ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ,СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ВСН 51-86Госгражданстрой
ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ Of
[Ымлкси с of $1.90 'Jewом-
кмм/? ^ * £*>3 ОШ //. 83 -
Ш 3~9<TV. с HT'JiQ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР
МОСКВА 1988
УДК 727.3/4.011 (083.74)Профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения. Нормы проектирования:
М: Стройиздат, 1988—48 с.
ВСН 51—86 Госгражданстрой
Разработаны: ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстрой (канд. архит. Г. Н. Цытович — руководитель темы и раздела по вузам, канд. архит. А. М. Гарнец — руководитель разделов по учебным комбинатам, вузам, институтам повышения квалификации, канд. архит, С. Ф. Наумов — руководитель раздела по профтехучилищам и техникумам: ответственные исполнители — инженеры О. М. Рубанович,
Л. В. Сигачева, В. С. Вольман, В. А. Белов); Гипровуз Минвуза СССР (архит. В. П. Бондаренко — руководитель темы, ответственные исполнители инженеры С. Л. Бадаев, В. А. Викторов, В. Б. Ошеров, Э. А. Саруханов, А. С. Солнцев, архит. Н. В. Устинович).
Внесены: ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстрой.
Подготовлены к утверждению: Управлением по строительству общественных зданий и сооружений (архитекторы Ю. А Шаронов, Л. А. Шалов). Управлением по научным исследованиям и нормированию (канд. техн. наук И. М. Архаров, инж. Т. С. Фомичева) Г осгражданстроя.
Вводятся впервые.
Согласованы с Минвузом СССР 26 ноября 1985 г. № 95-21-1/
/16, Госпрофобром СССР 19 ноября 1986 г. № 30-18, ГЭСУ Минздрава СССР, Госстроем СССР 31 октября 1986 г.
3402000000—523 047(01)—88
© Стройиздат, 1988
При реконструкции допускается размещение спортивных залов над учебными помещениями при обеспечении мер защиты от шума.
3.9. Профтехучилища и техникумы допускается проектировать в едином объеме с общежитиями для учащихся о учетом требований СНиП 2.08.01—85.
3.10. Учебные комбинаты при количестве ученических мест менее 300 следует, как правило, объединять с административными и другими подразделениями предприятий.
3.11. Учебный корпус и общежитие гостиничного типа институтов повышения квалификации вместимостью до 500 человек допускается проектировать в едином здании с раздельными вертикальными коммуникациями.
3.12. Размещение в основных зданиях учебных заведений складских помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих материалов не допускается.
3.13. Помещения, требующие защиты от электромагнитных помех, источников ионизирующих излучений, избыточных высоких и низких температур, вибрации, звукового давления и т. п., необходимо проектировать по соответствующим нормативным документам.
3.14. Планировка учебных и лабораторных помещений и размещение в них оборудования должны обеспечивать боковое освещение учебных рабочих мест естественным светом с левой стороны или смешанное (верхнее с боковым).
Допускается в аудиториях вместимостью 100 мест и более, в залах дипломного и курсового проектирования предусматривать верхнее естественное освещение.
3.15. Ориентацию светопроемов залов для дипломных и курсовых работ, чертежных и рисовальных залов следует принимать, как правило, на С, СВ и СЗ. При другой ориентации светопроемов указанных помещений они должны быть защищены от прямого солнечного света.
В IV климатическом районе в зависимости от ориентации зданий высших учебных заведений и институтов повышения квалификации следует предусматривать защиту от прямого солнечного света всех учебных помещений.
3.16. Учебные помещения, в которых используются средства проекции на экран, должны быть оборудованы устройствами зашторивания светопроемов.
3.17. Высоту подоконной части наружных стен учебнолабораторных помещений от поверхности пола следует принимать не менее 80 см.
2 Зак. 362.
3.18. Ширину коридоров в зданиях с учебными помещениями и переходах между зданиями следует принимать от 2,2 до 2,6 м. Коридоры шириной более 2,6 м допускается использовать в качестве рекреаций. Ширина остальных коридоров должна быть не менее 1,4 м.
3.19. Расстояния по коридору от дверей наиболее удаленных помещений учебных комбинатов, высших учебных заведений и институтов повышения квалификации (кроме уборных, умывальных, курительных, душевых и других обслуживающих помещений) до выхода наружу или на лестничную клетку следует определять по СНиП 2.08.02—85 при плотности людского потока 2— 3 чел/м2.
