ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
ДОСКИ ПРИБОРНЫЕ
КАБИН САМОЛЕТОВ
С ДВУМЯ ЛЕТЧИКАМИ
ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОНОВКЕ И УСТАНОВКЕ
ПРИБОРНОЙ ДОСКИ БОРТИНЖЕНЕРА
ГОСТ 24987-81
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДОСКИ ПРИБОРНЫЕ КАБИН САМОЛЕТОВ С ДВУМЯ ЛЕТЧИКАМИ
Требования к компоновке и установке приборной доски
бортинженера
Instrument boards for two pilot cockpits.
Requirements for
configuration and installation of flight engineer instrumentation board
|
ГОСТ
24987-81
|
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 октября
1981 г. № 4710 срок введения установлен
с 01.07.1982 г.
Настоящий стандарт устанавливает
требования к компоновке и установке средств контроля и управления на приборной
доске бортинженера самолетов с отдельным основным рабочим местом бортинженера.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. На приборной доске бортинженера
должны быть размещены индикаторы, сигнализаторы и органы управления силовой
установки и самолетных систем.
1.2. Средства контроля и управления,
устанавливаемые на приборной доске бортинженера, должны быть объединены в
следующие группы:
средства контроля основных и
вспомогательных параметров силовой установки, а также сигнализаторов
критических и предельно допустимых значений параметров силовой установки;
средства управления запуском двигателей и
сигнализации;
средства контроля и управления
вспомогательной силовой установки;
средства контроля и управления топливной
системы и системы нейтрального газа;
средства контроля и управления
гидравлической и воздушной систем;
средства контроля и управления системы
электроснабжения;
средства контроля и управления системы
кондиционирования;
средства контроля пилотажно-навигационных
параметров;
средства контроля и управления
кислородной системы;
средства контроля и управления
противопожарной системы;
средства контроля и управления
противообледенительной системы.
Средства контроля и управления, не
вошедшие в перечисленные группы, но размещаемые на приборной доске бортинженера,
должны также группироваться.
1.3. В зависимости от роли в процессе
деятельности бортинженера средства контроля и управления должны размещаться на
приборной доске по зонам, различающимся между собой удобством работы с рабочего
места бортинженера. Необходимо обеспечивать наиболее полное соответствие
средств контроля и управления по степени их важности и зон приборной доски по
удобству их обзора и досягаемости.
1.4.
На приборной доске бортинженера группы средств контроля и управления должны
быть расположены по зонам в соответствии с черт. 1.
Взаимное размещение зон на
приборной доске бортинженера
1 - зона размещения средств контроля основных
параметров силовой установки; 1а - зона размещения средств контроля,
вспомогательных параметров силовой установки; 2 - зона размещения средств
контроля и управления запуском двигателей; 3 - зона размещения средств
контроля и управления вспомогательной силовой установки; 4 - зона
размещения средств контроля и управления топливной системы и системы
нейтрального газа; 5 - зона размещения средств контроля и управления
гидравлической и воздушной систем; 6 - зона размещения средств контроля
и управления системы электроснабжения, 7 - зона размещения средств
контроля и управления системы кондиционирования; 8 - зона размещения
средств контроля пилотажно-навигационных параметров; 9 - зона размещения
средств контроля и управления кислородной системы и щитка СПУ; 10 - зона
размещения средств контроля и управления противопожарной системы; 11 - зона
размещения средств контроля и управления противообледенительной системы; 12
- столик; 0 - резервная зона
Черт. 1
1.5. Зона размещения средств контроля
основных параметров двигателей должна располагаться по оси кресла бортинженера
с допускаемым отклонением не более ± 150 мм.
1.6. Зона размещения средств контроля и
управления запуском двигателей должна размещаться на столике бортинженера и
располагаться относительно зоны 3, как указано на черт. 1.
1.7. Размещение средств контроля и
управления при использовании многофункциональных электронных индикаторов
приведено в рекомендуемом приложении.
1.8. Границы зон показаны условно и могут
изменяться в зависимости от количества индикаторов, сигнализаторов и органов
управления каждой системы. В процессе компоновки площадь той или иной зоны
может быть увеличена за счет неиспользованных смежных зон при неизменном
взаимном расположении.
Примечания:
1. Взаимное размещение зон, за исключением 1, 1а, 2
и 10 может быть изменено по решению макетной комиссии.
2. При отсутствии некоторых зон взаимное размещение их
должно быть неизменным.
1.9. При наличии в составе экипажа
бортрадиста средства контроля и управления системы электроснабжения следует
размещать на его рабочем месте.
1.10. При определении местоположения зон
на приборной доске, а также отдельных средств контроля и управления в группах
необходимо:
средства управления, часто используемые в
полете, размещать ниже плечевого пояса бортинженера, находящегося в основной
рабочей позе;
средства контроля
размещать по зонам обзора, указанным в таблице, в соответствии с частотой их
использования: в зоне А - наиболее часто используемые, в зоне Б -
менее часто и в зоне В - редко используемые в полете.
Обозначение
зоны
|
Удобство
обзора зон
|
Вправо
|
Влево
|
Вверх
|
Вниз
|
А
|
Без поворота головы
|
10°
|
10°
|
10°
|
10°
|
Б
|
С поворотом глаз и, как исключение, головы
|
31
|
31
|
23
|
32
|
В
|
С поворотом головы и наклоном туловища
|
53
|
53
|
42
|
57
|
1.11. Средства контроля и
управления, используемые только при стоянке на земле, не должны размещаться на
приборной доске, либо их следует
размещать в наименее удобной зоне, не ухудшая расположения средств контроля и
управления, используемых в полете.
2. ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОНОВКЕ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ И
УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Средства контроля и управления в
пределах групп должны быть скомпонованы по признакам их одновременного
использования или принадлежности к одному из объектов (двигателю, каналу
системы).
2.2. Индикаторы с круглыми циферблатами,
контролирующие одинаковые параметры разных двигателей, должны быть размещены в
одном горизонтальном ряду в соответствии с расположением двигателей слева
направо.
2.3. Индикаторы с круглыми циферблатами,
контролирующие разные параметры одного двигателя, должны быть размещены в одном
вертикальном ряду в порядке значимости параметров.
2.4. Индикаторы с вертикальными шкалами
должны быть размещены в горизонтальных рядах в порядке значимости параметров.
2.5. Для контроля двигателей в полете с
помощью индикаторов с круговыми или вертикальными шкалами необходимо
использовать индикаторы, положение индексов которых создает мнемонический легко
воспринимаемый образ.
2.6. Сигнализаторы предельно допустимых
значений параметров должны быть сгруппированы по принадлежности к
соответствующему двигателю и размещены в верхней части зоны 1 (см. черт.
1).
Порядок расположения отдельных сигнализаторов в группах для каждого двигателя
должен быть одинаковым.
Допускается расположение этих
сигнализаторов в одном вертикальном ряду слева от вертикального ряда
индикаторов соответствующего двигателя.
2.7. Средства контроля и управления
топливной системы и системы нейтрального газа, гидросистемы, системы
кондиционирования, системы электроснабжения и противопожарной системы следует
компоновать в виде мнемонических схем.
Мнемоническая схема должна
соответствовать схеме работы контролируемой системы и отражать функциональную
взаимосвязь элементов системы.
Мнемоническую схему следует размещать на
приборной доске так, чтобы у бортинженера не нарушалось представление о
взаимном размещении агрегатов на самолете.
2.8. Группа средств контроля и управления
системы электроснабжения должна разделяться по признаку контроля и управления
систем переменного и постоянного тока.
2.9. Средства контроля
пилотажно-навигационных параметров должны быть размещены в одном вертикальном
ряду в следующей последовательности: вариометр, барометрический высотомер и
указатель приборной скорости.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВКЕ ПРИБОРНОЙ ДОСКИ
3.1. Панели приборной доски должны быть
установлены на рабочем месте бортинженера в соответствии с черт. 2.
Черт. 2
3.2. За приборной доской бортинженера
должно быть предусмотрено свободное пространство глубиной не менее 260 мм при
установке механических и электромеханических индикаторов и глубиной не менее
400 мм - для многофункциональных электронных индикаторов в местах их установки.
3.3. Конструкция приборной доски должна
обеспечивать легкий монтаж и демонтаж приборных панелей и отдельных
индикаторов.
3.4. На панелях приборной доски
бортинженера должны быть нанесены надписи с названием соответствующих
самолетных систем.
3.5. Вырезы под приборы в приборной
доске, освещение приборной доски, индикаторов и органов управления в ночных
условиях, надписи на приборной доске, металлизация приборной доски должны
выполняться по документации, утвержденной в установленном порядке.
3.6. Приборная доска должна быть
установлена таким образом, чтобы обеспечить считывание показаний индикаторов,
размещенных на ней, с необходимой
точностью в условиях эксплуатации при внешних механических воздействиях.
3.7. Приборную доску бортинженера
устанавливают за вторым летчиком у правого борта.
При размещении бортинженера между
летчиками за центральным пультом управления, лицом к направлению полета,
приборную доску устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ
19186-81.
3.8. Приборную доску бортинженера,
размещенную у правого борта, рекомендуется разворачивать на летчиков под углом
10 - 20° к борту самолета.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое
Взаимное расположение зон и размещение средств
контроля и управления на
приборной доске бортинженера при использовании многофункциональных
электронных индикаторов
1 - зона размещения средств контроля основных
параметров силовой установки; 1а - зона размещения контроля
вспомогательных параметров силовой установки; 2 - зона размещения
средств контроля и управления запуском двигателей; 3 - зона размещения
средств контроля и управления вспомогательной силовой установки; 4 - зона
размещения средств контроля и управления топливной системы и системы
нейтрального газа; 5 - зона размещения средств контроля и управления
гидравлической и воздушной систем; 6 - зона размещения средств контроля
и управления системы электроснабжения; 7 - зона размещения средств
контроля и управления системы кондиционирования; 8 - зона размещения
средств контроля пилотажно-навигационных параметров; 9 - зона размещения
средств контроля и управления кислородной системы; 10 - зона размещения
средств контроля и управления противопожарной системы; 11 - зона
размещения средств контроля и управления противообледенительной системы; 12
- зона размещения экранных индикаторов; 0 - резервная зона; 13 - столик
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие требования. 1
2. Требования к компоновке
средств контроля и управления. 3
3. Требования к установке
приборной доски. 4
Приложение. Взаимное расположение
зон и размещение средств контроля и управления на приборной доске
бортинженера при использовании многофункциональных электронных индикаторов. 5
|