ГОСТ Р 52033-2003
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобили с бензиновыми двигателями
ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ
ВЕЩЕСТВ
С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ
Нормы и методы контроля
при оценке технического состояния
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН
Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный
научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ)
Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром
Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным
институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом
метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС)
ВНЕСЕН
Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного
транспорта и автотранспортные услуги»
2
ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003
г. № 100-ст
3
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2007 г.
Содержание
1 Область применения. 2
2 Нормативные ссылки. 2
3 Определения и обозначения. 3
4 Нормативные значения содержания
загрязняющих веществ и коэффициента избытка воздуха. 3
5 Требования к техническому состоянию
систем автомобиля и двигателя. 5
6 Методы измерений. 5
Приложение А Условия проведения проверок автомобилей на соответствие
требованиям настоящего стандарта. 7
Приложение Б Требования к приборам.. 7
Приложение В Форма журнала записи результатов проверок автомобилей
на содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах и состав
рабочей смеси двигателя. 10
Приложение Г Экологическая классификация автотранспортных средств,
оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями. 10
Библиография. 11
|
ГОСТ Р 52033-2003
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобили с бензиновыми двигателями
ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С
ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ
Нормы и методы контроля при оценке
технического состояния
Motor vehicles with petrol engines.
Emission of the exhaust gas pollutants.
Norms and methods of the control for estimation of technical condition
|
Дата введения 2004-01-01
1 Область применения
Настоящий
стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные
средства с бензиновыми двигателями (далее - автомобили) категорий M1, M2, M3, N1, N2, N31), оснащенные или не
оснащенные системами нейтрализации отработавших газов.
________
1)
Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных
средств (СР.3 документ TRANS/SC.l/WP.29/78/Amend.3).
Настоящий
стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах
автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента
избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем
автомобиля и двигателя.
Требования
настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством
изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической
эксплуатации, установленных изготовителем.
Настоящий стандарт распространяется на транспортные
средства, по своей технической характеристике попадающие под действие ГОСТ
Р 41.83 и ГОСТ
Р 51832.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы
нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН № 83) Единообразные предписания, касающиеся сертификации
транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от
топлива, необходимого для двигателей
ГОСТ
Р 51832-2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием,
работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т,
оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и
методы испытаний
ГОСТ
12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования
безопасности
ГОСТ
12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие
санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ
12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная
безопасность. Общие требования.
(Новая
редакция, Изм. № 1).
3 Определения и
обозначения
В настоящем
стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и
обозначение:
3.1 автомобили,
находящиеся в эксплуатации: Автомобили, прошедшие регистрацию в
установленном порядке.
3.2 рабочая
температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура
охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для
работающего двигателя.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
3.3 коэффициент
избытка воздуха, l:
Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха,
поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для
полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам
анализа состава отработавших газов автомобилей.
3.4 система
нейтрализации отработавших газов: Совокупность устройств, включающая в
себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним
датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих
веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.
3.5 экологический
класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в
зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.6 изготовитель:
Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).
3.5, 3.6 (Новая
редакция, Изм. № 1).
3.7 диагностический
индикатор: Световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля,
со стилизованным изображением контура двигателя или надписями «Проверь
двигатель» («Check engine»), «Обслужи двигатель» («Service engine soon») и т.п., информирующий водителя о
появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации
отработавших газов.
3.8 встроенная
(бортовая) система диагностирования двигателя: Совокупность входящих в
конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование
водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации
отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.
4 Нормативные значения
содержания загрязняющих веществ и коэффициента избытка воздуха
4.1 Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших
газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной (nмин) и повышенной (nпов)
частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных изготовителем
автомобиля.