Учебные кабинеты и лаборатории
3.20. Площадь учебных кабинетов и лабораторий следует принимать по табл. 3.
Таблица 3
Площадь на одно место. ма |
Помещения |
Профтехучилища и техникумы |
Учебные
комби
наты |
Высшие
учебные
заведе
ния |
Институты
повышения
квалифи
кации |
Учебные кабинеты |
1,8 |
1,8 |
2,2 * |
2,2 * |
Кабинеты начальной военной подготовки (с комнатой хранения оружия) |
2,4 |
|
|
|
Лаборатории общетеоретического (общеобразовательного) профиля |
2,2 |
2,2 |
4—6 |
4—6 |
Лаборатории и кабинеты тех нического (профеесио-нального и специального) профиля |
2,4 * |
2,4 |
6—8 |
6—8 |
|
Примечания. 1. Площади кабинетов, обозначенных знаком «**, и лабораторий могут быть увеличены в зависимости от набораг габаритов технологического оборудования и величины учебной группы. 2. Площадь на одно место в мобильных учебных кабинетах (классах) должна составлять не менее 1,2 м2. |
3.21. Площади учебных помещений, оборудованных техническими средствами программированного обучения, вычислительной техникой и для занятий языками следует принимать по т^бл. 4. Оснащение и размещение в учебных помещениях технических средств обучения определяются
10
Таблица 4 |
|
|
Площадь на одно место, м* |
Помещения |
Профтехучилища и техникумы |
Учебные
комби
наты |
Высшие учебные ч а ведения |
Институты
повышения
квалифи
кации |
Учебный кабинет с обу* |
2,2 |
2,2 |
2,4 |
2,4 |
чающими и контролирующими машинами Учебные кабинеты обуча |
2,4 |
2,4 |
3 |
3 |
ющих и контролирующих машин с устройством обратной связи Учебные кабинеты основ |
4,5 |
4,5 |
4.5 |
4,5 |
информатики и вычислительной техники Кабинеты иностранного н русского языка (в учебных заведениях, где преподавание ведется не на русском языке):
лингафонный кабинет |
2,4 |
|
3 |
3 |
фонозал |
— |
— |
1,8 |
— |
|
в соответствии с требованиями организации учебного процесса.
3.22. Для обработки данных по вычислительным работам следует предусматривать помещение площадью 54 м2, для проведения консультаций по вычислительной технике — площадью 36 м2. При кабинетах и лабораториях вычислительной техники, лингафонном кабинете и фонозале следует предусматривать лаборантские площадью 18 ма. При кабинетах для занятий языком следует предусматривать студию и аппаратную звукозаписи площадью 36 м2.
3.23. Лаборатории технического и специального цикла профтехучилищ и техникумов допускается размещать в учебно-производственных мастерских.
3.24. В учебных комбинатах площади учебных помещений следует определять из расчета 30 чел.
3.25. Расстояние между оборудованием в учебных кабинетах и лабораториях следует принимать по обязательному прил. 6.
3.26. При лабораториях и учебных кабинетах следует предусматривать препараторские площадью 18 ма из расчета обслуживания каждой лаборатории, двух смеж-
2 * 11
ных однородных учебных кабинетов или лабораторий, В профтехучилищах и техникумах при лаборатории физики и химии следует предусматривать лаборантские площадью 32 ма.
В учебных комбинатах при количестве учебных мест 200 и менее следует предусматривать помещения для наглядных пособий — по одному помещению, площадью 18 ма на каждые четыре учебных помещения.
Аудитории
3.27. Площадь аудиторий следует принимать по табл. 5.
Таблица 5 |
|
Площадь на |
одно место, м3 |
Аудитории |
Профтехучилища и техникумы |
Учебные
комби
наты |
Высшие
учебные
заведе
ния |
Институты
повышения
квалифика
ции |
На 12—15 мест * |
|
2,5 |
2,5 |
2,5 |
На 25 » |
— |
— |
2,2 |
2,2 |
На 30 » |
1,8 |
1,8 |
|
|
От 50 до 75 » |
1,2 |
1,5 |
Й5 |
Гб |
Св. 75 » 100 » |
1,2 |
1.3 |
1,3 |
1,3 |
» 100 » 150 » |
1.2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
» 150 » 350 » |
— |
1,1 |
1.1 |
—. |
ъ 350 » |
|
— |
1 |
|
На 12—25 мест с обучающими и контролирующими машинами |
|
|
3 |
3 |
На 50—100 мест с обратной связью (с двухместными столами) |
|
|
1.8 |
1.8 |
Театральная аудитория на 200—300 мест |
|
|
1,8 |
|
|
* При меньшей вместимости аудитории показатель площади может быть увеличен. |
В учебном комбинате лекционную аудиторию следует предусматривать на 25 % расчетного контингента, но не более 300 мест.
