ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР (ГОСГРАЖДАНСТРОЙ)
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ВСН 28-76 Госгражданстрой
шением слуха (слабослышащих) следует предусматривать:
а) класс для занятий с основным освещением слева и дополнительным верхним подсветом сзади (на высоте не ниже 1,5 м от пола);
б) соединение класса для занятий с групповой двустворчатой дверью;
в) изоляцию труб и металлических деталей в помещениях, где находятся дети;
г) смежное расположение спальных при соблюдении необходимой изоляции групповых ячеек;
д) смежное расположение туалетной, групповой и спальни в групповой ячейке;
е) изолированное помещение в кабинете радиотехника (для аудиологических исследований детей) с ограждением, обеспечивающим абсолютный уровень проникающих шумов и вибрации не более 50 дБ;
ж) изолированное расположение и вдали от классов для занятий и комнаты для музыкальных и гимнастических занятий, помещений кухни и постирочной, имеющих электрооборудование.
3.11. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией) должны соблюдаться следующие требования к архитектурно-планировочному решению:
а) плеопто-ортоптическую комнату и кабинет врача-окулиста следует предусматривать длиной не менее 6 м; в плеопто-ортоптической комнате следует выделить темное помещение площадью 6 м2 (для работы на большом безрефлексном офтальмоскопе) с окраской стен в темно-зеленый цвет;
б) комнату для музыкальных и гимнастических занятий следует располагать не смежно с классом;
в) ограждающие поверхности основных помещений
групповой ячейки и оборудование должны быть окрашены матовыми красками светлых тонов, коэффициенты отражения которых должны быть не ниже: потолка — 70 %, стен — 50—60 %, пола — 25—30 %, сто
лов — 45%;
г) помещения кухни и постирочной, имеющие электрооборудование, необходимо располагать изолированно от плеопто-ортоптической комнаты.
Примечание. В групповых ячейках в стенах между групповой и спальней, между групповой и туалетной допускается проектирование остекленной двери и остекленного оконного проема.
11
3.12. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения (только слабовидящих) кроме требований п. 3.11 должны соблюдаться также следующие требования к архитектурно-планировочному решению:
а) двери из помещений проектировать таким образом, чтобы створки их при открывании не представляли препятствий для детей;
б) избегать устройства внешних углов, а имеющиеся углы скруглять (радиус 0,05 м) ;
в) окраска дверей, дверных наличников, выступающих частей здания, границ ступенек, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен.
3.13. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лестничных клетках поручни для детей следует предусматривать с обеих сторон лестницы.
3.14. В дошкольных учреждениях1 для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) должны соблюдаться следующие требования к архитектурнопланировочному решению:
а) логопедическая комната должна быть связана, как правило, с групповой или с раздевальной;
б) туалетные в групповых ячейках должны быть связаны с групповой и спальней;
в) в дверных проемах из групповых в спальные следует предусматривать уплотнители притворов;
г) в помещениях, где находятся дети, выступающие углы должны быть закругленными (радиус 0,05 м);
д) в комнате для музыкальных и гимнастических занятий и комнате для корригирующей гимнастики покрытия полов следует делать дощатыми или из линолеума двух или трех цветов, образующих геометрический рисунок (прямоугольник или квадрат — в зависимости от площади помещений) для облегчения построения детей;
е) высоту ограждения лестниц следует предусматривать до 1,8 м или устраивать сплошное ограждение сеткой;
ж) при ванной комнате должно быть расположено помещение для отдыха детей после мытья и водных Процедур.
3.15. В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития,
12
не имеющих кабинета врача-окулиста, следует проектировать медицинскую комнату длиной не менее 6 м.
3.16. Рекомендации по оборудованию и размещению мебели в помещениях групповых ячеек зданий дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития, номенклатура сурдо-технических и технических средств обучения в помещениях дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха, рекомендации по оборудованию плеопто-ортопти-ческой комнаты, кабинета врача-окулиста, физиотерапевтического кабинета приведены соответственно в приложениях 6—10 к настоящей Инструкции.
