ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Роботы и робототехнические устройства МОБИЛЬНЫЕ РОБОТЫ Термины и определения
(ISO 19649:2017, ЮТ)
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2019
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным автономным научным учреждением «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики» (ЦНИИ РТК) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 141 «Робототехника»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2019 г. № 1019-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 19649:2017 «Мобильные роботы — Словарь» (ISO 19649:2017 «Mobile robots — Vocabulary». ЮТ).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5) и для увязки с наименованиями, принятыми в существующем комплексе национальных стандартов Российской Федерации
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соотвеллствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© ISO, 2017 — Все права сохраняются © Стандартинформ, оформление. 2019
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
и
Приложение А (справочное)
Коэффициент состояния опоры для всех ног равен 0,75 Фазы ног 2, 3 и 4 равны 0,75, 0,25 и 0,5, соответственно
Рисунок А 1 —Диаграмма типичной медленной походки
Рисунок А 2 — Пример системы координат мобильной платформы
Таблица А.1 — Сравнение поворота, поворота вокруг точки контакта и вращения
Поворот вокруг точки контакта
Специальный поворот, Поворот без пере-когда одна из точек мещения контакта с поверхностью является центром вращения
Алфавитный указатель терминов на русском языке |
вращение |
3.5.14 |
давление на землю контактное |
3.5.2 |
давление на поверхность перемещения контактное |
352 |
диаграмма походки |
348 |
длина шага |
342 |
ИНС |
36 10 |
колесо ведомое |
333 |
колесо ведущее |
332 |
колесо всенаправленное |
3.3.5 |
колесо неприводное |
333 |
колесо поддерживающее |
333 |
колесо приводное |
332 |
колесо рулевое |
3.3.1 |
колесо управляемое |
3.3.1 |
контроль равновесия |
35 18 |
конфигурация |
3.1.5 |
конфигурация начальная |
3.1.6 |
конфигурация эталонная |
316 |
коэффициент состояния опоры |
347 |
локализация и построение карты одновременные |
362 |
механизм мобильный всенаправленный |
3.36 |
многоугольник опорный |
319 |
мобильность |
3.1.3 |
момент опрокидывающий |
353 |
наведение |
363 |
обход препятствий |
367 |
одометрия |
36 12 |
опора роликовая |
3.34 |
опора роликовая поворотная |
334 |
передвижение |
3.1.10 |
перемещение вперед |
357 |
перемещение всенаправленное |
3.5.11 |
перемещение диагональное |
35 10 |
перемещение назад |
358 |
перемещение обратное |
358 |
перемещение поперечное |
359 |
период походки |
343 |
период ходьбы |
34 3 |
планирование маршрута |
364 |
планирование траектории |
365 |
платформа мобильная |
312 |
площадь контакта с землей |
3.1.8 |
площадь контакта с поверхностью перемещения |
318 |
поверхность перемещения |
3.1.7 |
поворачивание |
3513 |
поворот |
3512 |
|
поворот вокруг точки контакта |
3.5.13 |
поворот вращением |
3.5.14 |
подвеска |
3.2.1 |
подвеска активная |
32 2 |
походка |
3.4.1 |
предотвращение столкновения |
36 8 |
привод дифференциальный |
3.3.7 |
радиус поворота |
3.5.15 |
расположение пространственное |
36.1 |
реакция при повороте боковая |
3.5.17 |
робот мобильный |
3.1.1 |
руление |
3.1.4 |
сила реакции земли |
35 1 |
сила реакции поверхности перемещения |
3.5.1 |
система координат мобильной платформы |
35 5 |
система навигационная инерциальная |
3 6 10 |
состояние возврата в исходное положение |
346 |
состояние опоры |
3 4.5 |
состояние перемещения |
346 |
состояние переноса |
34 6 |
состояние стояния |
34.5 |
столкновение |
36 6 |
стыковка |
369 |
счисление пути |
36.11 |
точка нулевого момента |
3 2.3 |
траверс |
359 |
турель |
3.1.11 |
угол поворота колеса |
3.56 |
управление равновесием |
