ГОСТ 19747-74
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ВЗРЫВЧАТЫХ
МАТЕРИАЛОВ В КОНТЕЙНЕРАХ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО
СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ
В КОНТЕЙНЕРАХ
Общие требования
Transportation
of explosive materials in containers.
General requirements
|
ГОСТ
19747-74*
|
* Переиздание (июнь 1999 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4,
утвержденными в июле 1980 г., июле 1987 г., мае 1990 г., октябре 1995 г. (ИУС
10-80, 11-87, 8-90, 1-96)
Постановлением
Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29 апреля 1974 г.
№ 1036 срок введения установлен
с 01.07.75
Постановлением Госстандарта от
28.04.87 № 1451 снято ограничение срока действия
Настоящий стандарт
устанавливает общие требования к транспортированию в контейнерах промышленных
взрывчатых веществ и средств взрывания (инициирования) (далее - ВМ), за исключением
взрывчатых веществ с содержанием нитроэфиров свыше 15 %.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. При транспортировании
ВМ в контейнерах должны соблюдаться требования ГОСТ
12.3.009-76, ГОСТ
12.3.010-82, правил перевозок опасных или разрядных грузов, действующих на транспорте
соответствующего вида, правил и норм, утвержденных Госгортехнадзором СССР,
Регистром СССР, Речным регистром РСФСР, Госавиарегистром СССР, Главным
управлением пожарной охраны МВД.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
1.2. При транспортировании
ВМ должны применяться только предназначенные для этой цели контейнеры, в том
числе специализированные типа СКК-3 по ГОСТ
26380-84, типа СК-3ВМ по ГОСТ
30302-95 и контейнеры по ГОСТ
18477-79, принадлежащие отправителю (получателю) этих грузов.
В стандартах или технических
условиях на конкретные виды ВМ должна устанавливаться возможность
транспортирования данного вида ВМ в контейнерах, а также вид применяемой при
этом тары и упаковки.
(Измененная редакция, Изм. №
3, 4).
1.3. В каждом конкретном
случае грузоотправитель должен согласовать с грузополучателем возможность
транспортирования ВМ в контейнерах.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
2. ТРЕБОВАНИЯ К КОНТЕЙНЕРАМ
2.1. Для транспортирования
ВМ должны применяться контейнеры, изготовленные по технической документации,
утвержденной в установленном порядке, номинальной массой брутто не более 30,0 т
и внутренним объемом не менее 5,0 м3, обеспечивающие полную
сохранность груза и безопасность при транспортировании.
Контейнер должен быть изготовлен
из материала химически нейтрального по отношению к ВМ.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
2.2. Основные параметры и
размеры контейнеров должны соответствовать ГОСТ
18477-79 или ГОСТ
26380-84 и обеспечивать полное использование их вместимости
(грузоподъемности) при транспортировании ВМ. Параметры и конструкция
контейнеров должны быть согласованы в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).
2.3. Прочность контейнера
должна удовлетворять требованиям Регистра СССР.
2.4. Конструкция контейнера
должна обеспечивать:
штабелирование загруженных контейнеров
массой брутто менее 10 т в 3 яруса, от 10 т и выше - в 6 ярусов;
подъем и перемещение
контейнеров кранами и вилочными погрузчиками;
устойчивость к воздействиям
инерционных сил в процессе перевозок на всех видах транспорта, при выполнении
погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ;
отсутствие остаточных
деформаций при установке контейнера на неровную поверхность;
защиту груза от воздействий
внешней среды;
возможность его промывки и
химической обработки;
устойчивость при перевозке
на всех видах транспорта;
безопасность при выполнении
маневровой работы с установленными скоростями и возможность спуска с
сортировочных горок на железнодорожном транспорте.
2.5. Конструкция контейнера
должна исключать:
попадание в контейнер искр или
других источников огня, способных вызвать возгорание упаковки и груза;
проникновение ВМ во внешнюю
среду при транспортировании.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.6. Контейнер должен быть
оборудован:
подъемными устройствами,
прочность которых должна обеспечивать безопасное выполнение
погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ при загрузке
контейнера, равной его двойной номинальной грузоподъемности;
дверьми (люками и дверными
(люковыми) затворами, выдерживающими давление груза без повреждений и
исключающими самопроизвольное открытие дверей (люков) в процессе перевозки и
выполнения погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ;
устройством для
пломбирования дверей (люков) одной пломбой;
предохранительным
приспособлением от самопроизвольного открытия дверных створок (крышек люков):
устройствами,
обеспечивающими надежное крепление контейнеров на транспортных средствах и друг
с другом при транспортировании;
устройством для размещения
(крепления) упаковочного ярлыка.