3.28. В аудиториях до 90 мест включительно допускается устройство горизонтального пола при соблюдении требований к условиям видимости.
12
В аудиториях с амфитеатром при наличии демонстрационного стола пол от меловой доски до второго ряда мест должен быть горизонтальным.
3.29. Эвакуацию в аудиториях с амфитеатром предусматривать в соответствии с требованиями п. 3.80 настоящих норм.
3.30. В аудиториях на 100 мест и более в соответствии с акустическим расчетом помещений допускается предусматривать специальную акустическую облицовку.
3.31. Требования к расстановке оборудования и условиям видимости в лекционных аудиториях следует принимать по обязательному прил. 7.
3.32. Размеры скамей с пюпитрами в лекционных аудиториях на одно место должны приниматься следующими: ширина не менее 55 см в осях, высота сидений 45 см, глубина пюпитра 35 см, высота нижней кромки пюпитра 75 см.
3.33. Объем лекционных аудиторий при отсутствии кондиционирования воздуха должен составлять не менее 4 м3 на человека.
3.34. Площадь препараторских помещений при лекционных аудиториях следует принимать согласно табл. 6.
Таблица 6
Помещения |
Площадь, м2 |
Препараторская при неспециализированных лекционных аудиториях с количеством мест: до 100 |
18 |
от 100 до 150 |
36 |
на 200 и более |
72 |
Препараторская при физической и химической ау |
36 |
дитории на 100—150 мест
Препараторская при химической аудитории на 200— 300 мест |
72 |
Препараторская при физической аудитории с количеством мест:
до 300 включительно |
108 |
на 350 и более |
144 |
|
Примечание. При использовании препараторских для проекции «на просвет» их глубина (по оси аудиторий) и площадь принимается но расчету в зависимости от применяемой аппаратуры. |
3.35. Препараторская при лекционной аудитории должна иметь не менее двух выходов: один непосредственно в аудиторию, Другой — в коридор.
13
3.36. Количество аудиторий с кино- и телепроекцион-ной аппаратурой устанавливается заданием на проектирование. Кинофикацию аудиторий следует предусматривать в соответствии со СНиП 2.08.02-85.
Чертежные залы
3.37. Для высших учебных заведений площадь чертежных залов, курсового и дипломного проектирования, а также вспомогательных помещений при них следует принимать по табл. 7.
Таблица 7 |
Помещения |
Единица
измерения |
Площадь.
М“ |
Чертежные залы и залы курсового и дипломного проектирования |
1 место |
3,6 |
То же, для архитектурных и художественных высших учебных заведений, а также залы рисунка, живописи, скульптуры, театральные, музыкальные и репетиционные классы Архивы при чертежных залах курсового и дипломного проектирования |
То же |
6 |
Помещение |
18 |
То же, для архитектурных, художественных высших учебных заведений |
1 |
36 |
Модельные при чертежных залах для технических высших учебных заведений |
» |
36 |
То же, для архитектурных, строительных, художественных высших учебных заведений, |
|
72 |
|
Примечания: 1, Для профтехучилищ и техникумов площадь помещений для чертежных, курсовых и дипломных работ следует принимать из расчета 2,4 м2 на одно место. 2. Для студентов I и II курсов архитектурных вузов норма чертежных залов может быть снижена до 4 м?, для дипломного проектирования увеличена до 8 ма. |
3.38. Залы дипломного проектирования должны рассчитываться на одновременное обслуживание 50 % всего количества дипломников. Для заочных вузов залы дипломного проектирования должны рассчитываться на 30 % всего количества дипломников. Каждый зал следует проектировать не менее чем на 12 и не более чем на 50 дипломников, а для специальности «архитектура» на V2 учебной группы.
14
Научные и учебно-производственные подразделения
3.39. В учебных заведениях площадь учебно-производственных и специализированных (ветеринарных клиник, ферм, теплиц, учебных полигонов и т. п.) зданий и сооружений следует определять согласно требованиям соответствующих нормативных документов по проектированию предприятий отраслей промышленности и народного хозяйства с учетом требований учебного процесса.