3.17. В групповых, игральных-столовых, спальнях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития подоконники следует предусматривать на высоте 0,8—0,9 м от пола.
Таблица 4
|
Умывальники |
|
I •
0-0 м в « |
J |
|
|
Помещения |
взрослый со смесителем |
детский с туалетным краном
I |
Унитаз детский |
Слив (видуар) с высс расположенным бачке со смесителем или вс разборным краном |
Душевой поддон с Д) шевой сеткой на гиб; шланге |
Ванна |
Полотенцесушитель |
L Туалетная ясель |
_ |
3 |
2 |
1 |
1 |
_, |
1 |
ных групп 2. Туалетная до |
— |
3 |
3 |
_ |
1 |
_ |
1 |
школьных групп 3. Кабинеты: фи |
1 |
__ |
_ |
_ |
. |
__ |
_. |
зиотерапевтический» окулиста, педиатра, врачей-консультан-тов, процедурный, логопедический, старшей сестры, помещения для злектросве-толечения, теплолечения, комната для массажа и индивидуальных занятий механотерапией и лечебной физкультурой 4, Ванная комната |
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
Примечание. Санитарно-техническое оборудование помещений, не указанных в настоящей таблице, предусматривать согласно главе СНиП по проектированию детских яслей-садов.
13 |
3.18. Санитарно-техническое оборудование в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать согласно табл. 4.
3.19. Кухни дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует проектировать только с электрическим оборудованием.
3.20. В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития лестничные клетки, используемые для эвакуации, должны иметь естественное освещение через окна в наружных стенах.
3.21. Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должны быть не ниже II степени огнестойкости и не выше двух этажей.
4. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ
4.1. Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует оборудовать системами водопровода, горячего водоснабжения, канализации и внутренними водостоками. Проектирование этих систем следует выполнять согласно соответствующим главам СНиП.
5. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ,ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ
5.1. Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует оборудовать системами центрального отопления и вентиляции.
5.2. Теплоснабжение зданий следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных или местных котельных.
5.3. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, кроме играль-ных-столовых и групповых, размещенных на первом этаже, поддержание температуры поверхности пола 22°С в зимний период следует предусматривать также и в приемных, раздевальных и спальнях.
5.4. Расчетную температуру для проектирования отопления и кратность обмена воздуха в помещениях
14
дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует принимать в соответствии с табл. 5.
Т аблица 5 |
|
Расчетная температура воздуха, °С |
Кратность обмена воздуха в 1 ч |
Помещения |
в IB и 1Д-климати-ческих подрайонах |
во И—IV климатических районах |
приток |
вытяжка |
1. Игральная-столовая |
23 |
22 |
— |
1,5 |
2. Групповая, приемная для детей ясельного возраста |
21 |
20 |
|
1,5 |
3. Спальня и раздевальная
4. Туалетные для детей: |
19 |
19 |
|
1,5 |
ясельного возраста |
22 |
22 |
— |
2 |
дошкольного возраста |
21 |
21 |
1 ~' |
2 |
5. Комнаты для музыкальных и гимнастических занятий и корригирующей гимнастики |
19 |
19 |
|
1,5 |
6. Помещения с ванными для лечения, массажа |
30 |
30 |
|
По расчету, но не менее 50 м8/ч на ребенка |
7. Изолятор, медицинская комната, кабинеты врачей |
23 |
23 |
|
1,5 |
8. Темная комната пле-опто-ортоптического помещения |
22 |
22 |
|
1,5 |
|
Примечание. Расчетную температуру для проектирования отопления и кратность обмена воздуха в помещениях, не указанных в настоящей таблице, принимать согласно главе СНиП по проектированию детских яслей-садов. |
6. ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
6.1. В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха необходимо предусматривать:
а) розетки для использования технических средств обучения в групповой, классе для занятий, в комнате
15
для музыкальных и гимнастических занятий, которые устанавливать на высоте 1,8 м от пола;
б) светильники с лампами накаливания в помещениях с пребыванием детей, а в классе для занятий — дополнительно верхний подсвет настенной классной доски и места для индивидуальных занятий сурдопедагога;
в) освещенность при лампах накаливания, для системы общего освещения помещений групповой, класса для занятий, комнаты для музыкальных и гимнастических занятий — 300 лк в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола, в раздевальной — 200 лк на полу; освещенность в вертикальной плоскости на настенной классной доске — 300 лк;
г) в комнате для музыкальных и гимнастических занятий — магнетоиндукционную петлю, выполняемую следующим образом: изолированный медный провод прокладывается скрыто по периметру помещения на высоте 1 м от пола, так чтобы образовалось шесть витков; начало, конец и отводы от каждого витка выводятся на клеммник, устанавливаемый около усилителя низкой частоты; сечение провода определяется специальным расчетом;
д) в классе для занятий — каналы для подводки слаботочных линий от пульта управления у стола педагога к оборудованным сурдотехнической аппаратурой столам для детей.