2.7. Дверной (люковый)
затвор и устройство для пломбирования должны иметь конструкцию, исключающую их
повреждение при погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских
работах.
Двустворчатые двери
контейнеров типа СКК-3 по ГОСТ
26380-84 и среднетоннажных контейнеров по ГОСТ
18477-79 должны быть оборудованы эластичным уплотнением или двумя
лабиринтами для отвода атмосферных осадков по согласованию между отправителем и
получателем груза. Пол должен быть деревянным.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
2.8. Контейнер не должен
иметь:
щелей и углублений, в
которых могут скапливаться остатки груза;
выступающих частей на
внутренней поверхности, которые могли бы повредить упаковку ВМ в процессе
транспортирования;
выступающих частей на
наружной поверхности, которые могли бы повредить рядом стоящие контейнеры в
процессе перевозки, выполнения погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и
складских работ и привести к травматизму обслуживающего персонала;
крупных дефектов в несущих
конструкциях и их элементов, таких как верхние и нижние продольные и торцовые
балки, угловые стойки и фитинги, сквозные отверстия в обшивке, нарушения общей
конфигурации конструкции, препятствующих нормальному применению
погрузочно-разгрузочных механизмов при подъеме и установке на транспортные
средства.
(Измененная редакция, Изм. №
2, 3).
2.9. На контейнере должны
быть нанесены следующие маркировочные надписи и знаки: страна, эмблема и
сокращенное наименование организации-владельца; номер контейнера на всех
станках и крыше с высотой цифр не менее 80 мм; месяц и год выполнения годового
и капитального ремонта; сокращенное наименование организаций, выполнявших
ремонт; сокращенное наименование изготовителя, месяц, год изготовления; масса
контейнера (брутто, нетто), внутренний объем; знак опасности - по ГОСТ
19433-88, класс 1.
Маркировочные надписи и
знаки, кроме знаков опасности по ГОСТ 19433-88, должны
быть нанесены белой несмываемой краской.
(Измененная редакция, Изм. №
1, 3).
3. ЗАГРУЗКА ВМ В КОНТЕЙНЕРЫ
3.1. Загрузка ВМ в
контейнеры должна производиться на предприятиях-изготовителях или базах
грузовладельцев.
3.2.
Перед загрузкой контейнеры должны быть осмотрены грузоотправителем. При осмотре
проверяется:
исправность контейнера, его
соответствие требованиям настоящего стандарта и технической документации;
наличие в контейнере
остатков груза и мусора, следов щелочей, кислот, масел, извести и других
веществ, вступающих во взаимодействие с ВМ.
К загрузке допускаются
исправные контейнеры, отвечающие требованиям настоящего стандарта и технической
документации, утвержденной в установленном порядке, полностью очищенные от
остатков груза и мусора.
При обнаружении следов
щелочей, кислот, масел, извести и других веществ, вступающих во взаимодействие
с ВМ, контейнеры должны быть тщательно промыты, просушены и проветрены, а в
необходимых случаях химически обработаны.
3.1, 3.2. (Измененная
редакция, Изм. № 2).
3.3. Масса нетто одного места
груза, вид тары и упаковки, а также маркировка отдельных мест груза при
транспортировании промышленных взрывчатых веществ в контейнерах устанавливают
по ГОСТ 14839.20-77.
При транспортировании в
контейнерах детонирующих шнур разрешается упаковывать в мешки-вкладыши,
изготовленные из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82
(номинальная толщина пленки - 0,1 мм), которые предварительно вкладывают в
картонные ящики по ГОСТ 9142-90.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
3.4. Контейнер должен быть
загружен ВМ одного вида и одной партии, следующей в адрес одного получателя.
Масса груза в контейнере не
должна превышать его номинальной грузоподъемности.
3.5. Мешки или ящики с ВМ
должны располагаться равномерно по всему полу контейнера. Смещение центра
тяжести груза в горизонтальной плоскости от геометрического центра контейнера
не допускается. При укладке их в несколько ярусов не допускается ходить по
нижележащим рядам.
3.6. Способы размещения и
крепления ВМ в контейнере должны исключать повреждение тары и упаковки и
перемещение груза внутри контейнера в процессе транспортирования.
Схемы размещения и крепления
ВМ в контейнере должны устанавливаться технической документацией, утвержденной
в установленном порядке.
3.7. Контейнер разрешается
загружать как ручным, так и механизированным способом с использованием
электропогрузчиков, штабелеров и других подобных механизмов во взрывобезопасном
исполнении, при этом должна быть исключена возможность повреждения корпуса
контейнера и груза вилами погрузчика.