3 5.18 |
усилие тяговое |
354 |
фаза ноги |
34 4 |
шаг |
34 2 |
ширина поворота |
3.5.16 |
Алфавитный указатель эквивалентов терминов на английском языке |
active suspension |
322 |
alignment configuration |
316 |
backward travel |
358 |
balance control |
35.18 |
balance management |
35 18 |
castor |
33.4 |
collision |
36 6 |
collision avoidance |
368 |
configuration |
315 |
cornering force |
35.17 |
dead reckoning |
3.6.11 |
diagonal travel |
3 5 10 |
|
differential drive |
3.3.7 |
docking |
369 |
drive wheel |
332 |
driving wheel |
332 |
duty factor |
3.4.7 |
follower |
3.3.3 |
forward travel |
3.5.7 |
gait |
34.1 |
gait diagram |
348 |
gait period |
3.4.3 |
ground contact area |
3.1 8 |
ground contact pressure |
352 |
ground reaction force |
3.5.1 |
guidance |
363 |
idler wheel |
333 |
inertial navigation system |
3.6.10 |
INS |
3.6.10 |
lateral travel |
359 |
leg phase |
344 |
locomotion |
3.1.10 |
mobile platform |
3.1.2 |
mobile platform coordinate system |
355 |
mobile robot |
3.1.1 |
mobility |
3.1.3 |
obstacle avoidance |
367 |
odometry |
36 12 |
omni-directional mobile mechanism |
336 |
omni-directional travel |
3.5.11 |
omni-directional wheel |
335 |
overturning moment |
353 |
path planning |
36 4 |
pivot turning |
3.5.13 |
pivoting |
3.5.13 |
pose |
361 |
recovery state |
3.46 |
reference configuration |
316 |
reverse travel |
3.58 |
simultaneous localization and mapping |
362 |
SLAM |
362 |
spin turning |
35.14 |
stance state |
34.5 |
spinning |
3.5.14 |
steer angle |
356 |
steer wheel |
3.3.1 |
steered wheel |
331 |
steering |
3.1 4 |
stnde |
342 |
stride length |
342 |
support polygon |
3.1.9 |
support state |
34 5 |
suspension |
3.2.1 |
swing state |
346 |
swivel castor |
334 |
traction |
354 |
trathng wheel |
333 |
trajectory planning |
36 5 |
transfer state |
34 6 |
travel surface |
3.1.7 |
travel surface contact area |
3.1.8 |
travel surface contact pressure |
352 |
travel surface reaction force |
35 1 |
traverse |
359 |
turning |
3 5.12 |
turning radius |
3.5.15 |
turning width |
3.5.16 |
turret |
3.1.11 |
walking penod |
34 3 |
Zero Moment Point |
32 3 |
ZMP |
323 |
Библиография
(1J ISO 8373:20124 Robots and robotic devices — Vocabulary
[2] ISO 92834 Manipulating industrial robots — Performance catena and related test methods
[3] ISO 9787:20131 2 3, Robots and robotic devices — Coordinate systems and motion nomenclatures
[4] ISO 99464 5 6, Manipulating industnal robots — Presentation of char acton sties
[5] ISO 134824 Robots and robotic devices — Safety requirements for personal care robots
[6] ISO 18646-1 2016®*, Robotics — Performance catena and related test methods for service robots — Part 1 Locomotion for wheeled robots
УДК 621.865.8:007.52:006.72 ОКС 01.040.25 ОКПД2 28.99.39.190
25.040.30
Ключевые слова: роботы, робототехнические устройства, мобильные роботы, термины и определения, робототехника
Редактор ПК Одинцов Технический редактор И Е Черепкова Корректор ЕД Дульнева Компьютерная верстка Л А Круговой
Сдано в набор 21 10 2019 Подписано в печать 18 11 2019 Формат 60«84’/8. Гарнитура Ариап
Уел печ л 2.32. Уч -иэд л. 1.86 Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано в единичном исполнении во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» для комплектования Федерального информационного фонда стандартов. 117418 Москва. Нахимовский пр-т. д 31. к. 2. www gostinfo ru lnfo@gostinfo ги
Содержание
1 Область применения..................................................................1
2 Нормативные ссылки..................................................................1
3 Термины и определения...............................................................1
3.1 Общие термины, относящиеся к мобильным роботам...................................1
3.2 Термины, относящиеся к передвижению..............................................2