6.2. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения следует предусматривать:
а) в классе для занятий, групповых и в кабинете врача-окулиста — освещение светильниками с люминесцентными лампами белого света типа ЛБ для обеспечения освещенности не менее 500 лк в системе общего освещения в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола, в классе для занятий — дополнительно верхний подсвет настенной классной доски для освещенности в вертикальной плоскости — 500 лк;
б) люминесцентное освещение с пускорегулирующей аппаратурой люминесцентных светильников особо низг кого уровня шума по действующим ГОСТам и обеспечением коэффициента пульсации светового потока не более 10;
в) в плеопто-ортоптических комнатах и в кабинетах врача-окулиста — 4—6 двойных штепсельных розеток
16
на высоте 1,8 м от пола в соответствии с размещением оборудования.
6.3. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта следует предусматривать:
а) в помещениях групповых ячеек и изоляторе, в комната?: для музыкальных занятий и корригирующей гимнастики — светильники с лампами накаливания;
б) в групповых — дополнительно верхний подсвет игрового уголка, демонстрационной и настенной классных досок;
в) звуковую и световую оигнализацию из групповых и спален в медицинскую комнату (дежурной медицинской сестре). Устройство сигнализации однотипно устройству палатной сигнализации для больниц.
6.4. В помещениях с сурдотехническими средствами, в физиотерапевтическом кабинете следует предусматривать защитное заземление в соответствии с Инструкцией по защитному заземлению электромедицинской аппаратуры в учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР.
6.5. В зданиях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития необходимо предусматривать аварийное освещение 5 лк на уровне пола по линии основных проходов.
6.6. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития в системе общего освещения помещений групповых, игральных-столовых, спален, палат изолятора, комнат для музыкальных и гимнастических занятий следует предусматривать:
а) источники ультрафиолетового излучения эритем-ные увиолевые (ЭУВ) или люминесцентные эритемные (ЛЭ) из расчета 3 В т/м2 площади помещений и устанавливать их на высоте 2,7—2,9 м от пола;
б) источники бактерицидного облучения типа ДБ 15 из расчета 1 Вт/м3 комнаты и устанавливать их на высоте 2,7—2,8 м от пола.
6.7. В спальнях дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать, помимо общего, в рабочей зоне персонала светильник местного освещения прямого света.
6.8. В логопедических комнатах дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умотвен-
17
ного развития около зеркала следует предусматривать настенные светильники местного освещения на кронштейне, позволяющем менять угол наклона и высоту источника света.
6.9. На участках дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать освещение при средней горизонтальной освещенности групповых площадок — 10 лк, проездов и проходов — 6 лк.
6.10. Детские дошкольные учреждения для детей с нарушениями физического и умственного развития должны иметь прямую телефонную связь с ближайшей пожарной частью.