Специфические требования
безопасности при загрузке ВМ в контейнеры на промышленных предприятиях должны
устанавливаться технической документацией, утвержденной в установленном
порядке.
3.8. В загруженный контейнер
должен быть вложен упаковочный лист с отметкой об исправности контейнера, с
указанием номера укладчика, количества (числа мест), общей массы (нетто) груза
и надписью «О всех недостатках, обнаруженных при осмотре груза, немедленно
сообщить предприятию-поставщику, приложив акт и данный упаковочный лист».
3.4 - 3.8. (Измененная
редакция, Изм. № 2).
3.9. Перед отправкой
контейнер должен быть закрыт на все замки и опломбирован грузоотправителем
одной пломбой.
3.10. При перевозке
контейнеров открытым железнодорожным транспортом транспортную маркировку не
наносят.
(Введен дополнительно, Изм.
№ 2).
4. ПОГРУЗКА И ВЫГРУЗКА КОНТЕЙНЕРОВ С ВМ
4.1. Погрузку и выгрузку
контейнеров с ВМ разрешается производить погрузочно-разгрузочными механизмами,
грузоподъемность которых должна быть не менее номинальной массы брутто
контейнера. При этом лебедки подъема груза грузоподъемных машин, а у стреловых
кранов и лебедки подъема стрелы должны быть оборудованы двумя тормозами.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
4.2. Погрузочно-разгрузочные
механизмы грузовладельцев должны быть рассчитаны на работу при температуре
окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50 °С.
4.3. Техническое состояние
погрузочно-разгрузочных механизмов и грузозахватных приспособлений,
предназначенных для погрузки и выгрузки контейнеров с ВМ, перед началом работ
должно быть проверено, о чем в путевом листе или наряде должна быть сделана
соответствующая запись.
4.4. Водители
погрузочно-разгрузочных механизмов и рабочие, выполняющие работы по погрузке и
выгрузке контейнеров с ВМ, должны быть проинструктированы о порядке
производства этих работ, о чем в путевом листе или наряде должна быть сделана
соответствующая запись.
4.5. Погрузка и выгрузка
контейнеров с ВМ из транспортных средств должна производиться на
специализированных речных причалах, участках или районах морских портов,
подъездных путях предприятий, организаций и учреждений грузоотправителей или
грузополучателей.
4.6.
Места погрузки и выгрузки контейнеров с ВМ должны выбираться на безопасном
расстоянии от жилых и производственных строений, товарных складов, общих мест
погрузки и хранения грузов, стоянки судов и местонахождения загорающихся,
легковоспламеняющихся грузов и кислот.
Порядок выбора мест погрузки
и выгрузки и безопасные расстояния устанавливаются в соответствии с правилами
перевозок взрывчатых веществ, действующих на соответствующем виде транспорта, и
«Едиными правилами безопасности при взрывных работах».
4.7. При погрузке и выгрузке
контейнеры с ВМ не допускается подвергать ударам и толчкам, бросать, волочить,
кантовать.
4.5 - 4.7. (Измененная редакция,
Изм. № 2).
5. ПЕРЕВОЗКА КОНТЕЙНЕРОВ С ВМ
5.1. Контейнеры с ВМ
разрешается перевозить:
железнодорожным транспортом
- только повагонными комплектами с полным использованием вместимости подвижного
состава в адрес одного получателя как целыми поездами, так и отдельными
вагонами или группами вагонов;
водным транспортом - в
трюмах и на палубах грузовых судов с установкой их на палубе в один ярус, а на
специализированных судах - контейнеровозах в трюмах ячеистой конструкции - до 6
ярусов;
автомобильным транспортом -
грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами;
воздушным транспортом -
грузовыми самолетами и вертолетами, оборудованными для контейнерных перевозок.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
5.2. В одном железнодорожном
вагоне (судне, самолете, вертолете) допускается перевозить в адрес одного
получателя контейнеры с ВМ, на которые распространяется настоящий стандарт, но
одинаковой группы совместимости (опасности).
(Измененная редакция, Изм. № 3).
5.3. Суммарная масса
контейнеров с ВМ не должна превышать грузоподъемности транспортного средства.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
5.4. Контейнеры с ВМ должны
размещаться и крепиться на транспортных средствах в соответствии с нормами,
правилами и техническими условиями на погрузку и крепления грузов, действующими
на соответствующем виде транспорта.
(Измененная редакция, Изм. №
2, 3).