3.3 Термины, относящиеся к колесным роботам...........................................3
3.4 Термины, относящиеся к шагающим роботам..........................................3
3.5 Термины, относящиеся к перемещению...............................................3
3.6 Термины, относящиеся к навигации..................................................5
Приложение А (справочное) Примеры......................................................7
Алфавитный указатель терминов на русском языке..........................................9
Алфавитный указатель эквивалентов терминов на английском языке...........................10
Библиография........................................................................13
Введение
Стандарты комплекса ГОСТ Р 60 распространяются на роботов и робототехнические устройства. Их целью является повышение интероперабельности роботов и их компонентов, а также снижение затрат на их разработку, производство и обслуживание за счет стандартизации и унификации процессов, интерфейсов и параметров.
Стандарты комплекса ГОСТ Р 60 представляют собой совокупность отдельно издаваемых стандартов. Стандарты данного комплекса относятся к одной из следующих тематических групп: «Общие положения, основные понятия, термины и определения», «Технические и эксплуатационные характеристики», «Безопасность», «Виды и методы испытаний», «Механические интерфейсы», «Электрические интерфейсы», «Коммуникационные интерфейсы», «Методы программирования». «Методы построения траектории движения (навигация)», «Конструктивные элементы». Стандарты любой тематической группы могут относиться как ко всем роботам и робототехническим устройствам, так и к отдельным группам обьектов стандартизации — промышленным роботам в целом, промышленным манипуляционным роботам. промышленным транспортным роботам, сервисным роботам в целом, сервисным манипуляционным роботам и сервисным мобильным роботам.
Настоящий стандарт относится к тематической группе «Общие положения, основные понятия, термины и определения» и распространяется на мобильные платформы и мобильных роботов. Он идентичен международному стандарту ИСО 19649:2017, разработанному техническим комитетом ИСО/ТК 299 «Робототехника».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Роботы и робототехнические устройства МОБИЛЬНЫЕ РОБОТЫ Термины и определения
Robots and robotic devices Mobile robots Terms and definitions
Дата введения — 2020—03—25
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет термины, относящиеся к мобильным роботам, которые перемещаются по твердой поверхности и работают в приложениях, связанных как с промышленными роботами. так и с сервисными роботами. Он определяет термины, используемые для описания мобильности, передвижения и других аспектов, связанных с мобильными роботами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены приведенные ниже термины и определения. ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для использования в документах по стандартизации по следующим адресам:
- платформа ИСО для онлайн-просмотра доступна по адресу http://www.iso.org/obp;
- Electropedia МЭК доступна по адресу http://www.electropedia.org.
3.1 Общие термины, относящиеся к мобильным роботам
3.1.1
мобильный робот (mobile robot): Робот, способный передвигаться под своим собственным управлением.
Примечание — Мобильный робот может быть мобильной платформой (3.1.2) с манипуляторами или без них*
[ИСО 8373:2012, статья 2.13]
3.1.2
мобильная платформа (mobile platform): Совокупность всех компонентов мобильного робота
(3.1.1), обеспечивающих его передвижение (3.1.10).
* Помимо манипуляторов на мобильной платформе может быть установлена и другая целевая нагрузка, соответствующая функциональному назначению мобильного робота, например грузовая платформа, функциональный модуль и др.