При отсутствии
данных, установленных изготовителем автомобиля:
- значение nмин не должно превышать:
1100 мин-1
- для автомобилей категорий M1 и N1,
900 мин-1
для автомобилей остальных категорий;
- значение nпов устанавливают в пределах:
2500
- 3500 мин-1 для автомобилей категорий М1 и N1, не оборудованных системами нейтрализации,
2000
- 3500 мин-1 для автомобилей категорий M1 и N1,
оборудованных системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий
независимо от их комплектации
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.2 Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в
пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия
типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии
таких данных - не должно превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Категории и комплектация1)
транспортных средств (экологический класс)2)
|
Дата выпуска
|
Обороты холостого хода
|
Объемная доля СО, %
|
Объемная доля СН, млн-1
|
М и N
|
До 31.12.1986
|
Минимальные
|
4,5
|
-
|
М1 и N1
|
С 01.01.1987 по 31.12.2006
|
Минимальные
|
3,5
|
1200
|
Повышенные
|
2,0
|
600
|
М2, M3, N2
и N3
|
С 01.01.1987 по 31.12.2006
|
Минимальные
|
3,5
|
2500
|
Повышенные
|
2,0
|
1000
|
M1
и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов3)
(экологические классы 2, 3, 4)
|
С 01.01.2007 по 31.12.2012
|
Минимальные
|
0,5
|
-
|
Повышенные
|
0,3
|
100
|
М2, M3, N2
и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов3)
(экологические классы 2, 3, 4)
|
С 01.01.2007 по 31.12.2012
|
Минимальные
|
0,5
|
-
|
Повышенные
|
0,3
|
200
|
M1
и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов3)
(экологические классы 4 и выше)
|
С 01.01.2013
|
Минимальные
|
0,3
|
-
|
Повышенные
|
0,2
|
100
|
М2, M3, N2
и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов3)
(экологические классы 4 и выше)
|
С 01.01.2013
|
Минимальные
|
0,3
|
-
|
Повышенные
|
0,2
|
200
|
1) В эксплуатационных документах
автомобиля изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля
оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ (далее - вредные
выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и
допустимый диапазон значений коэффициента избытка воздуха λ.
2) Экологическая классификация автомобилей
в соответствии с приложением Г.
3) Дополнительные требования для
автомобилей этой группы установлены в 4.3
и 6.4.3.
|
(Новая
редакция, Изм. № 1).
4.3 Значение
коэффициента избытка воздуха l в
режиме холостого хода на ппов у автомобилей, оборудованных
системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах данных,
установленных изготовителем. Если данные изготовителя отсутствуют или не
указаны, значение коэффициента избытка воздуха l должно быть от 0,97 до 1,03.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.4 Системы,
агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ,
должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти
выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока
эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и
технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции
(руководстве).
5 Требования к
техническому состоянию систем автомобиля и двигателя
5.1 Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии
с разделом 3 приложения 4 ГОСТ
Р 41.83 должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Таблица 2
Система
автомобиля
|
Требования к техническому
состоянию
|
Система
выпуска отработавших газов
|
Комплектность
(отсутствие элементов системы выпуска не допускается); герметичность
(отсутствие механических пробоев и сквозной коррозии; при работе двигателя на
холостом ходу в соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не
должно быть утечек, а для автомобилей, оборудованных системой нейтрализации
отработавших газов, не допускаются утечки в атмосферу минуя нейтрализатор)
|
Система
нейтрализации отработавших газов и другое оборудование для снижения вредных
выбросов
|
Комплектность
(отсутствие или несоответствие эксплуатационным документам элементов системы
нейтрализации, системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших
газов, экономайзера принудительного холостого хода и т.п. не допускается)
|
Система
вентиляции картера
|
Комплектность;
герметичность (рассоединение трубок в системе вентиляции картера двигателя,
утечка картерных газов через различные неплотности в атмосферу не
допускаются)
|
Встроенная
система диагностирования двигателя
|
Функционирование
диагностического индикатора соответствует исправной работе двигателя и его
систем (диагностический индикатор при работе двигателя выключен)
|
Система питания
|
Комплектность (отсутствие
или несоответствие элементов системы питания эксплуатационным документам не
допускается);
герметичность (подтекание
бензина не допускается)
|
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
5.2 Проверку автомобилей на
соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить в
случаях, перечисленных в приложении А.
6 Методы измерений
6.1 Общие
требования
6.1.1
Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в
отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:
- температура
окружающего воздуха - от минус 7 °С до плюс 35 °С;
- атмосферное
давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.).
6.1.2 При
измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее -
приборы), соответствующие требованиям приложения Б и имеющие действующие
свидетельства о поверке [1].
Температура
окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте
расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать
требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия - изготовителя
прибора.
6.1.1, 6.1.2 (Измененная
редакция, Изм. № 1).