5.5. Контейнеры, загруженные
ВМ, ремонтировать не допускается.
При значительных
повреждениях стенок, крыши, пола, дверей (люков), которые могут привести к
потере или порче груза, повреждениях подъемных устройств контейнера, которые
могут привести к невозможности его механизированной перегрузки, повреждениях
дверных или люковых затворов, которые могут привести к самопроизвольному открыванию
створок двери (крышек люков), - груз из контейнера должен быть выгружен при
соблюдении требований п. 4.6, контейнер отремонтирован, загружен ВМ и
отправлен в пункт назначения.
Если поврежденный контейнер
отремонтирован быть не может, то груз из такого контейнера может быть
перегружен в универсальный контейнер, принадлежащий транспортной организации и
отвечающий требованиям п. 3.2. В пункте назначения груз из этого контейнера
должен быть вновь перегружен в контейнер, принадлежащий отправителю
(получателю) груза, а порожний контейнер возвращен владельцу в установленном
порядке.
(Измененная редакция, Изм. №
1, 2).
5.6. Допускается перегрузка
контейнеров с ВМ с одного вагона на другой в пути следования при соблюдении п. 4.6.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
6. ХРАНЕНИЕ ВМ В КОНТЕЙНЕРАХ
6.1. Хранение ВМ может
производиться в тех же контейнерах, в которых они транспортировались, с тем же
количеством рядов укладки груза внутри контейнера.
Хранение ВМ в поврежденном
контейнере не допускается.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
6.2. Не допускается хранение
ВМ в контейнерах на контейнерных площадках и других складах общего пользования.
Хранение ВМ в контейнерах должно проводиться на специальных открытых площадках,
оборудованных по проектам согласно требованиям к складам ВМ. Число ярусов
штабелирования должно определяться проектом и не создавать опасных условий при
выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
6.3. Расположение
контейнеров с ВМ на складе должно обеспечивать свободный доступ к двери
контейнера при выгрузке ВМ из контейнера.
6.2, 6.3. (Измененная
редакция, Изм. № 2, 3).
6.4. Хранение ВМ в
аэропортах отправления и назначения запрещается. Грузовладелец должен завозить
контейнеры с ВМ по согласованию с аэропортом к моменту загрузки самолета
(вертолета) и вывозить контейнеры с ВМ из аэропорта назначения сразу после
выгрузки из самолета (вертолета) без заезда на грузовой склад.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
6.5. Контейнерная площадка
должна иметь:
железнодорожные или
автомобильные подъездные пути, а в пунктах примыкания к водным путям - причалы;
устройства, обеспечивающие
отвод грунтовой, талой и дождевой воды;
устройства для сбора воды,
загрязненной ВМ в результате аварии;
электрическое освещение с
арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении;
противопожарные средства,
расположение, номенклатуру и количество которых устанавливают местные органы пожарной
охраны;
систему молниезащиты,
отвечающую требованиям «Единых правил безопасности при разрывных работах», за
исключением защиты от вторичных воздействий молнии.
6.6. Предельная емкость
контейнерных площадок на складах ВМ, на речных и морских причалах
грузовладельцев устанавливается технической документацией, согласованной и
утвержденной в установленном порядке, и не должна превышать норм, установленных
«Едиными правилами безопасности при взрывных работах».
6.7. Безопасные расстояния
между контейнерными площадками, а также между контейнерными площадками и
хранилищами ВМ должны определяться в соответствии с требованиями «Единых правил
безопасности при взрывных работах».
6.8. Требования к
транспортированию, хранению и учету взрывчатых материалов в контейнерах,
размещаемых на площадках, должны определяться ведомственными инструкциями,
утвержденными в установленном порядке.
6.6 - 6.8. (Измененная
редакция, Изм. № 3).
6.9. Контейнеры с ВМ
допускается хранить до выгрузки ВМ из контейнера на местах выполнения взрывных
работ в размере суточной потребности вне опасной зоны и сменной потребности в
пределах опасной зоны.
6.10. При проверке
правильности учета, хранения и наличия ВМ в складах контейнеры с ВМ с пломбой
предприятия-изготовителя не вскрывают.
6.11. Контейнерные площадки,
в которых производят хранение ВМ, должны охраняться.
6.9 - 6.11. (Измененная
редакция, Изм. № 2).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения. 1
2. Требования к контейнерам.. 2
3. Загрузка ВМ в контейнеры.. 3
4. Погрузка и выгрузка контейнеров с ВМ.. 4
5. Перевозка контейнеров с ВМ.. 5
6. Хранение ВМ в контейнерах. 6
|