Издание официальное
Примечания
1 Мобильная платформа может включать шасси, которое может быть использовано для поддержки нагрузки
2 Из-за возможной путаницы с термином «основание» не рекомендуется использовать термин «мобильное основание» для обозначения мобильной платформы
(ИСО 8373:2012, статья 3.18]
3.1.3 мобильность (mobility): Способность мобильной платформы (3.1.2) перемещаться во внешней среде.
Примечание — Мобильность может быть использована в качестве меры, например всенаправленный мобильный механизм (3.3.6) обычно обладает более высокой мобильностью, чем колесный механизм с дифференциальным приводом (3 3.7)
3.1.4 руление (steering): Управпение направпением передвижения мобильной платформы
(3.1.2).
конфигурация (configuration): Совокупность значений положения всех шарниров, которая полностью определяет геометрию робота в любой момент времени.
(ИСО 8373:2012, статья 3.5]
3.1.5
3.1.6 начальная конфигурация (эталонная конфигурация) (alignment configuration (reference configuration)]: Заданная конфигурация (3.1.5) мобильной платформы (3.1.2). определенная изготовителем.
Пример — Конфигурация с нулевым углом поворота рулевых колес для колесного робота, заданная конфигурация спокойного стояния шагающего робота.
3.1.7
поверхность перемещения (travel surface): Поверхность, по которой перемещается мобильный робот (3.1.1).
(ИСО 8373: 2012, статья 7.7]
3.1.8 площадь контакта с поверхностью перемещения (площадь контакта с землей) (travel surface contact area (ground contact area)): Площадь соприкосновения одного или нескольких колес, гусениц или ног, одновременно находящихся в контакте с поверхностью перемещения (3.1.7).
3.1.9 опорный многоугольник (support polygon): Выпуклая оболочка всех площадей контакта с поверхностью перемещения (3.1.8).
3.1.10 передвижение (locomotion): Автономное перемещение мобильной платформы (3.1.2).
3.1.11 турель (turret): Вращающаяся конструкция, установленная на мобильной платформе
(3.1.2) для обеспечения независимой ориентации закрепленным на ней устройствам.
3.2 Термины, относящиеся к передвижению
3.2.1 подвеска (suspension): Система или конструкция, которая предназначена для погашения колебаний и смягчения ударов от поверхности перемещения (3.1.7).
Примечание — Назначением подвески может быть поддержание устойчивости мобильной платформы (3 1 2) и преодоление шероховатости поверхности перемещения путем поддержания контакта с поверхностью перемещения
3.2.2 активная подвеска (active suspension): Подвеска (3.2.1), демпфирующими и/или пружинящими характеристиками которой можно управлять.
3.2.3 точка нулевого момента (Zero Moment Point, ZMP): Точка на опорном многоугольнике (3.1.9). относительно которой результирующий момент всех сил. приложенных к мобильному роботу
(3.1.1) от поверхности перемещения (3.1.7), имеет нулевые составляющие в горизонтальном направлении.
Примечание — При этом считается, что поверхность перемещения расположена горизонтально
3.3 Термины, относящиеся к колесным роботам
3.3.1 управляемое колесо (рулевое колесо) (steer wheel (steered wheel)]: Колесо, ориентацией которого регулируется изменение направления перемещения.
3.3.2 ведущее колесо (приводное колесо) [drive wheel (driving wheel)]: Колесо, приводящее в движение мобильную платформу (3.1.2).
3.3.3 ведомое колесо (неприводное колесо, поддерживающее колесо) (idler wheel (follower, trailing wheel)]: Колесо, которое не приводит в движение мобильную платформу (3.1.2) и активно не управляется.
3.3.4 (поворотная) роликовая опора ((swivel) castor]: Сборочная единица, включающая один или несколько роликов в корпусе, который свободно вращается вокруг вертикальной оси, имеющей горизонтальное смещение относительно оси вращения роликов.
