МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОЯВЛЕННОСТИ СССР Всесоюзное объединение "Согозшахтопроект"
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ДОБЫЧНЫХ РАБОТ НА УГ0ЛЪН:4Х РАЗРЕЗАХ (СТАДИЯ ТЭО)
ВОМ 7 9- k р Ыинуглепром СССР
Введены в действие протоколом В/О "Союзшахтопроект" от 21.08.1979 г.
Москва - 1979 г,
Настоящие методики разработаны Всесоюзным научно-исследовательским и проектным институтом "Центрогипрошахт" и являются составной частью методического обеспечения подсистемы "ТЭО проектирования и строительства разрезов” автоматизированной системы проектирования предприятий угольной промышленности (САГТР-уголь).
Методики: расчёт вскрытия карьерного поля на пологопадающих месторождениях при конвейерном транспорте на добыче, расчёт выемочно-погрузочных работ при использовании роторных экскаваторов и конвейерного транспорта на добыче, расчёт транспортирования угля магистральными конвейерами, расчёт по вспомогатеа1ным работам на добыче при конвейерном транспорте содержат указания о порядке и способах выполнения расчётов основных параметров и элементов угольного разреза, проводимых на стадии ТЭО.
Методики вводятся в действие с 1980 года.
Входная информация ( исходные данные)
Единица:Условноо:Точность:Источник измерения обозна*(число : получения чение .десятич-.
ных зна-: ков пос-:
I Абсцисса конца магистральной конвейерной линии в 5-ом ГОДУ
2 Апликата конца магистральной конвейерной линии в $-ои году
3 Абсцисса начала магистральной конвейерной линии
4 Апликата начала магистральной конвейерной линии
5 Абсцисса точки пересечения откоса добычного борта (уступа) с почвой пласта по трассе линии магистрального конвейера
в 5-м году
6. То хе,апликата
7. Длина става магистрального конвейера (паспортная)
|
:той) |
• |
4 |
: 5 |
: 6 |
ч |
0 |
В мачаде расчёта
ввривпта присваивается значение
4?4 |
к |
I |
то хе.
7*-7 Л |
|
0 |
Проектировщик |
z; |
i |
. и в |
4 |
0 |
И |
zn
г
Ukc |
I
0 |
И
Техн. характер. |
8. Угол подъема, на котором конвейерный став сохраняет паспортную длину за счет резерва мощности при- ,
водной станции град °^тх I
I : 2
9 Ширина лонты магистрального конвейера первого типоразмера
Ю То же.второго типоразмера
11 То же,третьего типораз
мера
12 То же,четвертого типораз
мера |
3 |
: 4 |
: 5 |
: 6 |
мм |
вл1 |
0 |
Проектиров
щик |
мм |
вл2 |
0 |
_ и _ |
мм |
влЗ |
0 |
. и _ |
мм |
вл<* |
0 |
_ и _ |
|
вл |
0 |
Управляющий
алгоритм |
|
0 |
При расчоте |
ггч |
|
нового варианта присваивается значение 1ч-0 |
А/Гч |
0 |
- - - |
Ц |
0 |
Техн. характер. |
13 Рассматриваемая в варианте ширина ленты магистрального конвейера мм
1<* Служебный признак для формирования порядка расчета
15 Число ставов в магистральной конвейерной линии шт
16 Длина телескопического м конвейера с учетом теле-скопичности
2. Методика расчета
Последовательность выполнения расчетов по определению параметров вскрытия добычных уступов приведена на рис.З.
В методике, для организации соответствующих расчетов, вводится понятие расчетных координат конца магистральной конвейерной линии, характеризующих положение магистрального конвейера в расчетном году во внутренней угольной траншее со стороны фронта добычных работ (рис.4. 9 ^а)
6 начале расчета варианта расчетным координатам конца магистральной конвейерной линии (Zip и присваиваются значения координат внешней угольной траншеи на почве угольного плас-та1хр”^н;
II
Рис.З* Блок-схема расчета вскрытия карьерного поля на пологопадаиъем месторождении при конвейерном транспорте на добыче.