6.11. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать устройство автоматической тепловой пожарной сигнализации во всех помещениях, кроме туалетных, душевых, стиральных-разборочных, кладовых овощей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
|
Площадь участков, |
м2, при числе мест в дошкольных |
|
учреждениях для детей с нарушениями |
|
|
зрения |
|
|
Наименование |
слуха (120 мест) |
слабовидящих (96 |
с косоглазием и амблиопией |
опорно-двигатель-ного аппарата (96 |
интеллекта (120 мест) |
|
|
мест) |
(120 мест) |
мест) |
|
1. Площадь застройки: |
|
|
|
|
|
а) здания |
В соответств |
ии с проектами здан |
[ИЙ |
б) теневые навесы |
310 |
248 |
248 |
248 |
310 |
(25+6) X |
(25+6) X |
(25+6) X |
(25+6) X |
(25+6) X |
|
хю |
Х8 |
Х8 |
Х8 |
ХЮ |
2, Детские пло |
|
|
|
|
|
щадки, в том числе: |
|
|
|
|
|
а) групповые |
1500 |
1440 |
1440 |
1440 |
1500 |
|
|
|
|
150X10 |
150X10 |
180X8 |
180X8 |
180X8 |
б) общая физ |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
культурная в) плескатель- |
21 |
21 |
21 |
21* |
21 |
ный бассейн |
|
|
|
|
|
г) огород- |
120 |
90 |
90 |
90 |
150 |
15X8 |
15x6 |
15X6 |
15X6 |
15X10 |
ягодник |
д) для животных и птиц |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
3. Хозяйственная площадка |
120 |
120 |
120 |
120 |
120 |
4. Дороги и |
В соответствии с планировкой |
проезды |
|
|
|
|
|
5. Зеленые на |
Как правило, не |
менее 50% площади участка |
саждения Общая площадь земельного участ |
6000 |
5700 |
7200 |
6200 |
7200 |
ка |
|
|
|
|
|
* В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривать вместо плескательного плавательный бассейн размером 3X7 м и глубиной не более 0,8 м; перед входом предусматривать ранну для мытья ног и душ,
19
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СОСТАВ, ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИИ И СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗДАНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ НА 10 ГРУПП (120 МЕСТ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ
Продолжение прил. 2 |
|
Площадь по- |
|
Площадь по |
Помещения |
мещений, м3 |
Помещения |
мещений. мг |
А. Помещения |
|
Г. Администра |
|
групповых |
|
тивно-хозяй |
|
ячеек |
|
ственные |
|
1. Раздеваль- |
12X10 = |
1. Кабинет |
12 |
пая |
= 120 |
заведующей |
|
2. Помещение |
6X10=60 |
2. Методиче |
18 |
для личных ве- |
ский кабинет и |
|
щей детей* |
|
педагогичес |
|
3. Групповая |
збхю= |
кая комната |
|
|
==«360 |
3. Кабинеты |
10+4 |
4. Класс для |
24ХЮ= |
радиотехника |
занятий |
=240 |
и аудиологи- |
|
5. Спальня |
зохю= |
ческий |
|
|
=300 |
4. Комната |
8 |
6. Буфетная |
3X10=30 |
завхоза |
7. Туалетная |
10X10= |
5. Комната |
8 |
|
= 100 |
персонала |
|
|
|
6. Туалет |
3 |
|
|
7. Душевая |
3 |
Итого |
1200 |
персонала 8. Ванная для детей |
15 |
Б. Общие |
75 |
9. Приемная |
24 |
1. Комната |
для родителей |
для музыкаль |
|
10. Кухня с |
30+6 |
ных и гимнас |
|
раздаточной |
тических заня |
|
11. Кладовая |
12 |
тий |
12 |
сухих продук |
|
2. Комната |
тов |
|
для хранения |
|
12. Кладовая |
6 |
гимнастического |
|
овощей |
|
оборудования |
|
13. Кладовая |
12 |
В. Медицин |
|
для хранения чистого белья |
|
ские |
|
14. Стираль- |
18 |
1. Медицин |
15 |
ная-разбороч- |
|
ская комната 2. Изолятор: |
|
ная 15. Сушиль- |
12 |
приемная |
4 |
ная-гладиль- |
|
палаты |
6X2=12 |
ная |
|
туалетная |
2 |
16. Хозяйственная кладо |
9X2=48 |
Итого |
120 |
вая |
|
|
Итого 219
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ ССОР (ГОСГРАЖДАНСТРОЙ)
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