3.3.5 всенаправленное колесо (omni-directional wheel): Колесо с роликами, установленными на его наружной поверхности, которые обеспечивают перемещение в любом направлении, даже перпендикулярно самому колесу.
Пример — Омни-колеса (ролики ориентированы под углом 90° к оси колеса), меканум-колеса (ролики ориентированы под углом 45° к оси колоса).
Примечание — Всенаправленный мобильный механизм (3 3 6) часто конструируется с использованием трех и более всенаправленных колес
3.3.6
всенаправленный мобильный механизм (omni-directional mobile mechanism): Колесный механизм, обеспечивающий перемещение мобильного робота (3.1.1) в любом направлении.
(ИСО 8373:2012. статья 3.19]
3.3.7 дифференциальный привод (differential drive): Система взаимосвязанных устройств, обеспечивающая независимое управление ведущими колесами (3.3.2). расположенными на одной геометрической оси. при котором скорости вращения колес обеспечивают поступательное перемещение, а разность скоростей обеспечивает поворот.
Примечани е —Данный термин применим и к гусеничным роботам
3.4 Термины, относящиеся к шагающим роботам
3.4.1 походка (gait): Схема циклического движения ног при передвижении (3.1.10) шаганием.
3.4.2 длина шага (шаг) [stride length (stride)]: Расстояние, на которое перемещается шагающий робот за один цикл походки (3.4.1).
3.4.3 период походки (период ходьбы) [gait period (walking period)]: Время одного цикла походки
(3.4.1).
3.4 4 фаза ноги (leg phase): Отношение промежутка времени между началом состояния переноса (3.4.6) данной ноги и началом состояния переноса базовой ноги к периоду ходьбы (3.4.3).
3.4.5 состояние опоры (состояние стояния) (support state (staiюе state)]: Состояние ноги, при котором нога находится в контакте с поверхностью перемещения (3.1.7).
3.4.6 состояние переноса (состояние возврата в исходное положение, состояние перемещения) [swing state (recovery state, transfer state)]: Состояние ноги, при котором нога не находится в контакте с поверхностью перемещения (3.1.7).
3.4.7 коэффициент состояния опоры (duty factor): Отношение длительности состояния опоры (3.4.5) ноги к периоду ходьбы (3.4,3).
3.4 8 диаграмма походки (gait diagram): Диаграмма циклического движения ног во времени при передвижении (3.1.10) шаганием.
Пример — Диаграмма медленной походки (3.4.1) четвероногого робота показана на рисунке А.1.
3.5 Термины, относящиеся к перемещению
3.5.1 сила реакции поверхности перемещения (сила реакции земли) (travel surface reaction force (ground reaction force)]: Усилие, прилагаемое к мобильной платформе (3.1.2) от поверхности перемещения (3.1.7) через зону контакта с поверхностью перемещения (3.1.8).
3.5.2 контактное давление на поверхность перемещения (контактное давление на землю) [travel surface contact pressure (ground contact pressure)]: Давление, оказываемое колесами, гусеницами или ногами мобильной платформы (3.1.2) на поверхность перемещения (3.1.7) через зону контакта с поверхностью перемещения (3.1.8).
3.5.3 опрокидывающий момент (overturning moment): Минимальный момент, необходимый для того, чтобы опрокинуть мобильного робота (3.1.1) из статически устойчивого пространственного расположения (3.6.1).
Примечание — Данный момент зависит от состояния поверхности, например, уклона
3.5.4 тяговое усилие (traction): Максимальная сила трения, которая может быть создана между поверхностью перемещения (3.1.7) и колесами, гусеницами или ногами мобильного робота (3.1.1).
система координат мобильной платформы (mobile platform coordinate system): Система координат, привязанная к одному из фиксированных компонентов мобильной платформы (3.1.2).
[ИСО 8373:2012, статья 4.7.6]
3.5.5
Примечание7 — ИСО 9787 2013, статья 5.5, определяет систему координат мобильной платформы, Ор — Хр — Yp — Zp Начало системы координат мобильной платформы, Ор, является нулевой точкой мобильной платформы Ось +Хр направлена к переднему краю мобильной платформы Ось +Zp направлена вверх от мобильной платформы (рисунок А 2).