1- ме»уступный перегружатель
|
Рис.4. Поперечный орс*кль к вскрыткс карьерного
поле на лсбыче прк использована конвеаерисго транспорта (Гаэраоотка угольного плгста наклонными сложа) |
2- телесксзкчсскии конвейер
3- иагистральный наклонный ленточный конвейер во внутренней тран.ее
4- кагкстральны? вакдсииып лентечныя ксивеиер во внешнее траньее
5- ыагистралькыи лентечнык конвейер на поверхности
6- ыагкстпальныя иаклсыьыи конвейер на эстакаде
7- перегруэочаый пункт на ст.Угсльная
1- межуступный перегружатель
|
Рис.4^. Поперечный профиль к вскрытию карьерного |
2- телескопичиский конвейер
3- ыагистральный наклонный ленточный конвейер во внутренней транвее
4- нагиетральный наклонный ленточный конвейер во вненней транпее
5- ыагистралышй ленточный конвейер на поверхности
6- ыагистральный наклонный конвейер на эствкале
7- перегрузочный пункт на ст.Угольная
поля на добыче при использовании конвейерного транспорта (Разработка угольного пласта горизонтальными слеш)
что позволяет ухе в первом году отработки крыла карьерного поля определить расстояние от конца конвейерной линии до фронта добычных работ на почве угольного пласта, характеризуоцегося координатами Z.J и xj.
Характеризующая это расстояние разность апликат и соответственно (абсцисс) конца магистральной конвейерной линии и точки пересечения откоса добычного борта (уступа) с почвой пласта по трассе линии магистрального конвейера определяется по формулам:
> WCG ('О
V-» - (2)
Далее рассчитывается угол падения почвы пласта и длина участка между концом линии магистрального конвейера и точкой пересечения откоса добычного Оорта (уступа) с почвой пласта.;
т?"
anctijCt^n) , гри%. ОО
C-Vzf + xf , - (S)
При наличии угла падения почвы угольного пласта по трассе внутренней угольной траншеи длина устанавливаемых в ней ставов магистральных конвейеров может уменьшаться по сравнению с паспортной величиной.
Для учета указанного фактора в методике предусматривается приближенный рэсчет коэффициента уменьшения длины става магистрального конвейера в зависимости от угла его установки в внутренней угольной траншее по данным УкрНИИпроекта. В методике предусматривается возможность учета угла подъема (<*и*), при котором конвейерный став сохраняет паспортную длину зв счет резерва мощности приводной станции.
Угол для расчета коэффициента уменьшения длины става рассчитывается по формуле;
<*.пр= (б)
Полученное значение <к пр проверяется с помощью логического условия:
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Введение 3
2. Общие положения 3
3. Методика расчета вскрытия б
карьерного поля на пологопадащих месторождениях при конвейерном транспорте на добыче
4. Методика расчета выемочно-погрузочных ^
работ при использовании роторных экскаваторов и конвейерного транспорта на добыче
5. Методика расчета транспортирования i\7
угля магистральными конвейерами
6. Методика расчёта по вспомогательным работам 57
на добыче при конвейерном транспорте
7. Управляющий алгоритм 6Ч
Приложение I: Пример расчета на ЭВМ 71
Приложение 2: Ответы на замечания институтов 83
по разработанным методикам
Приложение 3: Протокол рассмотрения временных 90 методик в В/ССоюзиазтопроект" 21.08.1979 г.
ВВЕДЕНИЕ
Разработанные методики являются составной частью методического обеспечения подсистемы "ТЭО проектирования и строительства угольного разреза" автоматизированной системы проектирования предприятий угольной промышленности (САПР-уголь), разрабатываемой в соответствии с координационным планом работ по теме
0.ВО. 15.09• "Разработать и ввести в опытную эксплуатацию систему автоматизированного проектирования, конструирования и технологической подготовки производства (САПР) на основе применения математических методов и средств вычислительной техники", утвержденным 1'КНТ Сii СССР Постановлением N? 500 от 21 ноября 1975 г.
Основанием для разработки методик является, утвержденное В/0 "Союзшахтопроект" техническое задание на разработку подсистемы "Основные положения проекта угольного разреза"*
Необходимость разработки методик обусловлена отсутствием методических и нормативных документов (материалов) по определению основных параметров и элементов угольных разрезов на стадии ТЭО. Методики разработаны как модификации действующих нормативных, инструктивных и методических материалов по техническому проектированию применительно к условиям разработки ТЭО целесообразности проектирования и строительства разреза с применением ЭаМ.
При разработке методик особое внимание уделялось требованиям комплексной оптимизации проектных решений в единой, достаточно компактной, системе при сохранении точности результатов во всей требуемой области применения.
В разработке методик принимали участив Коршунова Г.П., Мастеров А.К., Слободчиков П.И.^ Рязанов А.В.
2* Общие положения
Подсистема "ТЭО проектирования и строительства угольных разрезов" САНР-уголь, в рамках которой подготовлены настоящие методики, предназначена для разработки, на основе системного проектирования и комплексной оптимизации проектных решений, технической документации на данной стадии. Подсистема "ТЭО-р" может быть использована и для оценки вариантов по отдельным угольным разрезам при разработке генеральной охемы (модели) развития отрасли.