6.2 Подготовка
к проведению измерений
6.2.1 Внешним
осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих
снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации
автомобиля установленной изготовителем измерения не проводят.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
6.2.2 Перед
измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей
температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по
эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.
6.2.3 После прогрева двигателя
проводятся следующие операции:
-
устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим
переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с
автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или
«паркинг»;
-
затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;
-
устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;
-
подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;
-
вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на
глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При
отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную
глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных
насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой.
При применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при
проведении измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении),
газоотвод должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;
- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при
наличии карбюратора).
(Новая
редакция, Изм. № 1).
6.3
Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации
отработавших газов
6.3.1 Перед
проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания
газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.
6.3.2 Измерения
проводят в следующем порядке:
- запускают
двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают
частоту вращения коленчатого вала двигателя до ппов и
работают в этом режиме не менее 15 с;
- отпускают
педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную частоту
вращения вата двигателя (в соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с
измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;
- устанавливают
повышенную частоту вращения вала двигателя ппов и не
ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.
6.4
Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами нейтрализации
отработавших газов
6.4.1 Перед
проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора
на шкалах измерения СО, СН и СО2. Содержание О2 должно
быть в пределах, установленных в инструкции (руководстве) по эксплуатации
газоанализатора.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
6.4.2 Измерения
выполняют в следующем порядке:
- запускают
двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают
частоту вращения вала двигателя до ппов, выдерживают этот
режим в течение 2 - 3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С - 4 -
5 мин) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют
значение коэффициента избытка воздуха l;
- устанавливают
минимальную частоту вращения вала двигателя пмин (в
соответствии с 4.1)
и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.
Приступать к измерению на пмин следует не позднее чем через
30 с после проверки в режиме ппов.
6.4.3 На автомобилях, оснащенных системой нейтрализации
отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением
содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы
нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на
приборной панели:
- при включении
зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен
или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего
сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую
процедуру проверки прекращают;
- после пуска
двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если
диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном
состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.
Примечания
1 При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля
измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают
максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.
2 При проведении измерений или регулировке двигателя в
закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен
иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.
3 Результаты измерений регистрируют в журнале
(приложение В).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.5 Проведение измерений на бензиновых двигателях гибридных
автомобилей проводят в соответствии с 6.3
или 6.4 в сервисном режиме,
предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима проверка
работоспособности двигателя и системы нейтрализации проводится по показаниям
диагностического индикатора, расположенного на приборной панели в соответствии
с 6.4.3.
7 Требования безопасности
7.1 В помещениях для проведения измерений должны
соблюдаться следующие условия:
- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне
измерений - по ГОСТ
12.1.005;
- уровень шума - по ГОСТ
12.1.003;
- уровень вибрации - по ГОСТ
12.1.012.
7.2 При измерении уровня выбросов
загрязняющих веществ в случае необходимости должны быть приняты дополнительные
меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля
6.5, раздел 7 (Введены дополнительно, Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)
Условия проведения проверок
автомобилей на соответствие требованиям настоящего стандарта
Проверки могут
быть проведены:
- на
предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных,
периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;
- при
сертификационных испытаниях;
- при контроле
технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном
порядке специально уполномоченными органами;
- на
предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом
обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на
изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;
- на
предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Требования к приборам
Б.1
Метрологические и технические характеристики газоанализаторов
Б.1.1 Для
измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей применяют
четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО,
СН, диоксида углерода (СО2) и кислорода (О2), для
проведения измерений на автомобилях экологического класса 4 и выше, выпущенных
после 01.01.2013, применяются четырехканальные газоанализаторы, соответствующие
приборам класса 00; 0.
(Новая
редакция, Изм. № 1).
Б.1.2 Применяют
для измерения содержания:
- СО, СН и СО2
в отработавших газах - газоанализаторы непрерывного действия, принцип действия
которых основан на инфракрасной спектроскопии;
- О2
- электрохимический сенсор.
Б.1.3
Четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО,
СН, СО2 и О2, должны соответствовать по метрологическим
характеристикам приборам классов 00; 0 или I в соответствии с классификацией,
изложенной в [2].
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
Б.1.4
Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным зондом, который
вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм и удерживают
в фиксированном положении с помощью специального устройства. Конструкция пробоотборного
зонда должна обеспечивать подачу пробы в газоанализатор без изменения ее
состава.