дошкольных
УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ВСН 28-76 Г осгр ажданстр ой
Утверждена, приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 31 декабря 1976 г. М 295
МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1977
Продолжение прил. 2 |
Помещения |
Площадь помещений, м2 |
Общая рабочая площадь, м2 |
1539 |
То же, на 1 место, м2 |
12,83 |
Строительный объем здания, ма |
7400 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Продолжение прил, 2 |
Помещения |
Площадь помещений, м9 |
Строительный объем |
61,7 |
здания, на 1 место, |
|
м3 |
|
|
* При применении типовых проектов, утвержденных до введения в действие настоящей Инструкции, вместо помещений для личных вещей детей в каждой группе допускается устройство централизованной кладовой для личных вещей детей площадью 12 м2 на здание. |
СОСТАВ, ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗДАНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
|
Площадь помещений дошкольных учреждений, ма, Для детей |
Помещения |
слабовидящих (на 96 мест,
8 групп) |
с косоглазием и амблиопией (ыа 120 мест, S групп) |
А. Помещения групповых ячеек |
|
|
1. Раздевальная |
12X8=06 |
12X8=96 |
2. Помещения для личных ве |
5X8=40 |
5X8=140 |
щей детей |
50X8=400 |
|
3. Групповая |
50X8=400 |
4. Класс для занятий |
36 |
— |
5. Йлеопто-ортоптическая ком- |
18+6=24 |
(18+6)4=96 |
ната |
|
|
6. Спальня |
36X8=288 |
36X8=288 |
7. Буфетная |
3X8=24 |
3X8=24 |
8. Туалетная |
10X8= |
10X8=80 |
|
Итого
988
1024 |
Б, Общие
1. Комната для музыкальных и 75 гимнастических занятий
2. Комната для корригирующей 36 гимнастики
Инструкция по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития разработана ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР при участии НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР и НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР.
Редакторы — канд. техн. наук Я. М. Архаров и арх. Я. И. Подольский (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР), канд. арх. Я. Б. Блохина и канд. арх. Я. Я. Щетинит (ЦНИИЭП учебных заведений).
30213—517
Ннструкт.-нормат. II выл. — 40—41—77
Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при
Госстрое СССР (Госграждан-строй) |
Ведомственные
строительные
нормы |
ВСН 28-76 |
Г осгражданстрой |
Инструкция по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития |
— |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1Л. Требования настоящей Инструкции распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих зданий дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, Интеллекта).
Требования настоящей Инструкции не распространяются на проектирование детских домов для детей-инвалидов и других детских дошкольных учреждений системы министерств социального обеспечения союзных республик.
Примечания: 1. При проектировании зданий дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует также соблюдать требования соответствующих нормативных документов, утвержденных Госстроем СССР или согласованных с ним, в том числе главы СНиП по проектированию детских яслей-садов.
2. Требования настоящей Инструкции не распространяются на проектирование дошкольных учреждений для детей с нарушениями
|
Утверждены |
|
|
приказом |
|
Внесены |
Г осударственного |
|
цнииэп
учебных |
комитета по гражданскому |
Срок введения в действие 1 июля 1977 г. |
зданий |
строительству |
Госграждан- |
и архитектуре |
строя |
при Госстрое СССР от 31 декабря 1976 г. |
|
|
№295 |
|
|
5 |
физического и умственного развития для строительства в климатических подрайонах IA, 1Б и 1Г.