3.40. В учебно-производственной мастерской профтехучилищ, техникумов и учебных комбинатов следует предусматривать зону инструктажа, определяемую из расчета 1,4 м8 на 1 место.
3.41. При размещении учебных заведений профессионального обучения рабочих в комплексе с другими учебными заведениями следует, как правило, предусматривать кооперированные учебные мастерские.
При объединении помещений учебных комбинатов с административными и другими подразделениями предприятий следует учитывать требования СНиП 2.09.04—87
3.42. В учебных комбинатах для преподавателей и инструкторов (мастеров) производственного обучения следует предусматривать помещения из расчета 2,5 м* на одного человека, а также методический кабинет площадью 36 ма.
3.43. В составе помещений каждой кафедры высших учебных заведений и институтов повышения квалификации следует предусматривать кабинет заведующего кафедрой площадью 18 м8 (при числе преподавателей более 10 человек — 24 м8), учебно-методический кабинет площадью 54 м8, кабинеты преподавателей кафедры и помещения для аспирантов 1—2 года обучения из расчета 4 м8 на одного человека, а для аспирантов третьего года обучения из расчета 8—12 ма на одного аспиранта.
3.44. Штаты, состав и площадь помещений научно-исследовательских подразделений определяются заданием на проектирование.
Научно-исследовательские подразделения следует проектировать в соответствии о СН 495-77.
3.45. Состав и площади помещений вычислительных центров определяются заданием на проектирование.
15
Библиотеки
3.46. Библиотеки учебных заведений следует проектировать с учетом противопожарных и инженерных требований СНиПа по проектированию библиотек и архивов.
Объем общего фонда библиотеки и количество читательских мест следует принимать из расчета количества читателей согласно табл. 8.
Примечание. При проектировании библиотек существующих учебных заведений следует учитывать существующий фонд.
3.47. В учебных комбинатах при числе ученических мест менее 300 библиотеку учебной литературы (читальный зал с открытым доступом) следует принимать 0,3 ма на одно ученическое место.
3.48. При библиотеках высших учебных заведений в зависимости от местных условий следует организовывать филиалы межфакультетские, факультетские, кафедральные, а также филиалы при научных и других подразделениях учебного заведения, в том числе при общежитиях и клубах.
Максимальный объем фонда всех филиалов не должен превышать 20 % объема общего фонда библиотеки.
Фонд факультетской библиотеки должен составлять до 20 % фонда, необходимого для обслуживания всего контингента факультета, но не более 30 тыс. единиц хранения.
3.49. В составе библиотек высших учебных заведений следует предусматривать лекционный зал вместимостью: для контингента до 2500 студентов — 50 мест, для контингента 7500 и более студентов — 150 мест. В остальных высших учебных заведениях — из расчета 20 мест на 1000 студентов.
3.50. Библиотеки учебных заведений должны иметь служебные входы. Устройство прохода через помещение библиотеки в другие помещения учебного заведения не допускается.
3.51. Расчет книжного фонда, числа читательских мест, состав и площади помещений в учебных комплексах определяется заданием на проектирование.
3.52. При кооперировании учебных комбинатов и институтов повышения квалификации и подразделений высших учебных заведений с различными учреждениями состав и площади библиотек устанавливаются заданием
16
Таблица 8 |
Учебное чаведенпе |
Количество читателе:* |
Количество чи-татель-гк их мест » % от общего количества читателей |
Количество единиц общего фонда библиотеки иа одного чи га тел я |
Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения |
100 % расчетного количества учащихся и 100 % преподавателей |
9 |
50 |
Средние специальные учебные заведения культуры, искусства, медицинские и педагогические |
То же |
9 |
60 |
Учебные комбинаты |
» |
9 |
20 |
Университеты, медицинские, искусства, педагогические высшие учебные заведения |
100 % расчетного количества студентов, 30 % количества студентов вечерней формы обучения, 100 % аспирантов очного отделения, профессорско-преподавательского состава и научных работников |
15 |
125 |
Технические, экономи-ческие, фармацевтические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения |
То же |
12 |
100 |
Высшие учебные заведения культуры |
» |
20 |
125 |
Заочные вузы технические, экономические, сельскохозяйственные |
50 % всего количества студентов заочной формы обучения |
10 |
50 |
Заочные вузы культуры и педагогические |
То же |
10 |
75 |
Институты повышения квалификации |
100 % расчетного количества слушателей и 100 % профессорско-преподавательского состава |
20 |
75 |
|
17 |
на проектирование в учетом их оовмеотного использования.