3.5.6 угол поворота колеса (steer angle): Угловое смещение оси управляемого колеса (3.3.1) вокруг оси +Zp.
Примечание — Угол поворота колеса обычно равен нулю, когда ось колеса совпадает с направлением оси Yp мобильной платформы (3 1.2)
3.5.7 перемещение вперед (forward travel): Движение мобильной платформы (3.1.2) по направлению оси +Хр.
Примечание — См система координат мобильной платформы (3.5.5).
3.5.8 перемещение назад (обратное перемещение) (reverse travel (backward travel)]: Движение мобипьной платформы (3.1.2) по направлению оси —Хр.
Примечание — См система координат мобильной платформы (3 5 5).
3.5.9 поперечное перемещение (траверс) [lateral travel (traverse)): Движение мобильной платформы (3.1.2) по направлению оси Yp.
Примечание — См система координат мобильной платформы (3.5.5).
3.5.10 диагональное перемещение (diagonal travel): Движение мобильной платформы (3.1.2). являющееся комбинацией перемещения вперед (3.5.7) или перемещения назад (3.5.8) и поперечного перемещения (3.5.9).
3.5.11 всенаправленное перемещение (omni-directional travel): Движение мобильной платформы (3.1.2), направление которого может быть незамедлительно и произвольно изменено с помощью всенаправленного мобильного механизма (3.3.6).
3.5.12
поворот (turning): Движение мобильной платформы (3.1.2), вызывающее изменение ориентации системы координат мобильной платформы (3.5.5).
Примечание — Поворот обычно сопровождается изменением направления движения мобильной платформы
[ИСО 18646-1:2016, статья 3.12]
Примечан и е — В таблице А 1 приведено сравнение поворота, поворота вокруг точки контакта (3 513) и вращения (3.5.14).
3.5.13 поворот вокруг точки контакта (поворачивание) [pivot turning (pivoting)]: Вращение с поступательным перемещением, во время которого точка контакта одного колеса, гусеницы или ноги остается на одном месте на поверхности перемещения (3.1.7) и определяет ось. вокруг которой осуществляется поворот (3.5.12).
Примечание — В таблице А 1 приведено сравнение поворота (3.5 12). поворота вокруг точки контакта и вращения (3.5.14).
3.5.14
поворот вращением (вращение) [spin turning (spinning)]: Вращение на месте или вращение вокруг начала координат мобильной платформы (3.1.2) без поступательного перемещения.
[ИСО 18646-1:2016. статья 3.13)
Примечание — В таблице А 1 приведено сравнение поворота (3 5 12), поворота вокруг точки контакта (3 5 13) и вращения
3.5.15 радиус поворота (turning radius): Радиус кривизны траектории начала координат мобильной платформы (3.1.2).
ширина поворота (turning width): Минимальная ширина коридора, в пределах которого мобильная платформа (3.1.2) может выполнить конкретный вид поворота (3.5.12).
[ИСО 18646-1:2016. статья 3.14)
3.5.16
3.5.17 боковая реакция при повороте (cornering force): Сила, воздействующая на мобильного робота (3.1.1) за счет центробежной силы, возникающей при его движении на повороте.
3.5.18 контроль равновесия (управление равновесием) [balance control (balance management)] Процесс поддержания статической и динамической устойчивости мобильного робота (3.1.1).
3.6 Термины, относящиеся к навигации
3.6.1
пространственное расположение (pose): Комбинация позиции и ориентации в пространстве.