Цель разработки подсистемы - совершенствование организации технологии и методов проектирования на стадии ТэО, на которой в соответствии с требованиями СН 202-76 определяются технико-экономические показатели предприятия и сметная стоимость строительства.
Разработанные методики являются базой построения системы алгоритмов и программ экономико-математической модели угольного разреза, которая предназначена для оценки множества вариантов. Экономико-математическая модель построена по иерархическому принципу. Основными структурными элементами модели являются модули, пригодные для решения отдельных проектных задач. Следующий более высокий уровень модели ооразуют группы модулей - блоки, предназначенные для решения комплекса взаимосвязанных задач.
Блочная структура модели представлена на рис. I.
Приведенные в настоящей книге методики объединяются в блоке "Добыча".
Области применения методик приведены в табл. I.
При разработке методик были использованы следующие утвержденные документы и материалы:
- Техническое задание на разработку подсистемы;
- Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом;
- Правила технической эксплуатации при разработке угольных и сланцевых месторождений открытым способом;
- Основные направления и нормы технологического проектирования угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик;
- Единые нормы выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности (экскавация и транспортирование) .
При разработке методик также использованы методические и типовые работы института УкрНИИпроект.
Рис. I Блок-схема экономико-математической модели угольного разреза. | |
ОБЛАСТИ ПР;21£Н£Н;!й ИйТОДИК
Блок эковоми- : Применимость: Услсзия применек'.я методики
кой модели, в : расчетов : горногеологические которой исполь- ТЭО реконст<-зуется методика рукции :
ко-матсматичесf методики для: “
Горизонтальные и по-логоподащие место- |
"Добыча" |
применима |
рождения |
Пои наличии
внутренних
отвалов |
"Добыча" |
применима |
левые |
При применении ва разработке пластов роторных экскаваторов и на транспортировании угля конвейеров при установке на крыло карьерного поля не более двух экскаваторов |
"Добыча" |
применима |
Горизонтальные и подогопада щие месторождения |
При наличии
внутренних
отвалов |
"Добыча" |
применима |
любые |
любые |
|
горнотехнические
1. Методика расчета вскрытия карьерного поля на полого-падапмх месторождениях
при конвейерной транспорте на добыче
2. Методика расчета выемочно-погрузочных раоот при использовании роторных экскаваторов и конвейерного транспорта на добыче
3. Методика расчета транспортирования угля магистральными конвейерами
4. Иетодика расчета по вспомога* тельным работам на добыче при коивеиерном транспорте
МЕТОДИКА
расчета вскрытия карьерного
поля не пологопадаэдих месторождениях при конвейерном транспорте на добыче
I. Исходные предпосылки
Методика предназначена для расчета, в динамике развития добычных работ по годам,числа ставов угольных магистральных конвейеров в конвейерной линии с учетом углов падения почвы угольного пласта во внутренней угольной траншее.
При разработке методики принято, что в процессе творческих инженерных проработок проектировщиками решены следущии вопросы (рис.2) :
- установлено местоположение внешней угольной траншеи, перегрузочного пункта ст. Угольная;
- определено расстояние от внешней угольной траншеи до перегрузочного пункта и длина внешней траншеи;
- определены координаты внешней траншеи ва почве угольного пласта, откуда будет начинаться внутренняя угольная траншея;
- выбраны типы ставов магистральных конвейеров, телескопических конвейеров.
Магистральные конвейеры устанавливаются на почву угольного пласта.
При расчетах используется информация о координатах точки пересечения. откоса угольного борта (уступа) с почвой пласта по трассе расположения внутренней угольной траншеи в расчетном году, полученная по методике .
Зависимость изменения длины става магистрального конвейера, транспортирующего уголь, от угла падения пласта (при постоянной мощности привода) принята по данным УкрНШпроекта.
Целью методики является: на основе исходных данных (табл.1) опре делить:
- число ставов конвейеров в магистральной конвейерной линии;
- расчетные координаты конца конвейерной линии.
Методика предназначена для расчета указанных выше параметров на стадии ТЭО целесообразности проектирования и строительства угольных-рззрезов на ЭВМ в составе подсистемы ТЭО-р САПР-уголь или в составе локальной задачи на добыче.
Забойные ленточные конвейеры
Межуступный перегружатель
Телескопический конвейер Резервный конвейер
Магистральный наклонный ленточный конвейер во внутренней траншее _
Магистральный наклонный ленточный конвейер во внешней траншее_
Магистральный ленточный конвейер иа поверхности_
8.
Магистральный наклонный ленточный конвейер на эстакаде
Перегрузочный пункт на ст.Угольная
>
Рис.2. План расположения конвейерных линия на крыле карьерного поля