3.53. В читальных залах библиотек оледует предусматривать специальную акустическую обработку потолков и участков стен.
3.54. Антресоли в читальных залах должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
Ф изку л ьтурно-с портивн ые сооружен и я
3.55. В профтехучилищах и техникумах размеры и количество спортивных залов следует принимать по табл. 9.
Таблица 9 |
Спортивные залы и помещения |
Размеры, м |
Количество спортивных залов и помещений при расчетном количестве учащихся |
длина |
ши
рина |
009 off |
008
009 |
0001 ot ооя *« |
св. 1000 до 1500 |
св. 1500 |
Учеб но-спортивный зал |
36 |
18 |
|
|
1 |
1 |
1 |
То же |
30 |
18 |
— |
1 |
— |
— |
— |
» |
24 |
12 |
1 |
_ |
— |
_ |
1 |
Помещение для занятий спе |
18 |
9 |
— |
— |
— |
1 |
— |
циальных медицинских групп |
|
|
|
|
|
|
|
Плавательный бассейн * |
25 |
8,5 |
|
|
|
|
|
|
* Для учебных заведений, подготавливающих квалифицированные кадры по профессиям плавсостава (водного транспорта, рыбного хозяй« втва и т. д.), для учебных заведений (или группы учебных заведений) на 720 и более учащихся, размещаемых в сельской местности, на 1500 и более учащихся, размещаемых в городе, а также для учебных заведений специального назначения. |
3.5Q. В высших учебных заведениях виды, размеры Н количество спортивных залов и бассейнов следует Принимать по табл. 10.
3.57. В учебных заведениях следует предусматривать аакрытый учебный тир для стрельбы из малокалиберного оружия (в профтехучилищах и техникумах — 25-метровый, в высших учебных заведениях — 50-метровый). Количество стрелковых мест принимается по расчету.
18
Государственный Комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР (Г осгражданстрой) |
Ведомственные строительные нормы |
ВСН 51-86 Госгражданстрой |
Профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения. Нормы проектирования. |
|
|
Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых зданий и сооружений учебных заведений для обучения рабочих и специалистов народного хозяйства:
профессионально-технических и средних специальных учебных заведений (в дальнейшем профтехучилища и техникумы);
учебных заведений профессионального обучения рабочих на производстве (в дальнейшем учебные комбинаты); высших учебных заведений;
учебных заведений последипломного обучения (в дальнейшем институты повышения квалификации);
учебных комплексов (центров), включающих несколько вышеперечисленных учебных заведений.
Перечень учебных заведений по группам приведен в обязательном прил. 1.
Внесены ЦНИИЭП |
Утверждены |
Срок введения |
учебных зданий |
приказом |
в действие |
Г осграждан строя |
Государственного Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 17 ноября 1986 г. № 373 |
I июля 1987 г. |
|
Издание официальное 1 Заказ 362
1 |
Таблица 10 |
Крутые спортивные |
Размеры, м |
Количество сооружений при количестве студентов дневного отделения до, тыс. чел. |
сооружения |
дл и на |
ШИ'
рила |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
1 2 |
Универсальный большой |
42 |
24 |
— |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
спортивный зал (для спортивных игр) с местами для зрителей
Универсальный средний |
36 |
18 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
спортивный зал (для гимнастики и спортивных игр)
Специализированный |
24 |
15 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
спортивный зал (для борьбы, бокса, фехтования и АР‘)
Зал для занятий специ |
18 |
12 |
|
|
1 |
2 |
2 |
3 |
альных подготовительных групп
Легкоатлетический ма |
126 |
30 |
|
|
|
|
1 |
1 |
неж *
Плавательный бассейн * |
50 |
21 |
|
|
|
|
1 |
1 |
То же |
25 |
16 |
— |
1 |
1 |
1 |
— |
— |
|
* Необходимость легкоатлетического манежа и плавательного бассейна устанавливается заданием на проектирование.