Примечания
1 Под пространственным расположением манипулятора обычно понимают позицию и ориентацию рабочего органа или механического интерфейса
2 Пространственное расположение мобильного робота (3 1 1) может включать совокупность пространственных расположений мобильной платформы (3.1.2) и любого манипулятора, установленного на мобильной платформе, относительно глобальной системы координат
[ИСО 8373:2012. статья 4.5)
3.6.2 одновременные локализация и построение карты (simultaneous localization and mapping. SLAM): Построение и уточнение карты внешней среды с использованием параметров частично построенной карты для распознавания пространственного расположения (3.6.1) мобильного робота (3.1.1), перемещающегося в данной среде.
3.6.3 наведение (guidance): Предоставление внешней информации для обеспечения навигации мобильного робота (3.1.1).
3.6.4 планирование маршрута (path planning): Планирование упорядоченного набора пространственных расположений (3.6.1) при перемещении.
3.6.5 планирование траектории (trajectory planning): Планирование маршрута (3.6.4) с учетом времени как параметра.
3.6 6 столкновение (collision): Динамический контакт, приводящий к обмену импульсами.
3.6.7 обход препятствий (obstacle avoidance): Предотвращение взаимодействия, такого как приближение. соприкосновение или столкновение (3.6.6), с препятствиями благодаря их обнаружению с помощью датчиков внешнего состояния и корректировки планирования траектории (3.6.5).
3.6 8 предотвращение столкновения (collision avoidance): Исключение возможности столкновения (3.6.6) с помощью датчиков внешнего состояния и надлежащего реагирования.
3.6.9 стыковка (docking): Процесс подхода и/ипи соединения со станцией, оборудованием или другой мобильной платформой (3.1.2) для выполнения поставленного задания.
Примечание — Примерами поставленных заданий являются зарядка аккумулятора, обмен данными и передача полезной нагрузки
3.6.10 инерциальная навигационная система, ИНС (inertial navigation system. INS): Система, обрабатывающая данные от инерциальных датчиков для расчета прошранственного расположения
(3.6.1). линейных и угловых скоростей и ускорений мобильной платформы (3.1.2).
Примечание — ИНС обычно вычисляет пространственное расположение, линейные и угловые скорости и ускорения, используя инерциальный блок измерения (ИБИ), состоящий из гироскопа и акселерометра, а также, дополнительно, компаса
3.6.11
счисление пути (dead reckoning): Метод вычисления пространственного расположения (3.6.1) мобильного робота (3.1.1) с использованием только внутренних измерений, начиная с известного исходного пространственного расположения.
(ИСО 8373:2012, статья 7.8]
3.6.12 одометрия (odometry): Метод измерения, использующий инкрементные данные о расстоянии от датчиков внутреннего состояния для оценки изменения положения с течением времени.
Примечание — Когда используются не только инкрементные данные о расстоянии, но и информация о направлении от компаса или инерциальной навигационной системы (3.6.10), то применение термина «счисление пути»(3 6 11) будет более правильным, чем применение термина «одометрия»
1
^ Действует ГОСТ P 60 0 0 4—2019/ИСО 8373 2012 Роботы и робототехнические устройства Термины и определения
2
Действует ГОСТ Р 60 3 3.1—2016/ИСО 9283 1998 Роботы промышленные манипуляционные Рабочие характеристики и соответствующие методы тестирования
3
Действует ГОСТ Р 60 0 0 3—2016/ИСО 9787 2013 Роботы и робототехнические устройства Системы координат и обозначение перемещений
4
Действует ГОСТ Р 60 3 1.1—2016/ИСО 9946:1999 Роботы промышленные манипуляционные Представление характеристик.
5
Действует ГОСТ Р 60 2 2.1—2016/ИСО 13482 2014 Роботы и робототехнические устройства Требования по безопасности для роботов по персональному уходу.
6
Действует ГОСТ Р 60 6 3 14—2019/ИСО 18646-1 2016 Роботы и робототехнические устройства Рабочие характеристики и соответствующие методы испытаний сервисных мобильных роботов Часть 1 Передвижение колесных роботов
7
Данное примечание заменяет примечание к ИСО 8373:2012, статья 4 7 6