнении всех требований инструкции по эксплуатации и ТО.
1.2. Машины, у которых в ходе испытаний выявлено, что они при ТО не удовлетворяют требованиям безопасности, к дальнейшим испытаниям не допускают.
1.3. Сбор информации для определения экспериментальных значений показателей приспособленности к ТО следует осуществлять во время испытаний машин посредством проведения контрольных ТО.
Издание официальное
2-143
1.4. Затраты времени на проведение операций ТО следует определять методом хронометрирования с погрешностью измерения ±5 с.
Перепечатка воспрещена
Издательство стандартов, 1984
Стр. 2 ГОСТ 26026-83
1.5. Для определения показателей приспособленности к ТО следует регистрировать оперативное время проведения работ.
1.6. Квалификация исполнителей ТО должна соответствовать квалификации, предусмотренной для данного вида работы.
1.7. Виды ТО, период проведения которых больше срока испытаний машин, проводят в конце испытаний.
1.8. Для проведения контрольного ТО и измерения параметров применяют инструменты, приспособления и оборудование, предусмотренные в эксплуатационной документации для проведения соответствующего вида ТО.
1.9. Применяемые измерительные приборы должны быть поверены и аттестованы.
2. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Для проведения испытаний устанавливают:
количество точек смазывания;
количество видов используемых смазок;
периоды между двумя плановыми ТО;
количество необходимых специальных инструментов и оснастки;
количество ТО p-то вида за цикл ТО.
2.2. При проведении контрольных ТО информацию регистрируют в листе для наблюдений по рекомендуемому приложению 2.
2.3. Конструкцию машин в части доступности, обзорности и удобства при выполнении ТО оценивают в соответствии с обязательным приложением 3.
3. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОЦЕНКА ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ИЗДЕЛИЯ
К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
3.1. Суммарное оперативное время Гт0 и суммарное время Т®60
выполнения контрольного ТО определяют суммированием времени, затраченного на проведение отдельных операций, приведенного в таблице рекомендованного приложения 2.
3.2. Удельную оперативную трудоемкость ТО 5То следует определять по формуле
Птор —количество ТО p-то вида за полный цикл;
Пчорк — количество ТО обслуживаний р-го вида, проводимых за время испытаний; р — номер соответствующего вида ТО;
ГОСТ 26026-83 Стр. 3
k — номер контрольного ТО р-го вида; пт — количество исполнителей р-го вида ТО;
/ — номер исполнителя при проведении работ р-го вида ТО;
Тто — суммарное оперативное время, затраченное исполни-рг/ телем на выполнение операции р-го вида k-vo контрольного ТО, ч;
Q —- наработка изделия за полный цикл ТО, единицы наработки; г — количество видов ТО.
3.3. Оперативную продолжительность ежесменного ТО Гто следует определять по формуле
лто * ие.к
^0,= —- у. 7-то,.,,, (2)
Т0*.к 1ST
где «тое>к — количество ежесменных контрольных ТО;
Г то —суммарное оперативное время, затраченное основным ~е к исполнителем при проведении k-ro контрольного ежесменного ТО, ч.
3.4. Оперативную трудоемкость р-го вида ТО 5Т0 определяют по формуле
ТО pk |
|
3.5. Для определения удельной трудоемкости ТО S^0 продолжительности ежесменного и трудоемкости р-го вида ТО в |
формулах (1) — (3) следует применять время с учетом подготовительно-заключительного времени и дополнительного времени, указанных в справочном приложении 4.
3.6. Количество мест в конструкции машины с плохой приспособленностью для проведения ТО определяют суммированием числа мест, в которых установлена плохая доступность, плохая обзорность, неудобное положение исполнителя и нетехнологичность конструкции. Для этого составляют перечень по форме таблицы рекомендуемого приложения 5.
3.7. Экспериментальные и нормативные значения основных и дополнительных показателей или значения показателей образца-аналога следует заносить в таблицу обязательного приложения 6.
3.8. Приспособленность машины к проведению ТО оценивают сравнением экспериментальных значений основных показателей машины с их нормативными значениями или значениями у образца-аналога.
3.9. Для установления причин низкого уровня приспособлен' ностл машины к проведению ТО следует провести анализ на основе сравнения экспериментального значения дополнительных показателей с их нормативными значениями или значением у образца-аналога.
4. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Протокол результатов испытаний должен содержать следующие данные:
наименование и марку образца-аналога (при отсутствии нормативных значений показателей);
условия, содержание и последовательность проведения испытаний;
экспериментальные и нормативные (сравнительные) значения показателей по форме обязательного приложения 6;
перечень плохо приспособленных для ТО мест в конструкции машины по форме таблицы рекомендуемого приложения 5;
оценку достаточности существующих инструменов и оснастки для выполнения ТО;
оценку и характеристику ассортимента смазочных материалов; анализ, выводы и предложения.