Примечания: 1. Допускается объединение спортивных залов в единый трансформируемый зал-манеж при сохранении общей игровой площади залов н объединений вспомогательных помещений. 2. Строительство легкоатлетического манежа и бассейна допускается на группу вузов по суммарному количеству студентов. 3. Виды, размеры и количество спортивных сооружений институтов и факультетов физической культуры устанавливаются по специальному заданию в соответствии с учебной программой. |
3.58. В институтах повышения квалификации площади помещений для физических упражнений слушателей следует принимать из расчета не более 0,2 м2 на одного слушателя. Перечень помещений для физических упражнений и их размещение устанавливается заданием на проектирование.
3.59. Для учебных комбинатов, заочных учебных заведений и институтов повышения квалификации учебноспортивные помещения не предусматриваются.
3.60. Эвакуацию в спортивных залах предусматривать в соответствии с требованиями п. 3.81 настоящих норм.
19
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. При проектировании зданий и сооружений учебных заведений должны соблюдаться требования СНиП 2.08.02—85.
1.2. Расчетное количество учащихся профтехучилищ и техникумов следует принимать по количеству учащихся дневного отделения, а при совмещении в одном здании дневного, вечернего (сменного), заочного и других отделений — по наибольшему количеству учащихся, занимающихся одновременно.
Профтехучилища следует проектировать исходя из расчетного количества 270—1920 учащихся, а техникумы — 540—2400 учащихся.
Минимальное количество (270 учащихся) допускается принимать для отделений и филиалов средних профессионально-технических училищ, а также для профессионально-технических сельскохозяйственного профиля.
Расчетную численность учебной группы следует принимать равной 30 учащихся.
1.3. Расчетное количество ученических мест в учебных комбинатах следует принимать по числу одновременно занимающихся в максимальную смену исходя из полного развития предприятия в соответствии с ведомственными (отраслевыми) нормативами и требованиями СНиП 2.09.04-87
Оптимальный предел вместимости — 1500 ученических мест.
Расчетную наполняемость учебной группы следует принимать равной 25 человек.
1.4. Расчетное количество студентов дневных высших учебных заведений следует принимать по количеству студентов дневной формы обучения и 10 % количества студентов заочной формы обучения, а для медицинских институтов — по количеству студентов дневной формы обучения и 50 % количества студентов вечерней формы обучения.
2
Расчетное количество студентов заочных высших учебных заведений следует принимать по наибольшему количеству студентов, занимающихся единовременно.
Примечание. В расчетное количество студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений и всех высших учебных заведений в Узбекской ССР, Азербайджанской ССР, Таджикской ССР, Киргизской ССР и Туркменской ССР включается 20 % количества студентов заочной формы обучения.
1.6. Количество студентов в дневных высших учебных заведениях следует принимать в зависимости от типа вуза согласно табл. 1.
Таблица 1 |
Высшие учебные заведения |
Количество студентов |
Университеты |
От 4 000 до 12 000 |
Политех нические |
» 4 000 » 15 000 |
Технические |
> 2 000 » 8 000 |
Педагогические, фармацевтические |
» 2 000 » 4 000 |
Экономические, медицинские, сельскохозяй |
» 2 000 » 6 000 |
ственные |
|
Культуры, искусства и др. |
» 500 » 2 000 |
|
Филиалы заочных высших учебных заведений должны иметь не менее 1000 студентов, а факультеты и учебноконсультационные пункты соответственно — не менее 500 и 200 студентов.
Количество учащихся подготовительных отделений должно составлять не более 20 % принимаемых на первый курс дневной формы обучения, но не менее 100 учащихся.
1,6. Расчетное количество слушателей в институтах повышения квалификации следует принимать равным 20 % годового выпуска слушателей, обучающихся с отрывом от работы, а также 4 % годового выпуска слушателей, обучающихся без отрыва от производства в первую смену, но не менее 200. Оптимальный предел вместимости — 1200 слушателей.
Количество слушателей на факультетах повышения квалификации при высших учебных заведениях и на курсах министерств, ведомств, других организаций и учреждений устанавливается заданием на проектирование.
3
1.7. При объединении учебных заведений в учебный комплекс (центр) следует принимать рекомендуемые в п. 1.2—1.6 величины учебных заведений. Общая вместимость учебного комплекса не регламентируется.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКАМ
2.1. Размещение учебных заведений, состав зон и размеры земельных участков следует принимать в соответствии со СНиП 11-60-75**.