1.2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями физического и умственного развития подразделяются на:
а) дошкольные учреждения для детей с нарушением слуха — предназначены для воопитания и обучения глухих и слабослышащих детей;
б) дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения:
слабовидящих (с остротой центрального зрения от О до 0,4) — предназначены для воспитания и обучения детей;
для детей с косоглазием и амблиопией — предназначены для воспитания и обучения детей;
в) дошкольные учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата — предназначены для воопитания и обучения детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, с нормальным интеллектом или вторичной задержкой психического и речевого развития, которые не нуждаются в индивидуальном уходе, могут ходить самостоятельно, обслуживать себя, но нуждаются в выполнении ортопедического режима и проведении соответствующей коррекционно-воспитательной работы;
г) дошкольные учреждения для детей с нарушением интеллекта — предназначены для воспитания умственно отсталых детей — олигофренов в степени дебильности.
1.3. Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует проектировать с учетом возрастных ipynn и мест в них согласно табл. 1.
1.4. Типы зданий дошкольные учреждений и число групп в них следует принимать согласно табл. 2.
1.5. Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует проектировать для круглосуточного или круглогодичного пребывания детей.
1.6. При организации сети дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует, как правило, размещать их в городах с учетом обслуживания населения тяготеющих поселков и сельских населенных пунктов.
Таблица 1 |
|
|
Число мест в группе для детей с нарушениями |
|
|
|
зрения |
о |
|
Группы |
Возраст
детей |
слуха |
слабовидящих |
с косоглазием и амблиопией |
опорно-двигателы го аппарата |
интеллекта |
1. Ясельная (первая младшая груп |
От 2 до 3 лет |
12 |
12 |
15 |
12 |
— |
па*)
2. Дошкольные: |
|
|
|
15 |
|
|
а) младшая (вторая младшая |
От 3 до 4 лет |
12 |
12 |
12 |
12 |
группа*) |
От 4 до 5 лет |
|
|
15 |
12 |
|
б) средняя |
12 |
12 |
12 |
в) старшая |
От 5 до 6 лет |
12 |
12 |
15 |
12 |
12 |
|
От 6 до 7 лет |
— |
— |
— |
— |
12 |
3. Подготовительная |
От 6 до
7 лет |
12 |
12 |
15 |
12 |
— |
|
От 7 до 8 лет |
— |
— |
|
|
12 |
|
* В скобках даны названия групп по программе воспитания, утвержденной Министерством просвещения РСФСР.
Таблица 2 |
|
Число |
групп |
Общее число |
Дошкольные учреждения |
ясельных |
дошколь
ных |
групп |
мест в группах |
1. Для детей с нарушением слуха
2. Для детей с нарушением зрения: |
2 |
8 |
10 |
120 |
а) слабовидящих |
2 |
6 |
8 |
96 |
б) с косоглазием и амблиопией |
2 |
6 |
8 |
120 |
3. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата |
2 |
6 |
8 |
96 |
4. Для детей с нарушением интеллекта |
|
10 |
10 |
120 |
|
7
2. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
2.1. Здания дошкольных учреждений следует размещать в зеленой зоне города или в городской застройке около парков и зеленых насаждений, в пределах радиуса обслуживания пожарного депо.
2.2. Дошкольные учреждения для детей с нарушением слуха следует размещать в тихих районах города, вдали от транспортных магистралей и линий электропередач, подстанций, радиостанций, радиорелейных пунктов (чтобы не нарушалась работа сурдотехнической аппаратуры).
2.3. Площади земельных участков следует принимать из расчета на одно место в дошкольных учреждениях для детей:
а) с нарушением слуха — 50 м2;
б) с нарушением зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией) и с нарушением интеллекта — 60 м2;
в) с нарушением опорно-двигательного аппарата — 65 м2.
2.4. На земельном участке следует предусматривать теневые навесы, детские (групповые и общие) и хозяйственные площадки, а также зеленые насаждения согласно црил. 1 к настоящей Инструкции.
2.5. Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует размещать на земельном участке в зависимости от приентации окон помещений по сторонам горизонта согласно п. 3.5 настоящей Инструкции и главе СНиП по проектированию детских яслей-садов.