Б.1.5
Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.
Таблица Б.1
Класс
прибора
|
Диапазон измерений,
объемная доля
|
СО, %
|
СО2, %
|
O2, %
|
СН, млн-1
|
00; 0;
I
|
0 - 5
|
0 - 16
|
0 - 21
|
0 - 2000
|
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
Б.1.6 Пределы допускаемой
абсолютной (D) или относительной (d) погрешности (что больше) измерения
объемной доли компонентов для газоанализаторов разных классов должны
соответствовать указанным в таблице Б.2.
Таблица
Б.2
Класс прибора
|
Погрешность
|
Пределы допускаемой погрешности1)
|
СО
|
СО2
|
О2
|
СН
|
00
|
Абсолютная2)
|
±0,02
|
±0,3
|
±0,1
|
±4
|
Относительная
|
±5 %
|
±5 %
|
±5 %
|
±5 %
|
0
|
Абсолютная2)
|
±0,03
|
±0,5
|
±0,1
|
±10
|
Относительная
|
±5 %
|
±5 %
|
±5 %
|
±5 %
|
I
|
Абсолютная2)
|
±0,06
|
±0,5
|
±0,1
|
±12
|
Относительная
|
±5 %
|
±5 %
|
±5 %
|
±5 %
|
1) Абсолютная или относительная, что
больше.
|
2) Абсолютная погрешность измерения
объемной доли оксида углерода, диоксида углерода и кислорода указана в
процентах, объемной доли углеводородов - в миллионных долях.
|
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Б.1.7 Газоанализаторы
должны обеспечивать измерения с пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:
- температура окружающей среды -
от 5 °С до 40 °С;
- относительная влажность - не более
85 % без конденсации;
- атмосферное давление - от 86,0
кПа до 106,0 кПа;
- напряжение питания - от минус 15
% до плюс 10 % от номинального напряжения;
- частота тока - ±2 % от
номинальной частоты;
- напряжение аккумулятора
автомобиля:
-
аккумуляторы 12 В - от 9 В до 16 В,
-
аккумуляторы 24 В - от 16 В до 32 В.
(Новая редакция, Изм. № 1).
Б.1.8 (Исключен,
Изм. № 1).
Б.1.9
Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение,
позволяющее рассчитывать коэффициент l
по формуле
(1)
где [СО2],
[СО], [О2] - объемная доля диоксида, оксида углерода и кислорода
соответственно, %;
Hcv - отношение числа атомов водорода к
числу атомов углерода в бензине, Нcv
= 1,7261;
Оcv - отношение числа атомов кислорода к числу
атомов углерода в бензине, Ocv =
0,0176;
K1 - поправочный коэффициент для
пересчета содержания углеводородов, измеренного инфракрасным методом, на
гексан. K1 = 6·10-4, если
сумма углеводородов выражена в объемных долях (млн-1) гексана.
Значение K1 может быть уточнено
изготовителем прибора;
[CH] - объемная доля углеводородов в пересчете на гексан, млн-1.
Б.1.10 Время
установления выходного сигнала (показаний) не должно превышать, с:
- 30 - для
каналов измерения СО, СО2 и СН;
- 60 - для
канала измерения О2.
Б.1.11
Газоанализаторы должны быть градуированы по многокомпонентным смесям,
содержащим не менее трех компонентов с указанными ниже диапазонами объемных
долей:
- для
четырехканальных газоанализаторов:
СО - 0,3 % - 5
%;
СО2
- 4 % - 16 %;
СН - 100 - 2000
млн-1;
О2 -
0,5 % - 20,9 %;
газ-разбавитель
- азот или воздух (для смесей, не содержащих кислород);
- для
двухканальных газоанализаторов:
СО - 0,5 % - 7
%;
СО2
- 4 % - 16 %;
СН - 100 - 2500
млн-1;
газ-разбавитель
- азот или воздух.
Число
многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов,
установлено инструкциями по их эксплуатации.
Отношение
погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой
смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть
не более 1/3. В обоснованных случаях допускается
увеличение отношения до 1/2.
Б.1.12 Допускается
применять газоанализаторы, работа которых основана на других принципах
действия, соответствующие приведенным выше требованиям.