Размеры земельных участков учебных комбинатов следует принимать: для отдельно стоящих зданий учебных заведений вместимостью 300 и менее ученических мест из расчета 25 м2 на 1 ученическое место; вместимостью 1000 и более ученических мест — 15 м2 на 1 ученическое место. Для промежуточных величин учебных заведений площади принимать по интерполяции.
2.2. Площади учебных полигонов, хозяйств и участков других специализированных подразделений определяются заданием на проектирование в соответствии с учебными и технологическими требованиями.
Учебные полигоны и опытные хозяйства допускается размещать в отрыве от учебных зданий, кооперируя их, как правило, с соответствующими производствами.
На территории учебной зоны институтов повышения квалификации допускается размещать дополнительно выставочную площадку, оборудованную соответствующими сооружениями. Площадь выставочной площадки устанавливается заданием на проектирование.
2.3. В учебных заведениях, использующих мобильные средства обучения, следует предусматривать дополнительно в учебно-производственной или хозяйственной зоне резервные площадки из расчета 30 м2 на одно мобильное средство обучения.
2.4. Научно-исследовательские подразделения высших учебных заведений следует размещать в соответствии с СН 495-77, как правило, в комплексе с учебными подразделениями высшего учебного заведения.
2.5. Открытые спортивные сооружения допускается размещать со стороны окон учебных и библиотечных помещений только при применении конструктивных мер защиты от шума с учетом требований соответствующих нормативов.
4
2.6. В зоне общежитий допускается размещать дома для педагогического и обслуживающего персонала.
При автономном размещении зоны общежития ее удаление от учебной зоны не должно превышать 40 минут транспортно-пешеходной доступности.
2.7. Ремонтные мастерские, склады, гаражи и другие подсобно-производственные помещения следует объединять в единый блок и размещать в хозяйственной зоне.
2.8. Площадь озеленения земельных участков дневных учебных заведений должна составлять не менее 40 % площади участка; заочных высших учебных заведений, учебных комбинатов не менее 30 %. При размещении участка в сельских населенных пунктах вблизи лесных и садовых массивов, при реконструкции учебных заведений, а также в IA, 1Б, 1Г НА климатических подрайонах площадь озеленения допускается сокращать не более чем на 30 %.
Необходимость проектирования и тип ограждений участков учебных заведений определяются заданием на проектирование.
2.9. При расчете площади учебной зоны следует дополнительно учитывать площадь открытых площадок для стоянки автомобилей и других транспортных средств согласно требованиям СНиП 11-60-75**.
При определении площади открытых стоянок в высших учебных заведениях следует дополнительно к табл. 54 СНиП 11-60-75** принимать на первую очередь 6, а на расчетный срок 10 автомобилей на 1000 студентов. На участках институтов повышения квалификации площадь открытой стоянки для автомобилей определять из расчета 8 автомобилей на 1000 человек расчетного количества слушателей, преподавателей и обслуживающего персонала.
2.10. Территорию высшего учебного заведения не допускается пересекать скоростными дорогами, магистральными улицами и дорогами.
Необходимо предусматривать отступ учебных корпусов от проезжей части скоростных дорог и магистральных улиц непрерывного движения, как правило, 50 м и более, от проезжей части улиц и дорог местного значения — 25 м и более.
При меньшем отдалении применять различные градостроительные и конструктивные средства защиты от шума.
2.11. При размещении высших учебных заведений
S
в пригородной зоне или за городом, в случае отсутствия в радиусе 3 км пожарного депо, на их территории следует предусматривать пожарное депб согласно требованиям СНиП II >60-75**.
2.12. Медицинские высшие учебные заведения и институты усовершенствования врачей, как правило, следует размещать в едином комплексе с клиническими учреждениями, а педагогические институты и институты усовершенствования учителей в комплексе со своими базовыми учебными заведениями (школами, детскими садами и др.).
2.13. При проектировании учебных комплексов, формируемых несколькими учебными заведениями, на единой территории следует кооперировать жилые, спортивные и хозяйственные зоны. Необходимость кооперирования учебных зон определяется заданием на проектирование с учетом отраслевых принадлежностей учебных заведений.
2.14. Учебные комбинаты, размещаемые в предзавод-ской зоне по согласованию с органами санитарного надзора, следует, как правило, объединять со зданиями общественного центра предприятия или промышленного узла с целью совместного использования подразделений обслуживания с учетом требований СНиП 11-92-76.