2.6. Теневые навесы следует предусматривать для каждой группы детей. В IIIБ климатическом подрайоне и IV климатическом районе теневые навесы должны быть ограждены с двух сторон, а во II климатическом районе, IB, 1Д и ША климатических подрайонах — с трех сторон. При теневых навесах, как правило, следует проектировать кладовые для хранения игрушек, санок и инвентаря.
2.7. Ограждение участка дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать высотой 2 м. На участках дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта необходимо предусматривать ограду с запирающимися калитками и воротами.
8
3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ
3.1. Объемно-планировочное и конструктивное решение зданий детских учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует принимать с учетом климатических условий, а также особенностей функционального назначения этих учреждений.
3.2. Здания дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития следует проектировать высотой не более двух этажей, а учреждения для детей с нарушением зрения — одноэтажными.
3.3. Состав и площади помещений дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта следует принимать согласно приложениям 2—б настоящей Инструкции.
3.4. Высоту надземных этажей зданий дошкольных учреждений следует принимать 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа).
3.5. Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта в зданиях дошкольных учреждений следует принимать согласно табл. 3.
3.6. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в групповых и классах учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должен быть не менее 2%, на уровне пола, на глубине 2/з от наружной стены с окнами; угол рассматривания — не менее 45° (горизонтальный угол между лучом зрения крайнего ребенка, сидящего на первом ряду, направленным на удаленную вертикальную кромку меловой доски, и горизонтальной линией на плоскости доски, проведенной на уровне глаз этого ребенка).
3.7. Во всех дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития помещения каждой групповой ячейки следует проектировать изолированными от помещений других групповых ячеек, при этом должна быть обеспечена внутренняя связь групповых ячеек между собой, а также с медицинскими помещениями, с общими помещениями для детей и с административно-хозяйственными помещениями. Медицинские помещения следует группировать и
9
Таблица 3 |
|
Ориентация окон помещений при располо женин зданий дошкольных учреждений |
Помещения |
севернее 46° с. ш. |
южнее 45° с. ш. |
оптималь
ная |
допусти
мая |
оптималь
ная |
допусти
мая |
1. Класс для занятий1 |
ю, в, юв |
— |
ю, юв |
— |
2. Логопедический каби |
ю, в, |
Любая, |
ю, юв |
Любая, |
нет |
юв |
кроме 3, ЮЗ |
|
кроме 3, ЮЗ |
3. Плеопто-ортоптическая комната, кабинеты врачей: окулиста, педиатра, психи |
с |
в, СВ, ссз |
с |
В, СВ,
ССЗ |
атра
4. Комната с ванной для массажа, лечебные комнаты для электро- й теплолечения, комнаты для массажа, физиотерапевтический кабинет |
ю |
Без ограничений |
ю |
Без ограничений |
5. Медицинская и процедурная комнаты |
в |
То же |
ю |
То же |
|
1 В классе для занятий ориентация указана для основного света слева.
Примечания: 1. Ориентацию окон помещений, не указанных в настоящей таблице, принимать согласно главе СНиП по проектированию детских яслей-садов.
% В помещениях с длительным пребыванием детей для создания ровного освещения и устранения отблесков необходимо располагать светопроемы (основные и используемые для подсвета) равномерно, а также предусматривать солнцезащитные устройства.
располагать изолированно от хозяйственных помещений (кухня и постирочной).
3.8. Приемную для родителей (вестибюль) следует размещать на первом этаже вблизи кабинета заведующей и медицинских помещений.
3.9. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения вход в каждую групповую ячейку должен предусматриёаться отдельным (допускается устройство общего входа в две групповые ячейки). В остальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического и умственного развития следует предусматривать отдельный вход в групповые ячейки яслей и общий вход не более чем на две групповые ячейки сада, а в двухэтажных зданиях — не более чем на три групповые ячейки сада.
3.10. В дошкольных учреждениях для детей с нару-
ю