Б.2
Требования к тахометрам
Тахометры
должны обеспечивать измерения в двух минимальных диапазонах частоты вращения коленчатого
вала двигателя: от 0 до 1200 мин-1 и от 0 до 6000 мин-1 с
погрешностью не более ±2,5 % верхнего предела измерений.
Б.3
Требования к измерителям температуры масла
Температура
масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более
±2,5 °С.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(рекомендуемое)
Форма журнала записи результатов проверок автомобилей
на содержание
оксида углерода и углеводородов в отработавших газах и состав рабочей смеси
двигателя
Дата проверки
|
Модель автомобиля, экологический класс
|
Государственный регистрационный знак
|
Дата выпуска
|
Объемная доля в отработавших газах
оксида углерода, %, углеводородов, млн-1 и значение λ
|
Подпись проводившего проверку
|
Заключение
|
Нормативные требования
|
Результаты измерения
|
СО
|
СН
|
λ
|
СО
|
СН
|
λ
|
п мин
|
п пов
|
п мин
|
п пов
|
п пов
|
п мин
|
п пов
|
п мин
|
п пов
|
п пов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание -
Измеренные концентрации СО и СН в отработавших газах автомобилей (а также
значения λ) фиксируются в графах 10 - 14. Если эти значения не превышают
установленные нормы, то в графе 16 делается запись - «норма». При превышении
любого из указанных нормативов в графе 16 делается запись «не соответствует»
и автомобиль должен быть подвергнут регулировке или ремонту для устранения
неисправностей, вызывающих повышенные выбросы.
|
(Новая редакция, Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(справочное)
Экологическая
классификация автотранспортных средств,
оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями
Экологическая классификация автотранспортных
средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями, в зависимости от
уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице Г.1.
Таблица Г. 1
Экологический класс
|
Категории автотранспортных средств,
оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями
|
Выполняемые требования к предельному
содержанию вредных (загрязняющих) веществ
|
2
|
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т
|
Правила ЕЭК ООН
№ 83-04 [3], уровень выбросов В
|
N1
|
Правила ЕЭК ООН
№ 83-04 [3], уровень выбросов В, или
СО - 55 г/кВт×ч, СН -
2,4 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 10 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4]
(испытательный цикл ESC)
|
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3,
N2 и N3
|
СО - 55 г/кВт×ч, СН - 2,4 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 10 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC)
|
3
|
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т
|
Правила ЕЭК ООН
№ 83-05 [5], уровень выбросов А
|
N1
|
Правила ЕЭК ООН
№ 83-05 [5], уровень выбросов А, или
СО - 20 г/кВт×ч, СН -
1,1 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 7 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4]
(испытательный цикл ESC)
|
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3,
N2 и N3
|
СО - 20 г/кВт×ч, СН - 1,1 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 7 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC)
|
4
|
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т
|
Правила ЕЭК ООН
№ 83-05 [5], уровень выбросов В
|
N1
|
Правила ЕЭК ООН
№ 83-05 [5], уровень выбросов В, или
СО - 4 г/кВт×ч, СН -
0,55 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 2 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4]
(испытательный цикл ESC)
|
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3,
N2 и N3
|
СО - 4 г/кВт×ч, СН - 0,55 г/кВт×ч, окислов азота NOx - 2 г/кВт×ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН № 49-03 [4] (испытательный цикл ESC)
|
5
|
M1 и М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1
|
Правила ЕЭК ООН
№ 83-06 [6]
|
Библиография
[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения
единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений
[2] OIMLR99-1&2:2008 International
Recommendation Instruments for measuring vehicle exhaust emissions (Рекомендации Международной Организации Законодательной
Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2) Приборы для измерения уровня выбросов выхлопных
газов транспортных средств)
[3] Правила ЕЭК ООН № 83-04 Единообразные предписания,
касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов
загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[4] Правила ЕЭК ООН № 49-03 Единообразные предписания,
касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и
двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным
зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных
средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на
СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ
[5] Правила ЕЭК ООН № 83-05 Единообразные предписания,
касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов
загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[6] Правила ЕЭК ООН № 83-06 Единообразные
предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении
выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для
двигателя
(Введено
дополнительно, Изм. № 1).
Ключевые слова: автомобили,
отработавшие газы, загрязняющие вещества, нормы, оксид углерода, углеводород,
система нейтрализации, бензиновые двигатели, газоанализаторы
|
(Измененная редакция, Изм. № 1).