1. Техническое обслуживание
2. Приспособленность к ТО
4. Наработка
5. Основной исполнитель ТО
6. Нормативное значение показателя
Определение — по ГОСТ 18322-78 Свойство машины, характеризующееся возможностью проводить операции по ТО высококачественно, быстро, легко, удобно и безопасно ТО, проводимое при испытании изделия с целью накопления информации для оценки его свойств Определение—по ГОСТ 27.002-83 Исполнитель, занятый непрерывно при контрольных ТО проведением соответствующего вида ТО Значение показателя, установленное в нормативно-технической документации на машину
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое
(наименование организации)
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ №
(заполняют для каждого исполнителя)
Вид работы—-——Машина — -—
(вид и номер контрольного ТО) (наименование, марка №)
Место проведения работы -
Наработка (между контрольными ТО)--—
С начала испытания -Исполнитель-
Начало работы1 -ч- мин. Конец работы1 ч-
мин. Общая продолжительность1 работы -ч-мин
Порядковый номер и наименование операции |
Время |
Замечания относительно |
Наименование и количество необходимых инструментов н оснастки |
мин |
с |
приспособленности конструкции к ТО по доступности, обзорности, удобству и др |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ответственный исполнитель:-Наблюдатель:
(подпись)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Обязательное
ОЦЕНКА КОНСТРУКЦИИ МАШИНЫ В ЧАСТИ ДОСТУПНОСТИ, ОБЗОРНОСТИ И УДОБСТВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТО
1. При оценке доступности:
1.1. Машина получает оценку «хорошая доступность», если при выполнении данной операции:
а) места обслуживания доступны и не ограничивают действий исполнителя;
б) для обслуживания не требуется снятия каких-либо деталей.
1.2. Машина получает оценку «ограниченная доступность», если при выполнении данной операции:
а) движения исполнителя ограничены при применении инструмента;
б) для достижения места обслуживания необходимо снимать детали типа капотов, крышек, заглушек и т. д., выполняющих предохранительную роль.
1.3. Машина получает оценку «плохая доступность», если при выполнении данной операции существующее средство ТО:
а) невозможно использовать;
б) возможно использовать только при определенном положении исполнителя и его движения весьма затруднительны;
в) возможно использовать только после дополнительной разборки конструкции машины.
2. При оценке обзорности:
2.1. Машина получает оценку «хорошая обзорность», если
обслуживаемое место остается в поле зрения исполнителя и хорошо освещено.
2.2. Машины получает оценку ограниченная обзорность», если место обслуживания в отдельные моменты выходит из поля зрения исполнителя или находится в месте плохой естественной освещенности.
2.3. Машина получает оценку «плохая обзорность», если наладку в месте обслуживания и саму операцию проводят «на ощупь».
3. При оценке удобства исполнителя:
3.1. «Удобными» оценивают позы работы исполнителя 7, 2 и 3 (см. чертеж), достигаемые без применения дополнительных сооружений.
3.2. «Среднеудобными» оценивают позы работы исполнителя 4, 5 и 7 (см. чертеж).
3.3. «Неудобными» оценивают позы работы 6, 8, 9 и 10 (см. чертеж).
4. Машина получает оценку «плохая приспособленность к ТО в данном месте» («неудачное решение конструкции»), если при проведении любой операции ТО в данном месте получена плохая оценка в отношении доступности, обзорности, удобства исполнителя.
5. Машина получает оценку «хорошая приспособленность к ТО в данном месте» («удачное решение конструкции»), если при проведении любой операции технического обслуживания получена положительная оценка в отношении доступности, обзорности, удобства исполнителя.
6. В остальных случаях машина получает оценку «удовлетворительное решение конструкции» (в данном месте).
Стр. 8 ГОСТ 26026-83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Справочное
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВРЕМЕНИ, ЗАТРАЧЕННОГО НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНОВОГО ТО
|
|
Элементы времени |
Характеристика элементов времени |
Оперативное время |
Время, в течение которого выполняют работу непосредственно по проверке технического состояния агрегата, системы или машины в целом (проверка засоренности воздухоочистителя, уровня масла, разряженностн аккумуляторных батарей и т. д.).
Время, в течение которого выполняют работу непосредственно по измерению технического состояния (регулировка, натяжение, доливка и т. д.) агрегата, системы или машины в целом.
Время, затраченное на различные действия, связанные:
с подходом к обслуживаемой составной части машины (открывание капота, снятие щитков, трубопроводов, деталей, мешающих подходу к обслуживаемому месту, и т. д.);
с окончанием обслуживания (установка щитков, трубопроводов, деталей, мешающих выполнению работ, закрывание капотов и т. д.);
с заменой инструмента, приспособлений, заправочных пистолетов, считая, что инструмент, приспособление, средства заправки и т. д. находятся рядом с обслуживаемой машиной. |
Подготовительное заключительное время |
Время, расходуемое на подготовку машины как объекта обслуживания рабочего места, оборудования, инструмента, материалов, запасных частей и т. д. к техническому обслуживанию перед его началом, в процессе обслуживания и после его завершения, т. е. на: заправку средств технического обслуживания всем необходимым (топливом, маслами, смазками, гидросмесями, воздухом и т. д.);
свертывание средств обслуживания, уборку слитого топлива, масла, гидросмесей, уборку рабочего места |
Дополнительное
время |
и т. д.
Время, затрачиваемое на выполнение работ, не связанных с техническим обслуживанием, и на естественные надобности |
1
Заполняет ответственный исполнитель.