2.15. При проектировании учебных заведений для профессионального обучения рабочих на производстве при новых предприятиях и промышленных узлах необходимо объединять их участки с другими учебными заведениями этих предприятий, создавая учебные комплексы (центры).
2.16. На группу учебных заведений или в составе учебного комплекса следует, как правило, предусматривать единые учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания, состав и вместимость которых определяются заданием на проектирование.
3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ
Общее решение зданий и комплексов
3.1. Помещения учебных заведений подразделяются исходя из функционального назначения на следующие основные группы (табл, 2):
6
Таблица 2 |
Помещения |
Профтех» училища и техникумы |
Учебные
комби-
наты |
Высшие
учебные
заведения |
Институты
повышения
квалифика
ции |
Учебные кабинеты и лаборатории |
+ |
+ |
-ь |
+ |
Аудитории |
+ |
Нет |
+ |
+ |
Чертежные залы |
+ |
Нет |
+ |
+ |
Библиотека |
+ |
+ |
+ |
+ |
Физкультурно-спортивные сооружения |
+ |
Нет |
+ |
Нет |
Зрелшцно-клубные поме-щения |
+ |
Нет |
+ |
Нет |
Учебно-производственные помещения |
+ |
+ |
+ |
Нет |
Научные подразделения |
Нет |
Нет |
+ |
+ |
Административно-хозяйственные помещения |
+ |
+ |
+ |
+ |
Предприятия общественного питания |
+ |
+ |
+ |
+ |
Помещения медицинского обслуживания |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вспомогательные и подсобные помещения |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Примечание. Кроме основных групп помещений в состав учебного заведения могут быть включены и другие подразделения, определяемые технологическим расчетом.
3.2. Состав и площади помещений учебных заведений определяются заданием на проектирование в соответствии с расчетом исходя из учебных планов, сменности занятий и требований настоящего раздела в зависимости от назначения и загрузки помещений. Загрузку учебных помещений профтехучилищ, техникумов и учебных комбинатов следует принимать, как правило, не менее 75 % учебного времени.
Расчет помещений учебно-производственных мастерских профтехучилищ, техникумов и учебных комбинатов следует проводить из условий двухсменных занятий.
Примечания: 1. Лаборатории, требующие специального
технологического оборудования, допускается проектировать независимо от их загрузки. 2. Учебные заведения, требующие специфичного состава помещений из-за особого режима обучения или воспитания, следует проектировать исходя из их функционального назначения, в соответствии с их учебными планами и программами, по специальному заданию с учетом требований настоящих норм.
7
3.3. Удельные показатели строительного объема, нормируемой и общей площади учебных заведений не должны превышать показателей, приведенных в обязательных прил. 2—5.
3.4. Общую площадь подготовительного отделения следует принимать исходя из норм площади на одного слушателя — 6,2 м2.
3.5. Учебные корпуса учебных заведений следует проектировать не выше 9 этажей.
Пр и м е ч а н и я: 1. Здания профтехучилищ следует проектировать, как правило, не более 4 этажей. 2. Этажность зданий высших учебных заведений при градостроительном обосновании может допускаться более 9 этажей. 3. В институтах повышения квалификации этажность зданий принимать по СНиП 2.08.02—85.
3.6. Пассажирские лифты надлежит предусматривать в зданиях при отметке пола верхнего этажа от отмостки (у главного входа в здание) 14,0 м и более. Грузовые лифты или пассажирские, предназначенные для транспортировки технологического и учебного оборудования, следует предусматривать в соответствии с технологическими требованиями,
3.7. Высоту аудиторий, оборудованных аудиовизуальными средствами обучения на 50 месг, аудиторий на 75 мест и более, лабораторий, кабинетов с крупногабаритным оборудованием, главных вестибюлей вузов и учебных комплексов, книгохранилищ с двухъярусными стеллажами и учебно-производственных помещений следует принимать 3,6 м и более, кратно укрупненному модулю 600 мм в соответствии с технологическими требованиями.
Высоту актовых залов — в соответствии с ВСН 45-86/ Госгражданстрой «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования» спортивных сооружений — в соответствии с ВСН 46-86/Госгражданстрой «Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения. Нормы проектирования».
3.8. Спортивные и актовые залы, библиотеки и столовые следует, как правило, размещать с учетом возможности их автономного использования независимо от учебных помещений.
Спортивные залы и помещения не допускается размещать над учебными помещениями.
8